А потом, когда свечи потушат
И кошмары придут на постель,
Те кошмары, что медленно душат,
Я смертельный почувствую хмель…
И приду к ней скажу: « Дорогая,
Видел я удивительный сон.
Ах, мне снилась равнина без края
И совсем золотой небосклон.
Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далёким, далёким,
Я не буду печальным и злым.
И из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня…
И мне сладко - не плачь, дорогая,-
Знать, что ты отравила меня.[32]
Идея этого стихотворения, на мой взгляд, основана на цветовых деталях, главная среди которых - золотой цвет: « стакан золотого вина», «совсем золотой небосклон». Золотой цвет у отравленного вина и золотой цвет у неба из удивительного сна лирического героя. Цвет золота объединяет эти два пространства в единое целое. Чем отравлено золотое вино? Мне кажется, что любовью. Поэт ни слова не говорит о любви, но мы чувствуем насколько глубоко его чувство: он согласен на всё, даже на смерть от золотого вина - ведь это вино он принимает из ЕЁ рук. Золотой цвет наполняется в этой поэтической ситуации особым смыслом: цвет, одновременно и коварности, и любви. Именно золотое небо видит во сне герой, отравленный любовью.
Итак, небо Гумилёва - насыщенная цветовая стихия. Чаще всего она недосягаема для лирического героя. К ней он может устремить только свою мечту. Мечту о свободе, о душевном равновесии. И такие цвета, как « золотой», «алый», « жёлтый», « эмалевый»- это цвета, в которые окрашена романтическая мечта поэта.
§5
С образом неба неотрывно связаны образы зари, заката, рассвета.
Краски алого заката
Гасли в сумрачном лесу…[33]
………………
Их очи ясны и глубоки
Грядущим пламенем зари….[34]
Исследуя эти образы, я отметила, что Гумилёв никогда не ставит перед собой цель - создать простую пейзажную зарисовку. В явлениях природы он видит нечто абстрактное, наталкивающее на глубокие философские рассуждения .
Например, глядя на «розовую зарю», он думает о судьбе поэзии.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Мысль о том, что человек не умеет обращаться с духовными материями, которые, возможно, для него гораздо нужней предметов мира материального, тревожит поэта.
Многие стихотворения поэта учат нас воспринимать действительность как торжество чуда.
Змей взглянул, и огненные звенья
Потянулись, медленно бледнея,
Но горели яркие каменья
На груди властительного Змея.
Как он дивно светел, дивно страшен!
Но Павлин и строг и непонятен,
Золотистый хвост его украшен
Тысячею многоцветных пятен.
Молчаливо ждали у преддверья;
Только ангел шевельнул крылами,
И посыпались из рая перья
Лёгкими сквозными облаками.
Сколько их насыпалось, белея,
Словно снег над неокрепшей нивой!
И погасли изумруды Змея
И Павлина веерное диво.
Что нам в бледном утреннем обмане?
И Павлин, и Змей чужие людям.
Вот они растаяли в тумане,
И мы больше видеть их не будем.
Мы дрожим. Как маленькие дети,
Нас пугают времени налёты,
Мы пойдём молиться на рассвете
В ласковые мраморные гроты.[35]
Прочитав это стихотворение, я сначала и не поняла, что речь идёт именно о заре. Но исследование цветовой детали вы вело меня на понимание его аллегорического смысла. Заря в представлении поэта это борьба Павлина и Змея. Главный цвет в их описании - цвет золота. Сюда же примешиваются изумрудный, белый. Мысль поэта не останавливается на аллегорической зарисовке. В последних двух строфах содержится важная философская мысль об отношениях природы и человека, о времени. Человек - ничто перед временем. Заря- многоцветие, которое с ней связано,- имеет свойства исчезать, бледнеть, растворяться. Вместе с ней исчезает и красота, радость бытия. Отраду человек может найти лишь в понимании своего единства с природой, в осознании всеобщей гармонии.
§6
В лирике Гумилева довольно часто цветовую характеристику получают человек, части его тела, лицо, одежда.
Глаза.
В сознании человека именно глаза напрямую связаны с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами, душой.
Наиболее часто Гумилёв описывает глаза при помощи оттенков синего цвета (голубой, лазурный). Голубой цвет глаз ассоциируется в человеческом сознании с небом, цветами, водой и вызывает привычные уже ассоциации со свободой, глубиной, красотой, нежностью:
Лазурных глаз, не потупляя,
Она идёт, сомкнув уста…[36]
……………..
Подъемлет к небу взор лазурный[37]…
………………………..
В голубых глазах европейца[38]…
………………….
Но такой голубоокой
Мне не видеть вновь…[39]
…………..
Серый, стальной цвет глаз часто ассоциируется с жестокостью, мужественностью. У Гумилева это цвет невинности, чистоты, независимости.
Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор чёрный,
Глубокие прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы,
И кто поймёт намёк старинной тайны?-
В них девушка в венке великой жрицы.
Глаза, как отблеск чистой серой стали,
Изящный лоб, белей восточных лилий,Уста, что никого не целовали
И никогда ни с кем не говорили…..[40]
Рот, губы.
Для характеристики чаще всего губ используется традиционный красный цвет и его оттенки. Красный цвет связан с романтикой, чувственностью, любовью, это цвет крови, этот яркий, горячий цвет у Гумилёва обычно характеризует земную сторону любви:
Ещё от алых женских губ пылали ярко щёки[41]…
……………….
К устам душистым и румяным[42]…
…………..
Губы красны, взор спокоен[43]…
…………..
Его уста - пурпуровая рана…[44]
Цвет кожи тоже имеет тоже большое значение в описание внешности
Девы-жрицы с эбеновой кожей[45]…
…………………….
Между кружев розоватость кожи[46]…
……………
«И её атласистая кожа опьяняла снежной белизной[47]…
Щёки.
Розовые щёки - признак здоровья, красные - взволнованности, бледные - болезни, страха:
Краснощёких африканских парней[48]…
…………….
И щёки - розоватый жемчуг юга[49]…
…………………..
И живая тень румянца заменяется тенью белой[50]…
Разнообразно Н.С.Гумилев описывает внешность человека в целом:
Она идёт, краса дриад,
Стыдливо - белая невеста…[51]
…………….
Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна…[52]
………………
И в храме Белое Дитя[53]…
……………………
И белый всадник кинул клик[54]…
…………………….
Белые бродят итальянцы[55]…
…………………….
Белый воин был так строен[56]…
…………………….
Надо мною взор кровавый золотого жениха[57]…
………………………
Ты казалась золотисто-пьяной[58]…
………………………
Про чёрную деву,
Про страсть молодого вождя[59]..
……………………….
Красные, как медь, нагие люди[60]…
В портретах очень большое внимание уделяет Гумилёв описанию одежды. В основном это яркая одежда, окрашенная в красные цвета – символ ярких чувств и власти:
Возвращаются дети в красном[61]…
………………..
И на плечах багряный плащ…[62]
………………..
Злой насмешник в красном плаще…[63]
…………….
В пурпурной мантии декана…[64]
……………….
Нетленный пурпур королевских мантий…[65]
……………………
С розоватых брабантских манжет…[66]
……………….В красном фраке с галунами…[67]
………………….
Его камзол пылает красный…[68]
………………..
А тихая девушка в платье из красных шелков…[69]
………………..
На нём халат изодранный, а новый,
Лиловый, шитый золотом, в мешке…[70]
……………………