Смекни!
smekni.com

по истории России Тема: Язычество и христианство Древней Руси (стр. 5 из 6)

2.2. Княжеская власть и двоеверие

Перевоспитание недавно обращенного в христианство общества было делом нелегким и растянулось на несколько веков.

С Х века церковь и государство вели борьбу с идолопоклонством. Доказательство этому находится в Начальной летописи[17]: в Киеве на холме стояли идолы, которым приносили жертвы; были идолы и в Новгороде. По возвращению князя Владимира из Корсуня в 988 году было приказано ниспровергать кумиров, из которых одни были изрублены, а другие сожжены. Перуна привязали к конскому хвосту и волокли с горы, причем 12 человек били его палками, а потом бросили в Днепр. На тех местах, где стояли идолы, приказано было поставить церкви.

В Х11-Х111 веках, в эпоху раздробленности, церковь продолжала борьбу с преступлениями против нравственности, которые считались пережитками язычества. В Уставах[18] новгородского князя Всеволода и смоленского князя Ростислава называются следующие виды преступных деяний: третий и четвертый брак, самовольный развод, двоеженство, родственный брак, похищение девицы, колдовство. Обычным средством наказания были штрафы, епитимия[19] и принудительное пребывание в церковном доме. Отправленные в церковный дом должны были обязательно посещать храм, физически трудиться на архиерейском дворе или в монастыре. Применялось и телесное наказание, например за колдовство.

Князья, в целях борьбы с язычеством, предоставили церкви право суда над некоторыми видами преступлений. Князь Владимир Красное Солнышко (980-1015) включил в Устав законы, по которым митрополит и епископы судили не только церковные преступления, но и гражданские и уголовные, которые связаны с язычеством. Развод супругов, прелюбодеяние, похищение невест, имущественные споры супругов, родственные браки, колдовство и волхование, побои родителей детьми или побои свекрови невесткой, брань скверными словами, споры о наследстве, церковная кража, разграбление могил, порча крестов, оскорбление чистоты и святости храма, молитва под овином, во ржи, в рощи, у воды.

Сын князя Владимира, Ярослав (1019-1054), в своем Уставе не только указал проступки, подлежащие церковному суду, но и определил видах наказаний. За преступления нравственного характера, например прелюбодеяние и многоженство виновные помещались в церковный дом. За самовольный развод, даже если супруги жили не венчавшись, платили штраф. Прелюбодеяние христианина с женщиной другой религии наказывался штрафом и отлучением от церкви. Принуждение к замужеству, чародейство, распутство и пьянство черного и белого духовенства, употребление нечистой пищи – конины, «медведины», совместная трапеза с некрещеными, отлученными и иноязычниками тоже наказывалось штрафами, заключением в церковный дом. Если преступление нарушало общественный порядок, например кража девиц, то разбирались с ним судьи церковные и княжеские вместе. [2, с.122]

Другим средством борьбы с язычеством было воздействие со стороны государства. С Х1 веке, например, волхвов казнили. В эпоху монгольского нашествия государство ослабело, было занято борьбой с врагом, но уже в конце Х1V века возобновило борьбу с язычеством, тем более что татарское иго рассматривалось как наказание за грехи. Самыми часто встречающимися языческими грехами были колдовство, гадание. Кроме того, гонению подвергались игры, пляски, песни, скоморошество, вера в астрологию, так продолжалось до конца ХV11 века.

Во время междоусобных войн князья уничтожали посевы, вырубали деревья, убивали скот, сжигали села. Этот обычай восходит к глубокой древности и имеет языческий подтекст: уничтожалась плодородие, жизнь. [15, с.313]

С большим трудом приживались посты, особенно среди князей и дружинников. Андрей Боголюбский изгнал епископа Леона за требование отказаться от мяса в рождественский пост. В это время шли языческие святки, сопровождавшиеся пирами и поеданием мяса жертвенных животных.

Долго сохранилась вера в колдуний, мешавших вырасти хорошему урожаю. Женщин, обвиненных в колдовстве, топили и сжигали даже в Х1Х веке.

Некоторая часть населения Руси не была крещена вообще, особенно на окраинах государства.

2.3. Борьба церкви с язычеством

Главным средством борьбы церковь считала распространение по всей территории Руси христианских богослужений, таинств, обрядов. Первыми митрополитами были греки, они принесли с собой греческую церковную традицию и церковную литературу на греческом языке, но уже в Х111 веке появились переводы церковных книг с греческого на сербский язык. Митрополит Кирилл 11 сделал это для облегчения чтения книг русскому духовенству. Одной из первым переведенных книг была Кормчая книга[20], которая содержала перечисления суеверий и пережитков язычества.

В Х1- Х111 веках получили распространение домовые церкви. Духовенство опасалось, что в них службы ведутся с отклонением от византийского канона, на привычный языческий лад. Подобная картина складывалась в церквях городских общин, в каждой из которых поминались свои святые. Церкви были символами суверенитета городов, Киевская София[21] была превыше всего для киевлянина, Новгородская София[22] - для новгородца. Это мешало единству Русской православной церкви и требовало перемен.

Во время междоусобных войн существовал обычай разорения храмов и монастырей противника. Весной 1169 года Андрей Боголюбский захватил Киев, и его воины два дня грабили город, в том числе Софию, Десятинную церковь и прочие храмы и монастыри. «Церкви обнажиша иконами и книгами, и ризами и колоколы». [7, с.294] Курбатов Церкви пылали, охваченные огнем, грабежи сопровождались избиением попов, монахов и монашек.

С христианской точки зрения подобное обращение с религиозными святынями – страшный грех. А по убеждению язычников, разрушить святилище врага – значит лишить его покрова божьего и тем самым победить. Иконы из храма врага либо уничтожались, либо увозились с собой. Последнее означало пленение богов врага.

Языческие пиры, в том числе погребальные, осуждались византийской традицией. А на Руси они встречались даже в монастырях. Даже крещение, например, в Муроме сопровождалось трехдневным грандиозным пиром, на котором присутствовали все горожане. Митрополит Иоанн 11 (1080 – 1089) требовал прекратить «пиры творить, созывать мужа вкупе с жены». Монахов приглашали и на княжеские пиры. Совместными трапезами сопровождалось и освящение церквей, рождение и смерть членов общины.

Духовенство считало средством борьбы против язычества распространение книг для чтения, в которых обличались пережитки древнего язычества. Митрополит Иоанн 11 составил «Правило церковное вкратце», где требовал отказаться от языческих жертв, колдовства, светских развлечений. Игры и пляски осуждались как дело пустое, отвлекающее от праведной жизни.

«Ворошанье Кириково» - собрание ответов на вопросы новгородских духовников Кирика, Саввы и Ильи. В этом церковном сочинение сделана попытка обличить бытовые языческие традиции. Порицается обычай привораживания мужей, ношения больных детей к волхвам.

Поучение[23] Новгородского архиепископа Илии требует воздержаться от пьянства и ростовщичества, игры в кости, кулачных боев.

Далекой от христианских идеалов была атмосфера в монастырях. В киевском Печерском монастыре, который слыл образцом кротости и святости, монахи враждовали, пренебрегали своими обязанностями по уходу за больными стариками-монахами, почитали богатство. Об этом написано в Патерике[24].

Русский народ трудно и долго осваивал христианское учение. Нравственные содержания новой веры воспринималось быстрее. Что касается внешней стороны христианства, его обрядов, то они усваивались охотно, так как отвечали религиозному и эстетическому чувству. Красота храма, роскошь одежд духовенства, церковное пение, воспринимались с удовольствием, но в семейном христианском быту еще долго удерживались языческие традиции. Спустя несколько веков после принятия христианства в народе помнили имена языческих богов, совершали кое-какие обряды, хотя смысл их был забыт, интересно, что при этом могли читаться христианские молитвы.

С принятием христианства на смену Перуну пришел Иисус Христос. В результате Иисусу стали присущи некоторые черты Перуна, а поклонение ему во многом напоминало поклонение Перуну с обильными жертвоприношениями. На Руси Христос воспринимался как полуязыческое божество, который заботился не о спасении душ христиан, а о сколько земном благополучии. Его почитали, как Спаса – повелителя, к нему обращались за помощью и не скупились на жертвоприношения.

В образах русских святых угадываются языческие боги. За Георгием Победоносцем скрывается бог солнца Хорс, восседающий на огненном коне. Илья-пророк принял черты Перуна-громовержца. Иоанн Креститель соединился с купальскими языческими обрядами. Власий стал преемником бога Велеса, а Параскева-Пятница вобрала черты богини Макоши. Прототипом святых Козьмы и Домиана был Сварог.

Во время похорон в Х1-Х111 век сожжение вытеснялось захоронением в землю, на могилах археологи находят кресты и образки. Но, в тоже время, находят сосуды с пищей, оружие. Остались некоторые языческие праздники. Культ предков воплотился в «родительских днях», когда поминают усопших. Такими днями являются «страстный четверг», «родительская суббота».

Влияние язычества прослеживается даже в церковном оформлении. Весь цоколь здания Георгиевского собора в Юрьеве-Польском от самого основания покрыт растительным орнаментом. Языческие божества изображены на воротах Суздальского собора.

Духовенство осуждало привычку русских людей произносить клятвы. В этот грех постоянно впадали князья, причем, клянясь, целовали крест. Так было во время съезда в Любече в 1097 году.