"Великая земная любовь" – вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Сохраняя высокое значение идеи любви, связанное с символизмом, Ахматова возвращает ей живой и реальный характер. Любовные драмы, развертывающиеся в стихах, происходят как бы в молчании. Ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несет огромную психологическую нагрузку. Читателю приходится догадываться или обращаться к собственному опыту, и тогда оказывается, что стихотворение очень широко по своему смыслу – его тайная драма относится ко многим и многим людям. Именно по этой причине любовная лирика Ахматовой завоевывала всё новые и новые читательские круги и поколения.
Среди блистательных имен поэтов Серебряного века выделяются два имени: Александр Блок и Анна Ахматова. Что же позволило им стать в один ряд с крупнейшими лириками ХХ века: А.Белым, Н.Гумилёвым, С.Есениным, В.Маяковским, Б.Пастернаком?
В первую очередь, это предельная искренность, отношение к творчеству как к "священному ремеслу", теснейшая связь с родной землей, её историей, культурой, виртуозное владение словом, безукоризненное чувство родной речи.
В ранней поэзии Ахматовой прослеживается продолжение тех традиций, которые сделали символизм наиболее заметным поэтическим течением начала ХХ века.
Если внимательно перечитать их стихи, то можно убедиться, сколь многое сближает Блока и Ахматову в творчестве: это сходство тем, образов и поэтики. Например, поэт Борис Садовский в рецензии к книге Ахматовой "Четки" указывает на мотивы, роднящие поэзию Анны Андреевны с трагической лирикой Александра Блока: "Г-жа Ахматова, несомненно, талантливый поэт, именно поэт, а не поэтесса. В поэзии Ахматовой чувствуется что-то родственное Блоку, его нежной радости и острой тоске; можно сказать, что в поэзии Ахматовой острая башня блоковских высот как игла пронзает одинокое нежное сердце". [1, стр. 545]
Еще в 1903 году семнадцатилетний гимназист Коля Гумилев (по словам Ахматовой, поверивший в символизм как в Бога) подарил юной Анне томик Блока – "Стихи о Прекрасной Даме". Анна брала книгу с собой в гимназию, не желая расставаться на целых полдня с Прекрасной Дамой и её рыцарем, честно смотрела в глаза учителям, а внутри звучали блоковские строчки:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя. [3, стр. 117]
Влияние поэзии А. Блока на творчество Ахматовой подчеркнуто поэтессой в дарственной надписи на сборнике "Четки", поднесенном ему:
От тебя приходила ко мне тревога
И уменье писать стихи.
Для иллюстрации влияния творчества А. Блока на творчество А. Ахматовой проанализируем два стихотворения поэтов: стихотворение Блока "Красота страшна" – Вам скажут…" и стихотворный ответ Ахматовой "Я пришла к поэту в гости…". [Приложение 3]
Оба автора используют для своих произведений одинаковый стихотворный размер – четырехстопный хорей. В стихотворениях нет рифмы, но ритм прекрасно чувствуется.
У Блока: | У Ахматовой: |
"Красота страшна" – Вам скажут, – Вы накинете лениво Шаль испанскую на плечи Красный рóзан [4] – в волосах. [3, стр. 279] | Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз… [2, стр. 144] |
Блок указывает дату написания стихотворения – 16 декабря 1913 года, т.е. на следующий день после посещения его Ахматовой. Других указаний на время нет, место действия неизвестно и, вообще, четко пространство не обозначено.
Ахматова кроме даты написания произведения (январь 1914 года) указывает на время: полдень, воскресенье. В тексте есть указание на место действия – "В доме сером и высоком У морских ворот Невы", то есть все происходит в Петербурге и речь идет о квартире А. Блока.
Авторы используют сходные средства художественной выразительности. Сразу заметно деление строки на две части. У Блока: "Красота страшна" – Вам скажут", "Красный розан – в волосах". У Ахматовой: "Ровно полдень. Воскресенье". Блок использует яркую цветовую гамму – "красный розан", "пестрая шаль"; Ахматова играет цветовыми оттенками – в её стихотворении одновременно присутствуют малиновый, сизый, дымный, серый цвета.
Лирическая героиня блоковского стихотворения – красивая женщина, испанская шаль и красный рóзан рисуют перед нами образ Кармен. Она – мать ("Вы укроете ребенка…"), женщина, знающая жизнь ("…не так проста я, Чтоб не знать, как жизнь страшна").
Лирическая героиня ахматовского стихотворения – женщина, возможно, сама поэтесса, которая боготворит хозяина дома, сравнивая его с солнцем ("И малиновое солнце… Как хозяин молчаливый"). Она одновременно восхищается и боится его:
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть. [2, стр. 144]
В результате сравнения можно сказать: Ахматова копирует у Блока манеру письма. Судя по её стихотворению, Блок для неё "солнце", то есть Учитель, образец для подражания, идеал.
Тема Родины, патриотизма и судьбы народа
Тема Родины – одна из традиционных тем русской поэзии. Для А. Блока характерны различные ипостаси образа Родины. В стихотворении "Русь" (1906) Россия – таинственная, колдовская земля:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна… [3, стр. 173]
В цикле "Родина" (1907 – 1916) поэт рассуждает о судьбе страны, её прошлом, настоящем и будущем. Для него Россия – жена ("Осенний день"):
О, нищая моя страна,
Чтó ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь? [3, стр. 311]
В стихотворении "На железной дороге" Блок олицетворяет Россию с молодой женщиной ("В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая…").
Облик России для Блока связан с образами дороги, дали, простора, ветра, пути. В стихотворении "Россия" поэт предчувствует, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст "разбойную красу" чародею, который "заманит и обманет" её. Но автор свято верит в то, что Россия не пропадет:
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты… [3, стр. 310]
Поэт осознает свою судьбу, свою жизнь кровно связанной с судьбой и жизнью Родины: "Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…" [3, стр. 312]
Поэзия А. Ахматовой о России – это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли. Разлуку с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых трагических обстоятельствах – нравственным долгом. В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны – истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которая звучит в стихах А. Ахматовой:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух. [1, стр. 79]
В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России:
Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово. [2, стр. 209]
Пронизывающая поэзию А. Ахматовой идея духовной связи с родиной выражается в готовности пожертвовать ради неё даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми ("Молитва"), что впоследствии так трагически сбылось в её жизни. До библейских высот поднимается она в описании материнской любви. Страдания матери, обреченной видеть крестные муки своего сына, просто потрясают в "Реквиеме":
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А Матери: "О, не рыдай Мене…" [2, стр. 274]
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел. [2, стр. 274]
Любить Родину для Ахматовой совсем не просто: именно на родной земле приходилось ей испытывать ни с чем не сравнимые муки. Можно только поражаться тому, что, гонимая, обливаемая потоками клеветы, испытывающая ужас беззащитности перед обрушившимся на неё горем, Ахматова не бросила ни единого упрека Отчизне.
Оба поэта жили в трагическую эпоху российской истории, когда менялся строй, страна испытывала много трудностей. И для Блока, и для Ахматовой патриотическая тема одна из главнейших. Они оба чувствуют сопричастность со всем происходящим в России. А. Блок даже откликнулся на революционные события поэмой "Двенадцать".
Но Блок умер в 1921 году, а Ахматова всю трагедию своей страны перенесет как свою трагедию. На её долю выпадут и репрессии, и потеря близких, и блокада. Поэтому тема Родины в творчестве Блока решается менее трагично и драматично, чем в поэзии А. Ахматовой.
Тема творчества как служения – одна из основных в произведениях А. Блока и А. Ахматовой. Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни, буквально преследовавшие её, Анна Андреевна видела смысл своего существования в служении поэзии. В духовном облике героини ахматовской лирики угадывается "крылатость" творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 года, стихотворения "Музе", где Муза-сестра отнимает "Золотое кольцо" – символ земных радостей – и обрекает лирическую героиню на "любовную пытку".