Смекни!
smekni.com

История журнала «Новый мир» (стр. 3 из 5)

2.1. Создание и первые шаги журнала «Новый мир»

В конце 1924 года на страницах «Известий» появилось объявление: В 1925 году с января месяца «Красная нива» помимо других приложений даст своим подписчикам ежемесячный литературный, научно-популярный и политический журнал «Новый мир» (рис.1). Далее в нем указывалось, что журнал этот рассчитан на самые широкие круги читателей и подписная цена его будет минимальной.

Выход «Нового мира» стал заметным явлением в культурной жизни молодого Советского государства. Журнал с первого номера включился в строительство новой, социалистической культуры. На его страницах впервые были опубликованы неизданные рукописи Владимира Ильича Ленина о диктатуре пролетариата, выступления видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства. Значительное место заняли литературно-критические работы, например статья А. В. Луначарского об Анатоле Франсе (рис.2). Нарком, Ю.М. Стеклов (рис.3) и И.И. Скворцов-Степанов были первыми редакторами журнала. С 1926 по 1931 год их место занимает В.П. Полонский. Принципиальное значение в развитии советского литературоведения сыграли опубликованные в 1928 году на страницах «Нового мира» написанные им «тезисы о задачах марксистской критики». Среди рецензий Луначарского в журнале – отклик на работу М. М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского». (1, с. 241)

Именно в 20-е годы в журнале увидели свет «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Петр Первый» и «Хождение по мукам» А. Толстого и «Гидроцентраль» Шагинян. Печатались В. Брюсов, С. Есенин, Вс. Иванов, Вл. Лидин, В. Маяковский, Б. Пастернак, К. Федин, Ф. Гладков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов и другие. (3, с. 263-265)

Тогда же, в 1926-27 годах была найдена структура «Нового мира», которая утвердилась на долгие годы и до наших дней претерпела не столь значительные изменения. За художественным отделом следовали очерки «Люди и факты» (сейчас эта рубрика носит название «Очерки наших дней»), раздел «За рубежом» (сейчас – «На зарубежные темы»), «Наука и жизнь» (теперь «В мире науки»), «Из прошлого» (ныне «Дневники. Воспоминания»), «Литература и жизнь» (в настоящее время рубрика названа «Литературная критика»), «Книжное обозрение».

Высокий художественный уровень издаваемых в журнале произведений, острота и разнообразие публицистических, критических, общественно-политических, научно-популярных материалов быстро снискали любовь читателей – и в 1927 году «Новый мир» достиг наибольшего среди «толстых» журналов тех лет тиража – 28 тысяч экземпляров. (1, с. 242)

2.2. Журнал «Новый мир» в 30-40-е годы

30-е годы стали для журнала тяжелым периодом. Отдел критики потерял прежнее значение, рецензии, статьи в основном были посвящены литературе прошлого, носили случайный характер. Наряду с произведениями, вошедшими в золотой фонд советской литературы, на страницах журнала печатались слабые, посредственные материалы.

Трудно складывалась судьба журнала в первый военный и в первый послевоенный годы. На его страницах появлялись произведения, подвергавшиеся резкой критике в партийной печати. Но журнал преодолевал временные трудности и приковывал к себе внимание все новых поколений советских читателей. Особая роль принадлежит в этом его редакторам.

В 1932-1937 годах журналом руководил И.М. Гронский (рис.5). До войны (в 1937-1941 годах) «Новый мир» вел В.П. Ставский (рис.4), во время войны – В.Р. Щербина. (1, с. 242)

В этот период в журнале появились «Поднятая целина» и «Тихий Дон» М. Шолохова, «Испанский дневник» М. Кольцова. Печатались Вл. Лидин, Вс. Иванов, А. Новиков-Прибой, К. Чуковский, И. Эренбург, А. Толстой, М. Горький, К. Паустовский, Л. Леонов, П. Бажов, Ю. Герман, К. Федин, М. Шагинян, Ю. Олеша, Б. Пастернак, П. Васильев, О. Мандельштам, Шота Руставели, М. Алигер, А. Твардовский, В. Лебедев-Кумач, Н. Рыленков. (3, с.265-268)

2.3. «Новый мир» в 50-60-е годы

50-60-е годы в жизни журнала прочно связаны с именами К.М. Симонова (рис.6) и А.Т. Твардовского (рис.9).

С 1946 по 1950 годы «Новым миром» руководил Симонов. В этот период активно печатаются такие авторы, как С. Наровчатов, И. Эренбург, В.Василевская, Р. Гамзатов, К. Паустовский, А. Твардовский, Ю. Нагибин, Ю. Трифонов. (3, с. 270-272)

В 1950 году главным редактором журнала был назначен Александр Твардовский.

Александр Трифонович Твардовский родился 21 (8) июня 1910 года в Смоленской губернии, на хуторе Загорье в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Учился в сельской школе, позднее в Смоленском педагогическом институте (рис.7). В 1939 году окончил Московский институт философии литературы и истории (МИФЛИ). Стихи начал писать рано. Первые литературные опыты Твардовского были горячо поддержаны его земляком М.Исаковским, в те годы уже известным поэтом. С 1942 года и до конца войны Твардовский работал в “Красноармейской правде” – газете Западного фронта. Как корреспондент этой газеты в 1942 году он приезжал в войска 20-й армии, завершавшей Погорело-Городищенскую операцию (рис.8). В эти годы Твардовский написал поэму «Василий Теркин» - свое самое известное произведение, представляющее собой цепь эпизодов Великой Отечественной войны. (8)

Благодаря этому выдающемуся писателю, «Новый мир» вырвался из сомкнутого журнального ряда, занял свое место в литературе и в общественно-духовной жизни, стал центром притяжения для многих авторов и читателей, стремился поднять их литературно-эстетический уровень, стал первой ласточкой общественного обновления.

Появление в журнале романа Василия Гроссмана «За правое дело» стало главным литературным событием своего времени. Война у Гроссмана была показана так всеохватно и глубоко, как никогда еще не показывалась в советской литературе. (2, с. 72-73)

10 августа 1954 года было проведено заседание партийной группы правления ССП СССР по рассмотрению решения секретариата ЦК КПСС «Об ошибках журнала „Новый мир“». На нем присутствовало 56 коммунистов, в основном членов Правления. Твардовского и его помощников – Дементьев и Смирнова – обвиняли в ошибочности позиций журнала и идейной вредности поэмы «Теркин на том свете», ведь именно в этой поэме Твардовский пересматривает свои взгляды на И. Сталина и сталинизм. Однако руководители журнала до последнего времени не желали признавать допущенных ими ошибок. Твардовский заявил, что «Теркин на том свете» - дорогое для него детище. ЦК посоветовал Писателю уничтожить это произведение. (11)

После этого события Твардовский покидает пост главного редактора на четыре года, его место снова занимает К.М. Симонов.

В 1958 году Александр Трифонович возвращается к руководству журнала. Во второй период редакторства Твардовского в "Новом мире", особенно после XXIII съезда КПСС журнал становится прибежищем антисталинских сил в литературе, символом "шестидесятничества", духовным оазисом тех лет. В 1968 году в журнале появляется очерк Валентина Овечкина «Районные будни», освещавший и критиковавший положение деревни и сельского хозяйства. В рамках этой переоценки Твардовский, получает разрешение Хрущева на публикацию рассказа «Одного дня Ивана Денисовича» А. Солженицына (рис.10). «Один день Ивана Денисовича» связан с одним из фактов биографии самого автора - Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950-51 г. на общих работах был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына - это Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. В этом рассказе автор от лица своего героя повествует о всего одном дне из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича. Но и этого дня хватит чтобы понять то, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому. Лагерь - это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Здесь совсем другие законы, отличающиеся от привычных нам, каждый здесь выживает по-своему. Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри человеком, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.

Такая позиция журнала вызвала недовольство неосталинистов. В течение нескольких лет велась литературная полемика журналов "Новый мир" и "Октябрь" (редактор Вс. Кочетов). После снятия Хрущева в прессе (журнал "Огонёк", газета "Социалистическая индустрия") была проведена кампания против "Нового мира". Ожесточенную борьбу с журналом вел главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза Писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, коллектив журнала ушел вместе с ним. (16)

В этот период жизни журнала в нем публиковались многие талантливые поэты. Это Анна Ахматова, Ираклий Абашидзе, Маргарита Алигер, Геннадий Айги, Николай Асеев, Ольга Берггольц, Константин Ваншенкин, Самуил Галкин, Расул Гамзатов, Николай Заболоцкий, Михаил Исаковский, Римма Казакова, Сильва Капутикян, Владимир Корнилов, Аркадий Кулешов, Семен Липкин, Инна Лиснянская, Михаил Луконин, Новелла Матвеева, Самуил Маршак, Сергей Орлов, Давид Самойлов, Ярослав Смеляков, Владимир Соколов, Дмитрий Сухарев, Александр Твардовский, Вероника Тушнова, Вадим Шефнер, Борис Чичибабин, Баграт Шинкуба. Печатались С. Залыгин, Ф. Искандер, В. Астафьев, С. Наровчатов, В. Шукшин, Д. Драгунский, Е. Дорош. Журнал знакомил своего читателя с такими иностранными писателями, как Э. Хэмингуэй, Дж. Д. Сэлинжер, Р.П. Уоррен, Антуан де Сент-Экзюпери, Лао Шэ. (3, с. 272-279)

Умер Александр Твардовский во сне. Похороны поэта состоялись 21 декабря 1971 года. Москва прощалась с крупнейшим русским поэтом советской эпохи, творчество которого было глубоко народным, прощалась с великим сподвижником – главным редактором журнала «Новый мир», в одиночку противостоявшим жестокой идеологической системе ограничений и запретов, отстаивавшим право писателя говорить в своих произведениях правду о реальной жизни народа.