Итак, на Руси в Х-Х111 веках существовало двоеверие и чистое язычество. К ХV веку христианство окончательно утвердилось на Руси, но с сильной примесью язычества. Из этой смеси и выросло современное русское православие
Заключение
За год работы цель, поставленная при написании реферата, достигнута. Результатом работы являются следующие выводы.
Как и все древние народы восточные славяне на протяжении очень долго времени исповедовали язычество. С момента возникновения в эпоху палеолита религиозного сознания язычество прошло все формы, свойственные архаическим религиям: анимизм, фетишизм, тотемизм и культ предков.
Но в отличие от греков, восточные славяне не создали четкой системы языческих верований. На последнем этапе существование восточнославянского язычества начали складываться пантеон богов и пантеон низших божеств – духов. Не существует единой точки зрения по вопросу о том, какие божества были главными, какими были праздники, обряды, святилища. Главная причина в том, что множество восточнославянских племен проживало на огромной территории, вступало в контакты со своими соседями, впитывала что-то из их культуры. Таковы наиболее общие выводы из первой главы.
Развитие язычества было прервано князем Владимиром в конце Х века, введение христианства в качестве государственной религии. Перевоспитание недавно обращенного в христианство общества было делом нелегким и растянулось на несколько веков. Несмотря на то что и созданная на Руси православная церковь и князья боролись за утверждение новой религии, язычество не исчезло. Оно сохранилось во многих своих проявлениях, проникло в религиозное сознание русичей. «Двоеверием» называли и называют религию Древней Руси. В виде языческих пережитков оно дошло до наших дней, но это тема следующего реферата.
Список источников
1) Власова М. Новая абевега русских суеверий: иллюстрированный словарь/ М. Власова - СПб.: Северо-запад,1995.
2) Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси/ Н.М. Гальковский - Репринтное издание. 1916. –М.: Индрик, 2000.- 122с.
3) Глинка Г.А. Вера и верования русского народа/ Г.А. Глинка, С.В.Максимов.- М.: Воениздат, 2003.- 256с., илл.- (Редкая книга)
4) Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца ХV1 века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждения / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – С.38-41 : ил.
5) Ключевский В. Курс русской истории: часть 1/ В. Ключевский.- М.:[б.и.],1937.- С.113-117
6)Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://libelli.ru/library/tema/sc/atheism/aet/art/nat/history.htm (20.04.2010)
7) Курбатов Г.Л. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь/ Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. - Л.: Лениздат, 1988.- С.288-329
8) Лихачев Д. Крещение Руси и государственная Русь / Д. Лихачев // Хрестоматия по истории России: в 4-х т.т.-Т.1. С древнейших времен до 17 века/Сост.: И.В. Бабевич, В. Н. Захаров, И.Е. Уколова.- М.: МИРОС Междунар. отношения, 1994.- С.45-48
9) Петрухин В.Я. Славяне/ В.Я. Петрухин. - М.: Росмэн,1998.- С.16-23
10) Рыбаков Б.А. Язычество древних славян/ Б.А. Рыбаков.- 2-е изд., испр.- М.: София, Гелиос,2002.-592с.
11) Рыбаков Б.А. Язычество древних славян /Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1981.
12) Рыбаков Б.А. Язычество древних славян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://paganism.msk.ru/liter/rybakov01.htm (11.04.2010)
13) Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000031/ (13.02.2010)
14) Славянская мифология. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Язычество_славян
15) Энциклопедия для детей. Т.5. Часть 1. История России и её ближайших соседей/ Сост. С.Т.Исмаилова.-М.:Аванта+, 1996. – 670 с.:ил.
16) Энциклопедия для детей. Т.6. Часть 1. Религии мира.-Э68 2-е изд.,испр. И доп.-М.:Аванта+,1996.-720с.:ил.
17) Язычество. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Язычество (26.01.2010)
18) Языческие обряды и празднества XI - XIII вв. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ribakov_jas3/03.aspx (05.03.2010)
Приложение
Рис.1. Древние языческие идолы восточных славян.
Рис.2. Конь-камень на острове Коневец
Рис.3. Збручский идол, X в. Одна из граней (в) верхнего яруса предположительно изображает Перуна
Рис.4. Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова
Рис.5. Крещение киевлян К. Лебедев
[1] Магия (лат. magia)- попытка человека достичь определенной цели с помощью действий и обрядов, основанная на вере в возможность подчинения его воле природных или сверхъестественных сил.
[2] Анимизм (от лат. anima - душа) - вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы.
[3] Прамонотеизм (от пра и монотеизм)- культ единого бога- возможно древнейшая или одна из древнейших форм богопочитания, позднее утраченная. Косвенные доказательства существования П. есть в Библии.
[4] Дуализм (от лат. dualis - двойственный)- убеждение, что существуют соперничающие друг с другом боги (духи) злые и добрые; одни покровительствуют порядку, другие — хаосу.
[5] «О Святой Троици и о твари, и о суде Божьем» - произведение святителя Иоанна Златоуста (1V в.), известно исследователям по спискам X1V – XVIв.в. Читается на Пасху.
[6] Произведение церковной литературы ХVI века о жизни князя Муромского Константина, почитаемого местным святым.
[7] Культ предков — форма позднепервобытных верований, основанная на поклонении душам или духам умерших предков (прародителей).
[8] Антропоморфный - человекообразный, имеющий строение, сходное с человеческим.
[9] "Правеле церковном вкратце" - наставлении для древнерусских церковников XI в.
[10] Капище — древнеславянское и русское слово, которым обозначается предназначенное для установки капов - статуй, изображающих богов.
[11] Руса́лии (Русальная неделя) — обрядовый праздник «проводов русалок»; в это время вся молодёжь наряжалась в белые одежды, девки распускали волосы; все вместе ходили по селу, пели песни, водили хороводы и т. д.
[12] Лада - славянская богиня семейного счастьяпокровительница вдов и сирот, жена Перуна.
[13]Саксон Грамматик (лат. Saxo Grammaticus; ок. 1140 — после 1208 года) — датский летописец, в шестнадцатитомной хронике «Деяния данов» (лат. Gesta Danorum) изложивший древнейшие саги.
[14]Волхвы - у народов Древнего Востока мудрецы, предсказывавшие по звездам судьбу, у древних славян - чародеи, колдуны, прорицатели, служители дохристианских культов. В конце X-XI вв. активные участники народных восстаний.
[15] Языческие обряды - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива.
[16] Митрополит – предстоятель – глава Русской православной церкви; кафедра митрополитов Киевских и всея Руси, находившаяся со времени Крещения Руси до 1299 в Киеве. Впоследствии кафедра была перемещена во Владимире-на-Клязьме (1299), затем в Москву(1325).
[17] В XI — XII веках была создана «Начальная русская летопись», которая рассказывала об образовании Русского государства. По первым словам, начинавшим это повествование, она получила название «Повесть временных лет». «Временных» — значит минувших.
[18] Устав - письменный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность чего либо.
[19] Епитимия - духовное взыскание, наказание; особенно за проступки против уставов церкви.
[20] Кормчая книга (греч. Номоканон)- принятый из Византии русской церковью сборник правил церкви и государственных узаконений по церковным вопросам.
[21] София Киевская - Софийский собор в Киеве, созданный в правление кн. Ярослава Мудрого.
[22] София Новгородская - Софийский собор в Новгороде, созданный в правление сына Ярослава Мудрого.
[23] Поучение - в узком смысле церковная проповедь, в широком же - вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям
[24] Ки́ево-Пече́рский патери́к — сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников