Смекни!
smekni.com

Романтизм в творчестве м. Горького (стр. 6 из 6)

Такое противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. "Красивые люди" всегда сравниваются с птицами, они "способны летать", в отличие от "рожденных ползать". Внешностью и речью они, так же как и романтические герои XIX века, резко отличаются от окружающих людей. Мир "красивые люди" видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша "огненно-голубой меч", увиденный Гаврилой, является простым "фонарем электрическим".

Итак, мировоззренческие проблемы, привлекающие внимание Горького, определяют художественное своеобразие его ранних произведений. На основе противостояния двух комплексов идей строится сюжет, причем один из них несет отчетливо выраженную положительную оценку. Развитие сюжета формирует такую же оценку со стороны читателей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся "жить, а не примиряться"[20].

Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, как "босяки". Это проявляется и в речи, и в стремлении к "вольной природе", и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими персонажами XIX века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно "людей дна", что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.


Список использованной литературы

1. Айхенвальд Ю.И. Тютчев // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.

2. Антонов Г.А. Творчество Федора Сологуба. – Спб.: 2000.

3. Балухатый С.А. М.Горький. 1868-1936 // Классики русской драмы. Л.-М.: Искусство, 1940. С.33-78.

4. Баранов В.И. Загадки Максима Горького // Урал, 1991, №12.

5. Баранов В.И. Огонь и пепел костра. М.Горький. Творческие искания и судьба. Горький, Волго-Вятское книж. изд-во, 1990.

6. Брауэн Э.Дж. Символическое влияние на "реалистический" стиль Горького // Русская литература, ХХ век. – СПб., 2003.

7. Ваксберг А.И. Гибель Буревестника. М.Горький: Последние двадцать лет. – М.: Терра-спорт, 1999. – 396 с.

8. Веселов Г.Д. Очень хороший писатель [М.Горький в современном литературоведении. Обзор публикаций 1996г.] // Книжное обозрение, 1996, №36. С.16-17.

9. Галицких Е.О., Карпов И.П., Кобзев Н.А., Махнева М.А., Старыгина Н.Н. Конспекты уроков для учителя литературы: Творчество А.С.Грина. 8 кл: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2002. – 224 с.

10. Гоголь Н. В. Петербургские повести. – М.: Синергия. – 2002, 352 с.

11. Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. Т.6. Пьесы 1901-1906 гг. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1999. – 562 с.

12. Горький М.Несвоевременные мысли. – М.: Современник, 1995.

13. Горький Максим. Избранное. – М.: Издательство АСТ. – 2002, 432 с.

14. Дурнов А.Н. Горький, которого мы не знаем. // Литературная газета, 1993, 10 марта (№ 10).

15. Классики русской литературы. – М.: Кварт. – 2003.

16. Коломиец А.К. Наследие А.М.Горького и вопросы литературы // Русская литература, 2005, № 3.

17. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Стихотворения. – М.: Государственное изд-во художественной лит-ры. 1999. – 393с

18. Литвинова В.И. Судьба интеллигенции в русской революции. Изучение публицистики М. Горького в школе и вузе Государственный комитет РФ по высшему образованию Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Абакан, 1996.

19. Миронова Р.М. Максим Горький. Его личность и произведения. – М., 2003.

20. Парамонов Б. Произведения М. Горького. – М.: 2003.

21. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. – Л., 1997.

22. Шкловский В. Удачи и поражения М. Горького. – М,: 2000.


[1] Балухатый С.А. М.Горький. 1868-1936 // Классики русской драмы. Л.-М.: Искусство, 1940. С.33-78.

[2] Дурнов А.Н. Горький, которого мы не знаем. // Литературная газета, 1993, 10 марта (№ 10).

[3] Миронова Р.М. Максим Горький. Его личность и произведения. – М., 2003.

[4] Веселов Г.Д. Очень хороший писатель [М.Горький в современном литературоведении. Обзор публикаций 1996г.] // Книжное обозрение, 1996, №36. С.16-17.

[5] Ваксберг А.И. Гибель Буревестника. М.Горький: Последние двадцать лет. – М.: Терра-спорт, 1999. – 396 с.

[6] Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. Т.6. Пьесы 1901-1906 гг. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1999. – 562 с.

[7] Горький Максим. Избранное. – М.: Издательство АСТ. – 2002, 432 с.

[8] Брауэн Э.Дж. Символическое влияние на "реалистический" стиль Горького // Русская литература, ХХ век. – СПб., 2003.

[9] Парамонов Б. Произведения М. Горького. – М.: 2003.

[10] Коломиец А.К. Наследие А.М.Горького и вопросы литературы // Русская литература, 2005, № 3.

[11] Ваксберг А.И. Гибель Буревестника. М.Горький: Последние двадцать лет. – М.: Терра-спорт, 1999. – 396 с.

[12] Шкловский В. Удачи и поражения М. Горького. – М,: 2000.

[13] Классики русской литературы. – М.: Кварт. – 2003.

[14] Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. – Л., 1997.

[15] Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Стихотворения. – М.: Государственное изд-во художественной лит-ры. 1999. – 393с

[16] Гоголь Н. В. Петербургские повести. – М.: Синергия. – 2002, 352 с.

[17] Айхенвальд Ю.И. Тютчев // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.

[18] Антонов Г.А. Творчество Федора Сологуба. – Спб.: 2000.

[19] Галицких Е.О., Карпов И.П., Кобзев Н.А., Махнева М.А., Старыгина Н.Н.
Конспекты уроков для учителя литературы: Творчество А.С.Грина. 8 кл: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2002. – 224 с.

[20] Баранов В.И. Загадки Максима Горького // Урал, 1991, №12.