Смекни!
smekni.com

Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного века на примере произведений А. Блока и А. Ахматовой (стр. 5 из 6)

Прикосновенья этих рук.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц. [2, стр. 131]

Оба стихотворения связаны между собой темой встречи и сходными деталями ("голоса скрипок"), но принципиально различаются интонациями, чувствами. Для Блока это событие – знак, символ обретения Прекрасной Дамы, а для Ахматовой важен психологизм, описание внутреннего состояния героини.

Тема любви – пример сходства темы и различия поэтической концепции

А. Блок, бесспорно, первый лирик своего времени. Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота – это ранний А. Блок.

Лирика Ахматовой периода её первых книг – тоже почти исключительно любовная. Неподдельная искренность, предельная откровенность в сочетании со строгой гармонией, лаконичной емкостью поэтического языка любовных стихотворений Ахматовой позволили её современникам называть её русской Сафо [5].

В цикле "Стихи о прекрасной Даме" молодой Блок создает Культ Прекрасной Дамы. Это высокое, верное, рыцарское служение юноши-поэта своей мечте о неземной любви, беззаветное восхищение той, кто кажется ему высшим воплощением земного совершенства, царицей мира, Вечной Женственностью. Каждая встреча с ней – событие, имеющее глубокий смысл, за ним – тайна:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя. [3, стр. 117]

Прекрасная Дама – это символ любви и гармонии. Она мистически является лирическому герою на фоне закатов, туманов, зорь. У неё множество имен, которые поэт пишет с большой буквы: Закатная Таинственная Дева, Дочь света, Владычица Вселенной, Вечная Любовь, Российская Венера, Величавая Вечная Жена. Она – Невозмутимая, Тихая, Ясная, Певучая, Далекая, Светлая, Ласковая, Святая. Её образ светится красками зорь:

Верю в Солнце Завета,

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли. [3, стр. 122]

Замкнутый внутри своего "я", лирический герой Блока жаждет освобождения, света, воли. Он ждет свою "Царицу", которая откроет ему путь "из мрака к свету":

Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!

Ветром пахнуло в окно!

Песни такие веселые

Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное

Солнце и ветер в лицо!

С ними подруга желанная

Всходит ко мне на крыльцо! [3, стр. 119]

Для Блока любовь – это таинство проникновения в сущность мира и мироздания. Он использует символы "утро туманное", "ворота тяжелые" для создания ощущения томления и угнетенности лирического героя. А символы "Солнце", "ветер", "песни… веселые" – это символы освобождения, открывающие перед героем путь к Любви и Свету.

В отличие от Блока, изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно поэзии А. Ахматовой. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии – обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый. Любовная лирика воспринимается как своеобразный лирический дневник, в котором любовь предстает как "поединок роковой". Она почти никогда не изображается безмятежно, идиллически, а наоборот в предельно кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью. Любовные драмы, развертывающиеся в стихах Ахматовой, происходят как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несет огромную психологическую нагрузку. Например, стихотворение "Сжала руки под тёмной вуалью…", написанное в 1911 году в Киеве, является поистине шедевром творчества А. Ахматовой. Оно вызывает у читателя сложную гамму чувств [текст стихотворения см. в Приложении 6].

Здесь идет речь о ссоре между любящими. Смятение героев передано не длительным объяснением, а выразительными деталями их поведения: "сжала руки", "вышел, шатаясь", "искривился… рот", "сбежала, перил не касаясь" (передает быстроту бега и отчаяние героини), "задыхаясь… крикнула", "улыбнулся… жутко". В первой части стихотворения – драматический зачин и ввод в действие задается в вопросе "Отчего ты сегодня Бледна?".

Всё дальнейшее – ответ, в виде страстного, всё ускоряющегося рассказа, который достигает высшей точки в словах "Уйдешь, я умру", резко прерывается нарочито будничной, обидно прозаической репликой "Не стой на ветру". Драматизм стихотворения сжато и точно выражен в противопоставлении горячему порыву души нарочито будничного, оскорбительно спокойного ответа.

Ахматова в двенадцати строчках передала всю глубину переживания героев. Несмотря на краткость и экономию выразительных средств, стихотворение полно движения, в нём события непрерывно следуют одно за другим. Его легко можно превратить в психологический киноэтюд, если разбить двенадцать строк на кадры. Вышло бы примерно так: 1) вступление – вопрос и краткий ответ; 2) 1 часть – Он вышел, шатаясь – его горькая улыбка (крупный план); 3) 2 часть – Она бежит по лестнице, "перил не касаясь" – догоняет его у ворот – Её отчаянье – последний её выкрик; 4) 3 часть – Он – улыбка (спокойная) – резкий и обидный ответ. В таком киноэтюде внутренняя драма будет передана чисто зрительными образами.

Интимная лирика А. Ахматовой не ограничена лишь изображением отношений любящих. В ней всегда – неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека. Неповторимость ахматовских стихов о любви, оригинальность поэтического голоса, передающего самые сокровенные мысли и чувства лирической героини наполнены глубочайшим психологизмом. Как никто другой Ахматова умеет раскрыть самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения. Поразительная психологическая убедительность достигается использованием емкого и лаконичного приема красноречивой детали (перчатка, кольцо, тюльпан в петлице).

Таким образом, поэтические принципы двух поэтов различаются.

Для символиста Блока главным остается создание в стихотворении образа-символа, воздействие на читателя с помощью слуховых и зрительных впечатлений, утверждение прекрасных высоких идеалов, отрицание всего низкого и пошлого, стремление к красоте и гармонии. А Ахматова утверждает эти же идеалы с помощью глубокого психологизма и простых, но чрезвычайно ёмких деталей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А. Блок и А. Ахматова – два крупнейших поэта Серебряного века. Их сближает сходство тем и образов. Во многом Блок для Ахматовой был образцом для подражания, идеалом. Они одинаково сильно любили свою страну и верили в силу России. Жизнь обоих поэтов и их творческая судьба оказались кровно связанными с судьбой Родины. Ни Блок, ни Ахматова не уехали из России. Все трагедии своей страны они пережили вместе с народом. Поэтому и миссию поэта они понимали одинаково: творчество как служение.

Но наряду с общностью тем и образов их поэтика существенно отличалась.

Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу её восприятия. Его поэзия нежна, чиста; она настраивает своего читателя на возвышенный лад. Его стихи о любви отражают время, судьбу страны. Вот почему так много тревожных предчувствий, так много горести и боли в его нежных, интимных стихах.

В то же время Ахматова, являясь представительницей приверженцев акмеизма, обогатила русскую поэзию своими поэтическими приемами и образами. В своих произведениях она через конкретно-чувственное восприятие "вещного мира" возвратила слову его изначальный смысл.

Ахматовская поэзия совмещает в себе три элемента – классическую строгость, лирическую насыщенность и конкретную точность. Это сочетание сама Ахматова называет "таинственным песенным даром", открытостью души Музе. Она говорит неповторимо простым и мудрым языком, который понятен и близок любому человеку. Поэзия А. Ахматовой облагораживает чувства, возвышает и очищает душу. Она стала драгоценнейшим достоянием ума и сердца читателей разных поколений.

Ахматова как-то сказала, что главная заслуга поэтов Серебряного века перед Россией заключается в том, что они возродили у русского читателя любовь к поэзии. Огромный читательский интерес к творчеству А. Блока и А. Ахматовой сегодня подтверждает её правоту, и можно лишь позавидовать тем, кто впервые откроет для себя их удивительный лирический мир.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. М.: ООО "Издательство АСТ", 2002. – (Школа классики).

2. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. М.: Дрофа, 2007. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

3. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Дрофа, 2006. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

4. Жирмунский В.М. Анна Ахматова и Александр Блок. (www.eurokid.com.ua/webnews 2672.ftml)

5. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э. Л. Безносов, Е.Л. Ерохина и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

6. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ Ltd., 1992.

7. Русская литература ХХ века. Хрестоматия. / Сост. Трифонов Н. А. – М.: Учпедгиз, 1962.

8. Русские писатели. ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Авт. В.В. Агеносов, П.В. Басинский, Л.В. Ершова и др. –
2-е изд. – М.: Дрофа, 2003.

9. Русские поэты XIX века: Вторая половина. / Сост. Казымова Т.П. – М.: Просвещение, 1989.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ