Смекни!
smekni.com

Мотивация и личность (стр. 7 из 109)

Ученый, безусловно, воспротивится этим тенденциям "все или ничего", этой дихотомизации и рубрификации, он будет продолжать думать в терминах степени, он будет холистичным, отдавая себе отчет в том, что существует множество детерминант, действующих одновременно. Он будет стараться ; быть восприимчивым к фактам, по мере сил отделяя их от своих желаний, надежд и страхов. Сейчас совершенно очевидно, что эти проблемы ѕ что такое хороший человек и что такое хорошее общество ѕ подпадают под юрисдикцию эмпирической науки, и что мы можем уверенно ожидать прогресса знания в этих областях (316).

Есть две проблемы ѕ проблема дочеловеченности и проблема хорошего общества, способствующего дочеловечиванию. В этой книге большее внимание уделено первой проблеме. Я много писал об этом предмете после 1954 года, когда эта книга впервые вышла в свет, но не счел нужным включить свои данные в это переиздание. Вместо этого я отсылаю читателя к некоторым из моих трудов по данному вопросу (291, 301, 303, 311а, 311b. 312, 315) и со всей настоятельностью советую ознакомиться с литературой экспериментального плана по нормативной социальной психологии (которую сегодня называют по-разному ѕ теория развития организаций, теория организации, теория управления и т.д.). Мне кажется, что эти теории, отчеты об исследованиях и экспериментах очень важны сегодня, поскольку предлагают реальную альтернативу различным версиям марксистской теории, демократическим и авторитарным теориям, равно как и другим существующим ныне социальным философиям. Меня вновь и вновь поражает, что так мало психологов знает об этих работах, таких, например, как работы Арджриса(15, 16), Бенниса(42, 43, 45), Ликерта(275), и Мак-Грегора(332), ѕ я упомянул только некоторых исследователей в этой области. В любом случае, каждый, кто пожелает всерьез заняться теорией самоактуализации, должен так же серьезно отнестись к этому новому течению в социальной психологии. Если бы мне предложили выбрать один-единственный журнал, чтобы порекомендовать его человеку, интересующемуся современными разработками в данной области, я бы назвал Journal of Applied .Behavioral Sciences, хотя его название может ввести в заблуждение.

В заключение мне бы хотелось назвать книгу, которую вы держите в своих руках, провозвестницей гуманистической психологии, или воплощением того, что сегодня называют Третьей силой. Очень юная с точки зрения классической науки, гуманистическая психология открыла перед учеными двери для изучения таких психологических явлений, которые можно назвать трансцендентными или трансперсональными, тех фактов, которые прежде были принципиально исторгнуты из сферы научного рассмотрения бихевиоризмом и фрейдизмом. В число этих феноменов я включаю не только высшие и позитивные состояния сознания и личности, такие как трансценденция материализма, верхние пределы Эго, установки противостояния атомистическому мировоззрению и т.д., но также концепцию ценностей (вечных истин), которая является частью расширившего свои границы Я. Уже появился новый журнал, посвященный этим вопросам, ѕ Journal of Transpersonal Psychology.

Сейчас уже возможно начать думать о трансчеловеческом, о психологии и философии, трансцендирующей человека как вид. Но это еще впереди.

А.Г.М.

Благотворительный фонд Лафлина

БЛАГОДАРНОСТИ

Я хочу выразить глубокую благодарность Биллу Лафлину и Благотворительному фонду Лафлина за постоянную поддержку, за дарованные мне время и свободу размышлений, которые, собственно, и позволили мне подготовить новую редакцию моей книги. Такой труд ѕ осмысление проблемы до самой ее глубины ѕ требует абсолютной погруженности. И без поддержки фонда мне вряд ли удалось бы завершить эту работу. Кроме того я хочу поблагодарить Фонд развития образования Форда за помощь, оказываемую мне в течение 1967ѕ1968 годов. В эти годы я разработал теорию гуманистического образования.

x x x

Отдельную благодарность приношу миссис Кей Понтиус, которая не только взяла на себя все секретарские обязанности, связанные с переизданием книги, но и составляла библиографию, редактировала и корректировала все, выходящее из-под моего пера. Все. что она делала, она делала расторопно, толково и жизнерадостно. Не могу не поблагодарить ее за принятые на себя хлопоты. Благодарю также и Хильду Смит, моего прежнего секретаря в Брэндейзском университете, за помощь, оказанную мне в начале работы еще в университетских стенах. Спасибо Мэрилин Моррелл, которая великодушно помогла мне в работе над библиографией. Спасибо Джорджу Миддендорфу из Harper & Row, который предложил мне взяться за переиздание книги, чему я теперь очень рад.

x x x

Считаю себя обязанным отдать долг признательности моим коллегам, Результатами исследований которых я воспользовался при написании Этой книги и чьи труды перечислил в библиографии. Мне бы хотелось поблагодарить многих своих друзей слишком многих, чтобы я мог перечислить их здесь, которые помогали мне, слушали меня, соглашались и спорили со мной. Очень часто для решения теоретической проблемы достаточно изложить ее другу. Моя жена Берта, ежедневно вынужденная выслушивать мои нескончаемые монологи, не только проявляла чудеса терпения, но и дала мне массу полезных советов. Благодарю ее и за помощь, и за терпение.

МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Эта книга появилась благодаря великодушной помощи моих братьев Гарольда, Пола и Лью из Universal Container Corporation

ГЛАВА 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАУКЕ

Психологическая интерпретация науки начинается с четкого осознания того факта, что наука ѕ творение человека, а вовсе не автономное или внечеловеческое явление, не вещь в себе, не per se. Наука уходит своими корнями в человеческие мотивы, цели науки суть человеческие цели, наука создается, поддерживается и обновляется людьми. Ее законы, организация, формулировки вытекают не только из природы реальности, которую она открывает, но также из природы человека, совершающего это открытие. Психолог, особенно клинический психолог, совершенно естественно и почти непроизвольно будет рассматривать любое явление, носящее малейшие следы субъективного, как эпифеномен личностного влияния ѕ за всякой научной абстракцией он видит человека, создавшего ее, он исследует ученых так же, как и саму науку.

Психолог обязан понимать, что противоположный подход к науке, попытки трактовать ее как автономное и саморегулирующееся образование, как механический пасьянс, успех которого определяется лишь раскладом карт в бесконечной колоде знания, ѕ нереалистичен, ложен и даже антиэмпиричен.

В первой главе я считаю нужным пояснить очевидные основания, на которых базируется мой тезис, после чего попытаюсь раскрыть возможные последствия его применения и сферы приложения.

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНЫХ

Мотивация ученых

Ученые, как и прочие представители рода человеческого, движимы множеством потребностей: общевидовыми потребностями, например, потребностью в пище; потребностью в безопасности, защите, покровительстве; потребностью в социальных связях и в любви; потребностью в уважении и самоуважении, потребностью в положительной репутации и в определенном уровне общественного положения; и наконец, потребностью в самоактуализации, то есть в воплощении заложенных в каждом из нас идиосинкратических и общевидовых потенциалов. Этот перечень потребностей широко употребим в психологии хотя бы потому, что фрустрация любой из этих потребностей приводит к психопатологии.

Менее изученными, но все же достаточно известными являются потребности когнитивного ряда ѕ потребность в познании (любопытство) и потребность в понимании (потребность в философской, теологической, ценностной теории).

И наконец, меньше всего исследованы такие человеческие потребности и стремления, как потребность в красоте, симметрии, простоте, завершенности и порядке (их можно назвать потребностями эстетического характера), а также экспрессивные потребности, потребность в эмоциональном и моторном самовыражении, по всей вероятности, непосредственно связанные с эстетическими потребностями.

У меня складывается впечатление, что все остальные известные нам потребности, нужды, желания и побуждения либо служат средством, приближающим нас к удовлетворению этих основополагающих, базовых потребностей, либо невротичны по своей природе, либо представляют собой продукт научения.

Очевидно, что человек, занимающийся философией науки, движим прежде всего потребностями когнитивного ряда. Только благодаря неиссякаемому любопытству, свойственному человеку, наука достигла нынешней естественно-исторической стадии развития, только благодаря нашему настойчивому стремлению к знанию, осмыслению и систематизации она вознеслась до столь высоких уровней абстрагирования. Именно второе условие ѕ присущая только человеку потребность в осмыслении и построении теории ѕ представляет собой условие sine qua nоn для науки, потому что зачатки любопытства мы можем наблюдать и у животных (172, 174).

Однако другие человеческие потребности и мотивы также играют свою роль в развитии науки. Мы довольно часто упускаем из виду, что первые теоретики науки искали в ней прежде всего практическую пользу. Бэкон (24), например, видел в науке средство борьбы с болезнями и нищетой. Даже древние греки, несмотря на приверженность платоновской идее чистого и созерцательного разума, не забывали о практической, гуманитарной устремленности науки. Зачастую главным, исходным мотивом деятельности ученого становится высокая человечность, чувство родства с человечеством, или, вернее, неистребимое человеколюбие. Многие ученые посвящают себя науке, имея в сердце ту же цель, что и врач, посвящающий себя медицине, ѕ благую цель помощи другому человеку.