Смекни!
smekni.com

Романтизм в творчестве м. Горького (стр. 5 из 6)

Изображенная в повестях украинская природа поражает буйной яркостью красок, каким – то неистовым размахом и мощью, захватывая нас, читателей, радостным изумлением писателя перед красотой мира.

После 40-х годов XIX века романтизм утратил свое господствующее положение, но не исчез вовсе. Завершителем романтического направления в русской литературе может быть назван Ф.И.Тютчев не только по сути своего творчества, но и по обстоятельствам личного, биографического свойства.

Художественная судьба Тютчева оказалась вдвойне необычна. Не только позднее признание отличало ее. Это была судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность принципам романтического искусства[17].

Стихи Тютчева знакомы нам с детства. Всем памятны его "Весенняя гроза", "Чародейкою зимою…", "Зима не даром злится…", "Весенние воды" – поэтически проникновенные зарисовки русской природы. Вообще преобладание пейзажей – едва ли не самая приметная черта тютчевской лирики. И все же пейзажной назвать ее нельзя: картины природы служат поэту лишь средством выражения глубоких, напряженных, трагических раздумий о жизни и смерти, о человеке и мироздании.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоположных сил, столкновении стихий, в беспрерывной смене дня и ночи, круговороте времен года. Самое же главное – природа в стихах поэта очеловечена, одухотворена. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Прекрасный, вечный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева как противоположность, как антипод мира человеческих отношений, человеческой деятельности.

Природа гармонична, а человеческому обществу далеко до идеала. И поэтому к художественному опыту романтизма не раз обращаются творческие личности на протяжении не только XIX, но и XХ века.

С большой силой романтические традиции продолжаются в произведениях молодого Максима Горького. Его герои – незаурядные личности, они страстно стремятся выйти за привычные “мещанские” рамки жизни, готовы пожертвовать собой ради свободы, ради других людей. Неслучайно Горький отказывается от привычных прозаических жанров и пишет сказки, поэмы в прозе, песни. Обратимся к художественным особенностям “Песни о Буревестнике”

В «Песне о Буревестнике» можно увидеть следующие приметы романтизма: действие разворачивается в необычной обстановке – на фоне морской стихии; герой свободолюбивый, гордый, произведение проникнуто мечтой о свободе; тон речи приподнятый, взволнованный. Для «Песни» характерна красочность языка: эпитеты («над седой равниной моря», «изумрудные громады» и др.), сравнения («буревестник, чёрной молнии подобный» и др.), олицетворения («море ловит стрелы молний» и др.).

Мы убедились, что А. М. Горький создаёт прекрасный образ моря.

Произведения одних авторов рубежа XIX – XX вв. представляют собой призывную песнь свободы сильных, отважных сердец. Творчество других, прежде всего – символистов, наполнено ощущением катастрофичности жизни, не позволяющим искать спасения в сфере идеала и даже мечтать о преобразовании жизни.

Одним из таких поэтов был Ф. Сологуб «В тихий вечер на распутьи двух дорог…». Это стихотворение принадлежит лиро-эпическому жанру. Событие (встреча с колдуньей и сказанные ею слова) для автора важнее, чем чувства лирического героя. Таинственная атмосфера («чародейные слова, “вражьи силы”, “тихая мгла”), время (“в тихий вечер”) и место (“на распутьи двух дорог”: по фольклорным представлениям, нечисть обитает именно на перекрестках и на распутьях) встречи создают тот фон, на котором реализуется заключенный в стихотворении символический смысл[18].

“Благодарный камень”, подаренный лирическому герою ”молодой колдуньей”, воплощает в себе вечную жизнь: “Только жить, все жить ты будешь без конца”. Но жизнь, безвольно принятая в дар, ничем не заполненная, жизнь “не для счастья, иль удачи, иль венца” лишена смысла. Рано или поздно герою “станет скучно” – и тогда он может избавиться от рокового талисмана, просто-напросто оборвав веревку (здесь слышится отголосок древних представлений о судьбе как о нити, в любую минуту готовой прерваться). Смерть трактуется как проявление воли, ведущее к освобождению от земных чар: “Бросишь камень, станешь волен, и умрешь.”

Легкая, изящная форма стихотворения контрастирует с его мрачным содержанием. Шестистопный хорей с парной рифмовкой придает информации напевность и широту дыхания. В тексте нет синтаксических переносов: каждая строчка представляет собой интонационно замкнутую фразу.

Романтизм - это ещё и стремление соединить прекрасную мечту с жизнью, показать, что возможно осуществление любых надежд. В книге А. Грина “Алые паруса” мы видим, как исполняется предсказанное чудо.
Жанр необычен - феерия, т. е. волшебная сказочная пьеса. Но “Алые паруса” – это не пьеса, здесь нет ничего сверхестественного. Ассоль и Грей сами творят чудо. Можно сказать, они, как режиссёры, “ставят пьесу” о собственной судьбе, в которой серость реального отступает перед воображаемым[19].

Герои Грина – люди смелые, простодушные, как дети, гордые, самоотверженные и добрые. Они окружены свежим, благоухающим воздухом гриновской природы – совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием. Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких человеческих страстей. В этом её ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами обаяния произведений А. Грина

Итак, мы пришли к такому выводу: пока живёт человечество, будет жить и мечта о счастливом будущем, о прекрасном – и пусть не всегда достижимом, но все-таки прекрасном. Поэтому-то в каждом из нас, в большей или меньшей степени, живёт и будет жить романтик.


Заключение

Ранние произведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее горьковская художественная реальность н живет по собственным внутренним законам, отличающимся от законов, существовавших для реалистов XIX века.

Природа в этом мире тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе "Челкаш", лес в легенде о Данко, степь в рассказе "Дед Архип и Ленька" изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она отражает душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Природа либо помогает людям, создавая естественный фон свободной, вольной жизни, как в начале рассказа "Старуха Изергиль", либо противостоит им. Впрочем, в этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее "ложное подобие", созданное людьми.

Воплощением этого "ложного подобия" является портовый город, который "дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию", или "живой" лес, возникший из-за страха людей. В обоих случаях созданная людьми реальность "поработила и обезличила их ", поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда им удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива, она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими "вечность", неподвластную мелким страстям красоту и гармонию.

С природой обычно связан и главный герой, вокруг которого строится повествование: Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой – изгой в обществе, он всегда одинок. Не являясь "вторым Я" автора, он тем не менее воплощает определенные идеи, близкие Горькому.

У главного героя, как правило, есть антагонист, придерживающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. "Свободные" герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от "традиций", либо от "незнания". Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую – Ларра. Только свобода для всех может принести счастье людям, научить их "видеть жизнь", как говорит старуха Изергиль. Ее судьба противопоставлена мещанскому идеалу "спокойной жизни".

"Мещанский идеал" для Горького -- это и мечта Гаврилы "о доме", и "забота" деда Архипа о Леньке, и "мудрость" Ужа. Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть "активной", то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности "жить, а не примиряться".

Противостояние двух этик составляет основу сюжета. Завязкой оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе "Дед Архип и Ленька", проблема "цены денег" в "Челкаше" или свободы в "Старухе Изергиль". Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может погибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать "свою правду" Ужу, но именно он предстает перед читателями в качестве положительного героя.