Смекни!
smekni.com

История журнала «Новый мир» (стр. 2 из 5)

Новый этап в истории русской журналистики связан с формированием в конце 1820–1830-х массового читательского спроса, создавшего предпосылки для коммерческой журналистики. Возникают коммерческие издания энциклопедического типа – так называемые «толстые журналы», первым из которых был «Московский телеграф» (1825–1834) Н.А.Полевого. За ним последовали «Московский вестник» (1827–1830) М.П.Погодина – орган кружка любомудров, «Телескоп» (1831–1836) Н.И.Надеждина, «Европеец» (1832) И.В.Киреевского, закрытый властями на втором номере, «Библиотека для чтения» (1834–1865), созданная О.И.Сенковским, «Московский наблюдатель» (1835–1839) и др. Наиболее читаемым журналом этого рода были «Отечественные записки» (1839–1867) А.А.Краевского, славу которому в 1840-х создали статьи В.Г.Белинского (в 1868–1884 журнал издавался другими лицами). Менее успешны были «Маяк» (1840–1845) С.К. Бурачка, «Финский вестник» (1845–1847) Ф.К. Дершау и др. Все литературные журналы в это время находятся в руках частных лиц: единственным государственным изданием, посвященным в значительной мере литературным вопросам, остается «Журнал Министерства народного просвещения» (1834–1917).

Облик журналов в 1840-х и позднее во многом определялся взглядами и партийными пристрастиями издателей, поэтому, переходя из рук в руки, журнал мог изменяться до неузнаваемости. Такова была участь «Современника», созданного в 1836 А.С. Пушкиным, до 1846 редактируемого далеким от политики П.А.Плетневым, а в 1847–1866 под руководством Н.А.Некрасова ставшим центром радикальной революционной критики и публицистики. Так же и с «Отечественными записками», основанными Краевским в 1839, резко «поправевшими» после ухода Белинского в 1847 и вновь «полевевшими» в руках Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина (1868–1884). Некоторые старые журналы возобновлялись под те же именем, но имели уже совершенно иное направление: например, «Вестник Европы» (1802–1830, 1866–1918), возобновленный М.М. Стасюлевичем в 1866 как умеренно-либеральное издание.

В 1850–1860-х главной разновидностью литературного журнала окончательно становится толстый журнал «с направлением», господствующий вплоть до начала 20 в.. Журналы революционно-демократической направленности – «Современник» и «Отечественные записки» (в руках Некрасова и Салтыкова-Щедрина). Журналы, объединявшие радикально настроенных т.н. «нигилистов», – «Русское слово» (1859–66) и «Дело» (1868–88). Умеренно-либеральное издание «Вестник Европы» Стасюлевича и др. Славянофильские журналы – «Москвитянин» (1841–1856) М.П.Погодина, «Русская беседа» (1856-1860) А.И.Кошелева и И.С.Аксакова. «Почвеннические» журналы Ф.М. Достоевского «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865) и близкая к ним «Заря» (1869–1872) В.В.Кашпирева. Подчеркнуто «охранительной» тенденцией в журналистике того времени выделялся «Русский вестник» (1856–1906) М.Н.Каткова, в котором были публикованы лучшие образцы русской прозы (в т.ч. почти все романы И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.Ф. Писемского, все крупные произведения Н.С. Лескова и мн. др.).

Наряду с «толстыми» журналами в это время процветает и сатирическая журналистика: «Искра» (1859–1873) В.С.Курочкина, «Гудок» (1859–1862) Д.Д.Минаева, «Будильник» (1865–1871) Н.А.Степанова (в 1873 журнал был возобновлен как юмористический и просуществовал до 1917, в 1881–1887 его редактором был А.П.Чехов) и другие. Позднее пользовались популярностью юмористические журналы, не имеющие, в отличие от сатирических журналов 1850–1860-х, ярко выраженной политической тенденции: «Осколки» (1881–1916) Н.А.Лейкина и (с 1905) В.В.Билибина, «Стрекоза» (1875–1908) И.Ф.Василевского (с 1879), «Сатирикон» (1908–1914) А.А.Радакова и А.Т.Аверченко, «Новый Сатирикон» (1913) того же Аверченко и прочие.

В 1870–1890-х журналы «с направлением» представлены, помимо возникших ранее, народническими и пронародническими журналами «Русское богатство» (1876–1918), «Русская мысль» (1880–1918), легально-марксистскими журналами «Мир божий» (1892–1906), «Современный мир» (1908–1916), «Летопись» (1915–1917; основана М.Горьким), либеральными демократическими изданиями, вроде «Журнала для всех» (1896–1906) В.С.Миролюбова, журналами «охранительного» направления «Наблюдатель» (1882–1901, 1904), «Русское обозрение» (1890–1898, 1901, 1903). Однако возникали и издания менее тенденциозные: например, иллюстрированный журнал «для семейного чтения» «Живописное обозрение» (1872–1902, 1904–1905). Особое место занимали литературно-исторические журналы «Русский архив» (1863–1917), основанный П.И.Бартеневым, и «Русская старина» (1870–1917), основанная М.И.Семевским. В то же время Достоевский создает оригинальную форму моножурнала – «Дневник писателя» (1876–1877, 1880, 1881), вслед за ним появились «Дневники писателя» Д.В.Аверкиева (1885–1886), А.В.Круглова (1907–191 4), Ф.К.Сологуба (1914).

В начале 20 в. среди огромного количества разнотипных литературных журналов (только юмористических изданий было около 400) выделялись «эстетские» издания художников и писателей-символистов «Мир искусства» (1899–1904), «Весы» (1904–1909), «Золотое руно» (1906–1909), «Аполлон» (1909–1917).

Рубежом в истории литературных журналов в России стала революция 1917 года и гражданская война. С этих пор и вплоть до 1990 года за литературой и журналистикой осуществляется контроль государства. Литературные журналы учреждаются с одобрения власти, чаще – по ее указанию.

Первым советским литературно-художественным изданием по типу дореволюционных «толстых» журналов стала «Красная новь» (1921–1942), организованная А.К. Воронским (возглавлял журнал до 1927). Вслед за ней появились существующие по сей день «Молодая гвардия» (1922–1941, с 1948), «Октябрь» (с 1924), «Звезда» (с 1924), «Новый мир» (с 1925). В 1920-х выходил ряд критико-библиографических и литературно-теоретических журналов, обслуживающих разные литературные группировки – сторонников (разной степени радикальности) «пролетарского искусства» («На посту», 1923–1925; «На литературном посту», 1926–1932), футуристов, входивших в литературное объединение «Левый фронт искусств» («ЛЕФ», 1923–1925; «Новый ЛЕФ», 1927–1929 – оба под ред. В.В.Маяковского) и другие. Наиболее значительным критико-библиографическим изданием этого периода был журнал «Печать и революция» (1921–1930), часто представлявший официальную, но при этом довольно умеренную точку зрения (ответственным редактором был В.П.Полонский). Преимущественно литературно-теоретическим вопросам были посвящены журналы «Литература и марксизм» (1928–1931) В.М. Фриче и В.Ф. Переверзева и «РАПП» (1931–1932). Замечательным достижением 1920–1930-х стало издание журналов для детей: «Мурзилка» (с 1924), «Пионер» (с 1924), «Еж» (1928–1935), «Чиж» (1930–1941) и др.

Борьбу литературных объединений 1920-х прекратило партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и создание Союза писателей СССР (1934). Партийная линия разъяснялась в специально созданных критико-библиографических журналах «Литературная учеба» (1930–1941) и «Литературный критик» (1933–194 0), в качестве приложения к которому выходило «Литературное обозрение». Для нужд школы издавался журнал «Литература в школе» (1936–1941, с 1946). Достижениям социализма был посвящен «журнал художественного очерка», созданный М.Горьким, «Наши достижения» (1929–1936). С 1931 начинает выходить толстый журнал «Знамя», первоначально предназначенный для Красной армии и флота. Активно создаются литературные журналы в провинции и на национальных окраинах.

Новый всплеск в развитии советской журналистики приходится на время «оттепели». В это время возникают новые журналы: «Иностранная литература» (с 1955), «Юность» (с 1955), «Дружба народов» (с 1955, нерегулярно выходил как альманах с 1939), «Нева» (с 1955), «Москва» (с 1957), «Наш современник» (с 1964, нерегулярно выходил как альманах с 1956 года). Серьезную реорганизацию претерпевают некоторые журналы, возникшие в 1920-х, но достигшие пика популярности в 1950–1960-х. Возникают специализированные литературоведческие журналы «Вопросы литературы» (с 1957) и «Русская литература» (с 1958) и множество толстых журналов в регионах: «Дон» (Ростов-на-Дону, с 1957, нерегулярно выходил как альманах с 1946), «Урал» (Свердловск, с 1958) и другие. Позднее появляется еще ряд журналов в провинции: «Север» (Петрозаводск, с 1965), «Волга» (Саратов, с 1966) и др. В Ленинграде с 1969 выходит журнал «Аврора».

В 1970-х в связи с партийным постановлением «О литературно-художественной критике» (1972) возрождаются критико-библиографические журналы «Литературное обозрение» (с 1973) и «Литературная учеба» (с 1978).

Большой популярностью «толстые» журналы пользовались в эпоху перестройки 1985 – начале 1990-х, когда они обсуждали общественные проблемы и печатались запрещенные ранее произведения. Невиданный ажиотаж вызвала так называемая «возвращенная литература»: русские писатели-эмигранты первой, второй и третьей волны. Огромный интерес вызывали публикации, в которых пересматривалась официальная историческая концепция, и художественные произведения на историческую тематику (в особенности из эпохи Сталина). Однако постепенно внимание публики было в значительной степени отвлечено современными политическими новостями и событиями.

Новейший период в истории журналистики начинается с 1990–1991, когда появляется возможность издания частных журналов. Но вместе с тем падает авторитет самой литературы и резко сужается круг читателей литературных, в особенности столь популярных некогда толстых журналов. Из возникших в 1990-х изданий можно выделить «Континент» (с 1990, выходил в Париже с 1974), «Новое литературное обозрение» (с 1992), в котором сочетаются новейшая литература и литературоведение, «Новая юность» (с 1993), «Арион» (с 1994) – журнал современной поэзии, где печатаются стихи, поэтическая проза, переводы, эссе, архивные материалы и литературоведческие статьи. (13)

Глава 2. История журнала «Новый мир»