……………
Веер самых розовых тучек
На морской голубой ковёр…[14]
……………..
А море синей пеленой,
легло вокруг, как мощь и слава…[15]
…………….
Но весел в море бирюзовом,
с латинским парусом челнок…[16]
Синие цвета, использованные для обрисовки моря, только на первый взгляд кажутся традиционными.
Очевидно, что голубой цвет здесь наполнен романтическим содержанием. Голубизна- это простор, это мощь, это слава, это праздник свободы, это ковёр красоты.
Море у Гумилёва - одна из главных стихий жизни, здесь человек не только получает возможность проверить самого себя, испытать свою силу и мужество, оно - как некое мерило состояния человека, но при этом само живущее- радующееся, страдающее, сомневающееся….
Как эмаль, сверкает море…[17]
-когда человеку радостно на душе.
……………
И над морем седым и пустынным…[18]
«Седое и пустынное» море в минуты человеческого одиночества, в минуты решения важных проблем, связанных с бытием.
…………….
На жёлтые пески седых морей…[19]
А в этих строчках с помощью цветовых деталей создан образ живого моря, которое полно тревог, оно почти высохло от страданий, оно почти превратилось в песок.
Интересным мне показалось описание моря в известнейшем четырёхчастном цикле « Капитаны».
На полярных морях и на южных,
По изгибам зелёных зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
…….
Вы все, паладины Зелёного Храма,
Над пасмурным морем следившие румб
Стихотворение рассказывает о нелёгкой судьбе капитанов дальнего плавания. Разные препятствия их ждут на пути. Им трудно жить на суше. Но зато на море - они властители, они вершители, они отважные воины, которые смело смотрят в лицо опасности. Только море может дать им возможность быть свободными, мужественными. Отсюда и особое идейное наполнение цветовой детали: Зелёный становится символом стихии, безграничной и свободной, как сама жизнь.
§2
Так же интересно поэт описывает ручей.Вот одно из самых интересных стихотворений: «Сребристо-матовый ручей…»[20]
Рощи пальм и заросли алоэ,
Серебристо- матовый ручей,
Небо бесконечно- голубое,
Небо, золотое от лучей.
И чего ещё ты хочешь, сердце?
Разве счастье- сказка или ложь?
Для чего соблазнам иноверца
Ты себя покорно отдаёшь?
Разве снова хочешь ты отравы,
Хочешь биться в огненном бреду,
Разве ты не властно жить, как травы
В этом упоительном саду?
В этом стихотворении меня поразило своеобразие передачи цвета ручья: ни одного чисто цветового слова (слова «сребристый», «матовый» обозначают, скорее, оттенок цвета, его качество, чем сам цвет) , но тем не менее читатель получает практически полное представление о цвете предмета: серый – приглушённо сверкающий.
В сочетании с другими цветовыми образами (« небо бесконечно- голубое», « золотое от лучей») получается очень красивый по своей сути образ « упоительного сада», к сожалению, больше напоминающий мираж, чем что-то реальное. Лирический герой успокаиваться такой серебристо- матовой нереальностью не хочет, ему нужен «огненный бред».
Таким образом, цветовая деталь в этом стихотворении кроме описательных функций служит средством противопоставления..
§3
Часто в стихотворениях Гумилёва появляется образ озера.
В 1908 году написано стихотворение « Завещание»:
Очарован соблазнами жизни,
Не хочу я растаять во мгле,
Не хочу я вернуться к отчизне,
К усыпляющей мёртвой земле.
Пусть высоко на розовой влаге
Вечереющих горных озёр
Молодые и строгие маги
Кипарисовый сложат костёр.
И покорно, склоняясь, положат
На него мой закутанный труп,
Чтоб смотрел я с последнего ложа
С затаённой усмешкой губ.
И когда заревое чуть тронет
Тёмным золотом мраморный мол,
Пусть задумчивый факел уронит
Благовонье пылающих смол.
И свирель тишину опечалит,
И серебряный гонг заревёт
В час, когда задрожит и отчалит
Огневеющий траурный плот.
Словно демон в лесу волхований,
Снова вспыхнет моё бытие,
От мучительных красных лобзаний
Зашевелится тело моё.
И пока к пустоте или раю
Необорный не бросит меня,
Я ещё один раз отпылаю
Упоительной жизнью огня.
Розовая влага горных вечереющих озёр поражает читательское восприятие. Розовое озеро как могила для лирического героя, не желающего быть похороненным в скучной земле. Его желание жить полной, жизнью - упоительной жизнью огня (вырисовывается огненно- красный цвет) вполне объяснимо логикой его характера: вечный искатель, любитель острых ощущений, неуспокоенная душа. Розовое озеро смерти и огненно- красная жизнь - эти образы едины в цветовой гамме. И поэтому противопоставление жизни и смерти здесь только внешнее, кажущееся. Единственно возможное продолжение жизни в огне - смерть в розовом озере.
Очень интересным показалось для меня оценить роль цветовой детали в создании образа озер в стихотворении «Озёра»[21].
Я счастье разбил с торжеством святотатца,
И нет ни тоски, ни укора,
Но каждою ночью так ясно мне снятся
Большие ночные озёра.
На траурно- чёрных волнах ненюфары,
Как думы мои, молчаливы,
И будят забытые, грустные чары
Серебряно- белые ивы.
Луна освещает изгибы дороги,
И видит пустынное поле,
Как я задыхаюсь в тяжёлой тревоге
И пальцы ломаю до боли.
Я вспомню, и что-то должно появиться,
Как в сумрачной драме развязка:
Печальная девушка, белая птица
Иль странная, нежная сказка.
И новое солнце заблещет в тумане,
И будут стрекозами тени,
И гордые лебеди древних сказаний
На белые выйдут ступени.
Но мне не припомнить. Я слабый, бескрылый,
Смотрю на ночные озёра
И слышу, как волны лепечут без силы
Слова рокового укора.
Проснусь, и, как прежде, уверены губы.
Далёко и чуждо ночное,
И так по - земному прекрасны и грубы
Минуты труда и покоя.
Что такое «большие, ночные озёра» для лирического героя? Это место, о котором он грезит во сне. Цветовая гамма, с помощью которой описываются эти озёра, рождает ассоциации с каким-то нереальным миром. Мир двуцветия: черный и белый: «траурно- чёрные волны» - «серебряно-белые ивы», «девушка, белая птица», «белые ступени». Этот мир становится для героя ночным кошмаром, он совершенно не хочет жить возле этих спокойных чёрно- белых озёр, он хочет туда, где жизнь наполнена совершенно другими красками, « по - земному грубыми и прекрасными».
Опять состояние природы отождествляется с человеческим состоянием. Цветовая деталь помогает поэту определить своё отношение к миру. Чаще всего, это романтическое мировосприятие. Отсюда и необычные, экзотические цветовые образы.
§4
Очень много стихотворений Гумилёва посвящены образу небаЧто привлекало его в нём? Безграничность, свобода, вечное спокойствие и величие….
При описании неба, поэт чаще использует традиционный синий цвет и его оттенки:
Когда безрадостные бури
Царили в небе голубом…[22]
……………
Но восторг мой прожёг голубой небосклон…[23]
………………
Небес далёких синева…[24]
………….
Вам раскрываю объятья,
Сын голубой высоты.[25]
………………
И ты ещё так любишь смех
Земного, алого покрова,
И ты вплетаешь яркий грех
В гирлянды неба голубого.[26]
………………
И тогда надо мною, неясно,
Где-то там, в высоте голубой,
Чей-то голос порывисто- страстный
Говорит о борьбе мировой.[27]
…………
Зааркань и к седлу приторочь,
А потом в голубом терему
Укажи на Медведицу - ночь
Богатырскому Псу своему.[28]
……………
Не всё ль равно?! Играя и маня,
Лазурное вскрывалось совершенство,
И он летел три ночи и три дня…[29]
Но всё-таки поэт не ограничивается только синей гаммой цветов при описании неба(иначе это был бы уже не Гумилёв!)
В эмалевом небе, дразня журавлиные стаи…[30]
…………………….В небе жёлтом, в небе алом…[31]
……………………….
Вот одно из стихотворений, которое Гумилёв посвятил Анне Ахматовой:
«Ты совсем, совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?
Отвернулась печальной и гибкой…
Что я знаю, то знаю давно,
Но я выпью, и выпью с улыбкой
Всё налитое ею вино.