Смекни!
smekni.com

по истории России Тема: Язычество и христианство Древней Руси (стр. 4 из 6)

2 мая - Праздник первых ростков.

20 - 30 мая - моления о дожде
4 июня - Ярилин день
11 - 20 июня - моления о дожде
24 июня - Праздник Купала
4 - 6 июля - моления о дожде
15 - 18 июля - Моления о дожде
20 июля - Праздник Перуна
24 июля - начало жатвы; моления о прекращении дождей
7 августа - "Зажинки", окончание жатвы

Академик Рыбаков считает, что «Составление такого детального и точного календаря, оказавшегося очень устойчивым вплоть до XIX в., было результатом многовековых наблюдений, приведших славянских пахарей Среднего Поднепровья к познанию оптимальных сроков дождей для яровых хлебов. Оформление аграрно-языческого календаря было, несомненно, делом жреческого сословия, тех волхвов[14] - "облакопрогонителей", которые аккумулировали вековые наблюдения над природой и соотносили их с урожайностью своих полей, своей "жизни". [18]

Многие их этих праздников живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере были особенно сильны языческие традиции.

Свадебный обряд[15]. Славянский брак был строго моногамным, то есть допускал наличия только одной жены или мужа.

До сих пор сохранившееся выражение "венчаться вокруг березы" довольно точно передает смысл венчального обряда русичей. Свадьба состояла из поклонения Ладе и Роду , после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты. "Схожахуся на игрища... и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены". Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода ("не я выдаю, силой ведут"). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невесты.

Отцу невесты жених давал вено - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного "зайца" (невесту), отыскав, испрашивает благословения у родителей.

Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовила в клети брачное ложе: вначале настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке.

Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом).

После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к священному дереву (дубу, березе). Впереди них шли плясуньи, за ними несли каравай. Позади молодых нёсли чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей. Венчал жрец, брал невесту за руку, поручал её жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки мёда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: "Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры". Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье.

На почётном месте за свадебным столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось.

Погребальные обряды. Во многих славянских землях до сих пор сохранились следы праздников в честь мертвых. Народ ходит на могильники 1 Сухеня (Марта), в час рассвета и там приносит жертвы мертвым: лепешки, пироги, крашеные яица, вино, и поминают мертвого. При этом обычно женщины и девушки причитают. Причитанием называют плачь по покойнику. После причитаний устраивалась тризна. Есть также народные тризны, во время которых поминает покойного весь народ. В современности, народ совершает такую тризну на Радуницу и Пасху. Песни, яства и причитания доставляют отраду душам умерших и они за это живым внушают полезную мысль или дают совет.

Еще со времен пастушеского быта и вплоть до принятия христианства наиболее распространенной формой погребения было курганное. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней и собак; с женщиной клали серпы, сосуды ( с пищей и питьем), зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Тела умерших возлагали костер, веря, что с пламенем их души попадают сразу в небесный мир; погребальный костер при похоронах знатных воинов был столь велик, что пламя его было видно в радиусе 40км. Когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали нескольких его слуг, причем только единоверцев-славян, а не иноземцев, и одну из его жен – ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии женщину подносили к воротам, за которыми на дровах и хворосте лежало тело ее мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит скорее вести ее к ним.

Похороны завершались пиром и воинскими состязаниями. Обычай обильного угощения на поминках дожил до наших дней.

Глава 2. Двоеверие Древней Руси

2.1.Принятие христианства

Древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского князя Владимира Святославовича, по инициативе которого Русь в 988 году приняла христианство в качестве государственной религии. Однако христианство было известно на Руси до этой даты.

Церковная традиция связывает начало распространение христианства с именем апостола Андрея Первозванного – одного из учеников Христа, предпринявшего «хождение на Русь» еще в 1 веке н.э. Он дошел до Киевских гор. Здесь он поставил крест и сказал своим ученикам, что « на сих горах возсияет благодать Божия».

В русских летописях под 866 г. Содержится рассказ о походе на Царьград князей Аскольда и Дира. Ряд историков считает, что при этих полулегендарных князьях было совершено первое крещение Руси. [16,с. 563]

Часть дружинников князя Олега была христианами. Христианкой стала и жена князя Игоря – княгиня Ольга, принявшая крещение в Константинополе в 955 г.

В 980 г. Владимир предпринимает попытку приспособить язычество к потребностям государства. Но это нововведение не достигло поставленной цели. Тогда Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу.

В 988 г. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. (см. рис. 4) Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева. (см. рис. 5) Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов во главе с Перуном.

Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация. Во главе церкви стоял киевский митрополит[16], присылавшийся из Византии. Русь была разделена на церковные округа во главе с епископами. [4, с.48]

Историк русской православной церкви Е.Е. Голубинский писал, «в первое время после принятия христианства наши предки в своей низшей массе или в своем большинстве, буквальным образом став двоеверными и только присоединив христианство к язычеству, но не поставив его на место последнего, с одной стороны, молились и праздновали богу христианскому с сонмом его святых или – по их представлениям – богам христианским, а с другой стороны, молились и праздновали своим прежним богам языческим. Тот и другой культ стояли рядом и практиковались одновременно…».

Это подтверждает древнерусский летописец, автор «Повести временных лет», замечал, что русские люди лишь на словах называются христианами, а на деле живут, точно «поганые». Ревнители христианской веры Древней Руси обличали своих соотечественников в «двоеверии». Они клеймили тех, кто, именуя себя христианами, поклонялся в то же время языческим богам.

Древнерусское язычество оказалось необыкновенно жизнеспособным. Распространяемое на Руси христианство заметно оязычивалось, то есть подвергалось глубокой языческой переработке.

Уже в древней Руси против язычества боролись церковь и государство, иногда совместно, иногда самостоятельно.