Смекни!
smekni.com

«making a good script great» (стр. 8 из 17)

Часто хороший сценарный переход заменяют ускоренностью действия, что тоже приводит к плачевному результату - зритель не успевает понять, что произошло и в результате теряет интерес.

Суммировав все вышесказанное, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Как Вы использовали моменты действия?

Каким образом происходит развитие - с помощью

действия или через диалог?

2. Какие типы моментов действия присутствуют

в моем сценарии? Препятствие, усложнение

или перевертыш? Где они употреблены?

Как часто?

3. Сколько эпизодов в моем сценарии?

Как они «работают» на историю?

4. Хорошо ли выверен сюжет, все ли ясно?

Запомните, что до тех пор, пока Ваш сценарий строится на действии, вызывающем реакцию и следующее действие, до тех пор история, которую Вы рассказываете, развивается. Для этого Вам не обязательно использовать какие-то грандиозные события - катастрофы, землетрясения и т.д. - это могут быть элементарные человеческие поступки. Главное, чтобы история развивалась с помощью физического действия, диалога, эмоционального воздействия. До тех пор пока будет существовать связь между одной сценой и последующей - Ваш сценарий будет существовать. Он может быть более повествовательным и менее динамичным, чем «Беги, Лола, беги» или «Леон», но он все равно ОБЯЗАТЕЛЬНО будет иметь какое-то развитие, логичность рассказа, ясность и т.д.

Проанализируйте, какие типы моментов действия Вы используете в сценарии, чем «поддерживается» история во второй части. И не бойтесь ДРАМАТИЧНОСТИ описываемых Вами событий.

Г Л А В А Ч Е Т В Е Р Т А Я

ЦЕЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Любой вид искусства тяготеет к гармонии. Слушая музыку, рассматривая картину, или наблюдая за действием, мы испытываем внутреннее желание ощущения цельности. Различные формы искусства различными способами достигают цельности в гармонии. Музыка - ритмами и мелодиями. Иногда какой-либо музыкальный инструмент ведет свою тему - основную тему - через все музыкальное произведение. Музыкальная тема обязательно имеет начало, развитие и кульминацию, часто - повторы музыкальной темы.

В живописи такое ощущение цельности всего полотна создается с помощью определенного колорита. В архитектуре - в результате многочисленных повторов оконных проемов и арок, масштабов, соотношения частей и всего здания, пропорций.

В киноискусстве также необходимо стремиться к ощущению целостности и гармонии. И достигается это с помощью предсказаний и свершения их, повторяющихся мотивов, повторов и контрастов.

П Р Е Д С К А З А Н И Я

В детективах очень часто используется прием: нам показывают нож, который потом становится орудием убийцы. Это наиболее частое использование предсказания в фильмах. Предсказание - некая информация, данная в диалоге или в визуальном ряду, предсказывающая какое-то последующее действие, которое произойдет в истории фильма.

В «Назад в будущее-1» несколько необычное использование предсказания, за счет которого достигается постоянное напряжение, дельность и юмор.

Подробная разработка взаимоотношений между прошедшим временем и настоящим, внимание к деталям - вот откуда такая цельность всей картины.

Это приводит нас ко второму типу предсказания, когда информация дается в одном контексте, а совершается в другом. Это вид предсказания, когда информация дается как бы походу, почти случайно, а в результате она становится очень важной и неожиданной. Заметьте, насколько важной оказывается информация о башенных часах в «Назад в будущее-1».

В самом начале фильма в течение разговора Марти и Дженифер о том, как они проведут выходные, проезжающий мимо агитатор дает им листовку, призывающую сохранить городские башенные часы. Он упоминает время и дату, когда часы перестали работать год назад, из-за того, что в них попала молния. Дженифер берет листовку, но меняет ее функцию. Вместо того, чтобы сфокусировать внимание на информации о часах, она пишет на листовке для Марти « Я тебя люблю» и свой номер телефона. Позже когда Марти говорит о том, что ему совершенно необходимо вернуться в настоящее, он использует это любовное послание, как основную причину.

МАРТИ

Но я не могу оставаться в этом

времени, Док. Я живу в 1985.

Я должен вернуться. Моя девушка

ждет меня, смотри, что она написала...

Он достает записку Дженифер, разворачивает ее и видит, что в этой листовке - информация о том, где и во сколько произойдет молния, разбившая башенные часы, так необходимая им для того, чтобы машина времени начала работать. Так же как и деталь (в данном случае - листовка), диалог тоже может играть роль некоторого предсказания: данный диалог в общем-то сделан в проброс и становится очень важным впоследствии: важна дата - 5 ноября 1955 года.

БРАУН

Это был день, когда я совершил путешествие

во времени. Я стоял у туалетного столика и

заводил часы и мне явилось видение, будто

совершил путешествие в будущее. Оно

преследует меня уже 30 лет.

Позже, когда Марти попадает к Брауну в 1955 год, он рассказывает ему о машине времени и говорит, что видение Брауну было верное.

Взаимоотношения матери и отца Марти в настоящем во многом зависит от их прошлого, В первой части мать Марти говорит о том, что Джордж (отец Марти) впервые поцеловал ее на школьных танцах, спасая от хулиганов. Если бы не поцелуй, она никогда не вышла бы за него. И, будучи в прошлом, Марти изо всех сил старается, чтобы на танцах его отец поцеловал его мать, иначе они не поженятся и, естественно, не будет его самого, Марти.

Заметьте, в этой картине нет случайных элементов, если что-то говорится в начале, обязательно «срабатывает» в конце.

П О В Т О Р Я Ю Щ И Й С Я М О Т И В

Повторяющийся мотив - это некий образ или звук, использующийся несколько раз на протяжении всей картины и углубляющий, усиливающий впечатлении. Для того чтобы мотив работал, он должен быть повторен не менее трех раз. Если мотив применен хорошо, он обязательно направляет зрительское внимание в необходимом направлении.

Например, наиболее часто употребляемый мотив - звуковой. В «Челюстях» момент появления акулы сопровождается знаменитым характерным звуком-музыкой, что, безусловно, придает действию большую нервозность и оттеняет происходящее.

В «Свидетеле» таким мотивом является зерно пшеницы. Зерно ассоциируется у нас со многими вещами - с простотой и естественностью, с природой, дающей жизнь, с простой крестьянской жизнью, которой живут эмиши и т.д. В течение всей картины зерно ассоциируется с естественностью, простотой, добротой, присущей живому.

П О В Т О Р Е Н И Я И К О Н Т Р А С Т Ы

Все, что напоминает идею фильма или определенный образ, работающий на идею, может быть названо ПОВТОРЕНИЕМ (как тема в музыкальном произведении). Такие повторения могут быть даны с помощью изображения, какого-то звука, определенной чертой характера, или привычки героя, через диалог.

Например, если Вы рассказываете историю об алкоголике, Вам необходимо показать его несколько раз или в состоянии опьянения, или покупающего спиртное.

Часто в фильмах такую функцию несет повторяющийся флэшбек (воспоминание о каком-то событии, о том, что двигает поступками героя). Но только помните: излишне часто повторяющийся, один и тот же флэшбек может стать назойливым и вызвать раздражение зрителя.

«Свидетель» - пример использование многочисленных повторов темы ненасилия - с помощью диалогов, всего образа жизни эмишей, образа зерна и т.д.

Повторения все время возвращают нас к теме, сюжету, идее. Ту же функцию выполняют контрасты, напоминая нам о том, что было в сравнении с тем, что стало, В том же «Свидетеле» - Джон Бук, поступая совсем не как эмиши - ударяет хулигана, - привлекая тем самым туристов и полицию.

КОНТРАСТЫ необходимы для сравнения. Они дают возможность полнее и глубже рассмотреть событие, или характер, потому что показывают их с различных или даже прямо противоположных сторон.

В «Челюстях» контраст между прелестью курортного городка и страхом пород акулой глубже характеризуют героев. В «Свидетеле» контраст между размеренной жизнью эмишей и бешеным ритмом города позволяют сравнить и решить, что лучше.

А теперь, после прочитанного выше, задайте себе несколько вопросов:

1. Выстреливает ли в последнем акте ружье,

повешенное на стену в первом?

2. Найден ли наиболее удачный путь или

способ предсказания информации и отыгрыша?

3. Найден ли визуальный образ - повторяющийся

мотив - возвращающий нас к идее?

4. Есть ли в сценарии контрастирующие

сцены, характеры, действия, даже образы,

делающие мои сценарий более драматичным и объемным?

5. Вижу ли я сценарий целиком?

Думал ли я об общей структуре, о целостности,

созданной его отдельными частями?

Ч А С Т Ь В Т О Р А Я

РАЗВИТИЕ ИДЕИ

Г Л А В А П Я Т А Я

КАК СДЕЛАТЬ ИДЕЮ КОММЕРЧЕСКОЙ

Каким бы хорошим сценаристом Вы ни были, и как бы ни был хорош Ваш сценарий, первый вопрос, который будет интересовать продюсера - коммерческий ли он? Продам ли я фильм, сделанный по нему?

И еще один немаловажный вопрос задает продюсер: а сколько будет стоить фильм по этому сценарию? Поэтому, особенно когда Вы пишете не на заказ, а для себя, есть смысл (компьютерная графика тоже стоит денег, и немалых) не описывать на 10 страницах Вашего сценария взрыв эскадры инопланетных звездолетов или на 15 страницах - Битву Народов при Лейпциге. И, прежде чем писать замечательный сценарий о Чингис-хане, немного подумайте о бюджете будущего фильма.