Содержание
1. Экономическое развитие российского государства в XV-XVII веках. 4
1.1. Развитие сельского хозяйства и усиление феодальной эксплуатации крестьян. 4
1.2. Развитие внутренней торговли и предпосылки всероссийского рынка 5
2. Особенности экономического развития страны в XVII веке. 8
2.1. Развитие сельского хозяйства, ремесла и мануфактур в XVII 8
2.2. Начало формирования всероссийского рынка. 11
Актуальность работы обусловлена насыщенностью экономических событий, произошедших в этот период развития нашей страны. В XV в. интенсивно развивалась экономика Руси. Россия начала XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVII века произошло значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян.
Именно в этот период времени Россия вступила в новый период своей истории, характеризуемый началом формирования всероссийского рынка и зарождением элементов буржуазных отношений.
Объект исследования- экономика России XV-XVII веков.
Предмет исследования-особенности и составляющие экономического развития страны в XV-XVII веках.
Целью работы является выявление и рассмотрение основных направлений развития экономики России в XV-XVII веках.
Для решения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1. Изучить особенности развития сельского хозяйства и усиления феодальной эксплуатации крестьян в XV-XVI веках;
2. Ознакомиться с развитием внутренней торговли данного периода;
3. Рассмотреть положение сельского хозяйства, ремесла и мануфактур в XVII веке;
4. Охарактеризовать особенности начала формирования всероссийского рынка.
В сельском хозяйстве складывалась своя география и районы специализации. Земледелие повсеместно было господствующей отраслью. Шире применялось трехполье и связанное с ним применение удобрений. Паровая система использовалась параллельно с переложной. Речь идет в первую очередь о степных районах, северные земли обрабатывались с подсекой. Урожайность составляла в основном самтри. Увеличение торговли хлебом вызывало расширение полосы земледельческих районов за счет северных земель, приморской территории Новгородской области, Поволжья. Осваивались земли Урала. Городские нужды в товарном хлебе росли, что заставляло монастыри и землевладельцев включаться в хлебную торговлю. Крестьяне должны были продавать часть урожая в счет выплаты казенных податей и оброка помещикам.
Внутренний рынок стимулировал расширение земледельческих угодий. Феодалы искали резервы за счет земельного фонда крестьянских хозяйств. Это был путь прямого присвоения наделов крестьян. Страдали и государственные земли: феодалы насильственно присоединяли их к своим владениям. Центральные районы Русского государства были охвачены процессом сокращения крестьянских наделов, число которых к концу века уменьшилось на 40%. Это в равной степени относится и к Новгороду, и к Пскову с их обширными земельными угодьями. В южных землях этот процесс шел не столь стремительно: присоединенное Поморье было черносошным.
Трансформировались формы феодального землевладения. Вотчинная земельная собственность существовала как основная, наряду с этим шел процесс образования поместной. Вотчинники были еще сильны, земельный фонд составлял основу экономического могущества, правда, их права были потеснены: они лишились политической независимости. В основе хозяйственного механизма вотчины лежало право полной наследственной принадлежности. Поместная форма была условной формой собственности при жизни владельца. Во главу угла часто ставилась служба владельца: с ее окончанием прекращалось и поместное юридическое право на владение землей. К слою зависимых крестьян присоединялись те, кто платил прежде только традиционный "оброк" натурой, а также вновь закрепощенные крестьяне. Эта категория, кроме уже существовавших холопов, образовывалась теперь в результате введения новой формы долговых отношений. Это была форма зависимости в виде отрабатывания кабальными холопами взятых денежных сумм.
Существовала также добровольная зависимость, когда между феодалом и работником заключался договор, эта категория называлась "новоподрядчиками". "Половник" в отсутствие собственной работал на земле феодала, рассчитываясь половиной урожая. Были также бобыли, неподатные крестьяне, работавшие за продукты и деньги, и детеныши, отрабатывавшие повинности в пределах церковного хозяйства. По-прежнему часть крестьян составляла черносошную, государственно-зависимую категорию.
Вместе с отработкой существовала еще продуктовая рента. До конца XVI века на юге сохранялся натуральный оброк. Эти общие характеристики необходимо дополнить сведениями о неурожаях и голоде, периодически случавшихся в России и осложнявших положение плебейской части населения.
В продуктах сельского хозяйства были заинтересованы все города России, особенно центральной ее части. Происходило углубление общественного разделения труда. Ремесленное производство перерастало в мелкотоварное и было сосредоточено в городских центрах. По данным XVI века, на княжеских дворах работали сапожники, плотники, гончары, специалисты-оружейники и серебряных дел мастера. В штате Новгородского Софийского дома упомянуты шесть плотников, шесть хлебников, колесник. Были мукосеи, пивовары и кузнецы. Упомянуты иконники и котельники. Ремесленники Волоколамска обслуживали Иосифо-Волоколамский монастырь. Монастырские нужды не обеспечивались только работой оброчных людей, а требовали наемного труда. Ремесленники делали из конопли масло, романовские "полстовалы" выделывали войлок, болдинские портные мастера шили шубы. Среди расхожих специальностей этого времени седельники, кожевники, свечники, оконничники.
В городах, где концентрировалось вольное ремесло, некоторые исследователи насчитывают 186 видов ремесленной квалификации и еще 34 различных специализаций в пищевой промышленности.
Лидирующими были ремесленные профессии, связанные с производством одежды. В крупных городах - Новгороде и Пскове - существовали специальные ряды: холщевные, сермяжные, шубные. Есть упоминание о терличных, однорядочных, кафтанных и кошурочных. Из лавочных книг Новгорода явствует наличие колпачного, шапочного, шляпного, красильного и белильного рядов. Специализация, к примеру, охватывала кожевенников, занятых производством подошв, седел, ремней. Сыромятный и сырейный ряды соответственно обеспечивались продукцией ремесленников данной квалификации.
После одежного и кожевенного самым распространенным было производство бытовых предметов и орудий из металла для обслуживания окрепшей промышленности и сельского хозяйства. В Пскове в середине XVI века насчитывалось 67 лавок с изделиями этой отрасли ремесла.222 ремесленника-серебряника было зарегистрировано в Новгороде. Из документов становится ясно, что эти ремесла обслуживали как насущные нужды, так и занимались изготовлением высокохудожественных предметов литургии. Упомянуты незамысловатые сечки для капусты и чеки дверные, замки нутряные и вислые, "чеки железные с железными кобками, на собаки". Псков и Новгород имели специальные ряды - котельные, в которых продавали медные изделия.
Итак, вотчинное ремесло, доморощенное и слабо технически оснащенное, постепенно сдавало позиции. Происходило ускоренное отделение ремесла от сельского хозяйства. В обществе, где существовали замкнутые формы феодального хозяйства, нарастала потребность в вольном труде. К примеру, появился вольный рынок предметов военного снаряжения. Работные люди, служившие в Волоколамском монастыре, не могли полностью обслужить монастырское хозяйство, поэтому нанимались плотники, каменщики. Во второй половине XVI века Павлов-Обнорский монастырь пользовался услугами вольных кожевников, овчинников, ткачей и кузнецов.
С конца 10-х – начала 20-х годов, после Столбовского мира и Деулинского перемирия, окончания действий повстанческих отрядов, русские люди приступают к восстановлению нормальной хозяйственной жизни. Оживает Замосковный край – центр Европейской России, уезды вокруг русской столицы, на западе и северо-западе, северо-востоке и востоке. Русский крестьянин продвигается на окраины – к югу от реки Оки, в Поволжье и Приуралье, в Западную Сибирь. Здесь возникают новые поселения. Крестьяне, бежавшие сюда из центра от своих владельцев – помещиков и вотчинников, монастырей и дворцового ведомства или переведенные в эти места, осваивают новые земельные массивы, вступают в хозяйственные, брачные, бытовые контакты с местным населением. Налаживается взаимный обмен опытом хозяйствования: местные жители перенимают у русских паровую систему земледелия, сенокошение, пасечное пчеловодство, соху и прочие приспособления; русские, в свою очередь, узнают от местных жителей о способе долгого хранения необмолоченного хлеба и многое другое.