Смекни!
smekni.com

Мотив дороги как важнейший идейно-художественный элемент поэтики александра Сергеевича Пушкина (стр. 2 из 7)

2. Многообразие функций образа дороги в поэзии и прозе Пушкина.

Функции мотива пути в творческом наследии поэта многообразны: это и конкретные пейзажные зарисовки, и метафора жизни, и необходимость нравственного выбора. Дорога предстает у Пушкина антитезой семьи. Это и отправная точка скитаний, и средство возвращения в родной дом. Путь - неясность будущего, с другой стороны, по точному выражению М. Бахтина, - «карнавальное пространство»4, готовящее неожиданные, непредсказуемые встречи, символ стихии жизни.

3. Дорога — символ бегства, изгнания в романтическом периоде творчества. Мотив дороги в «Цыганах» как одно из воплощений

темы свободы.

Для Пушкина "южного" периода мотив дороги связан с идеологией романтизма, одной из главных тем которого была тема изгнанничества или добровольного бегства. Традиционными для романтической поэзии причинами этого бегства были неудовлетворенность героя его отношениями с обществом:

Людей и свет изведал он

И знал неверной жизни цену...

("Кавказский пленник", 1820)

...Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья... — ("Погасло дневное светило...", 1820)

или неразделенная любовь: Лежала в сердце, как свинец, Тоска любви без упованья. ("Кавказский пленник")

Романтический герой оставляет родные края и отправляется странствовать:


4


Там же, стр. 23


Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы...

В период южной ссылки поэта восхищали окрестности Пятигорска с двуглавым Бештау и мохнатой шапкой Машука, гряда кавказского хребта со снежными шапками Эльбруса и Казбека, берега Кубани, Тамань, Гурзуф. Скиталец пишет: «Из Феодосии до самого Юрзуфа я ехал морем. Всю ночь не спал; луны не было; звезды блистали; передо мной в тумане тянулись полуденные горы... Перед светом я заснул. Между тем корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли, плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам; тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аюдаг и кругом это синее, чистое небо и светлое море...» А после родилась элегия «Погасло дневное светило», одно из лучших романтических стихотворений поэта.

...Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала...

По замечанию Лахостского, «Здесь впервые в лирике Пушкина появляется образ скитальца, разочарованного, тоскующего, переживающего».5 Через некоторое время образ разовьется и в поэмах. Примечательно, что элегические настроения не отменяют для героя наслаждение жизнью, красотой природы, всей полнотой бытия.

Романтический герой — вечный скиталец, вся его жизнь — дороги, и любая остановка означает потерю свободы.

Вскоре после приезда в Михайловское в 1824 году Пушкин напишет поэту Языкову («К Языкову», 1824):

...Но злобно мной играет счастье:

Давно без крова я ношусь,

Куда подует самовластье;

Уснув, не знаю, где проснусь.

Всегда гоним, теперь в изгнанье

Влачу закованные дни....

5 Лахостский К. П. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся - М.-Л.: «Просвещение», 1964, стр.39.

7



В романтической поэзии с мотивом дороги очень тесно связана тема свободы. Не случайно поэму "Цыганы" Пушкин начал с описания кочевого цыганского быта:

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами.

4. Расширение функций пути в реалистическом наследии Пушкина.

Когда Пушкин приходит к реализму, идейно-художественные функции мотива пути в его творчестве заметно расширяются. Дорога в ряде произведений становится антитезой дома. Это, в свою очередь, является причиной одиночества. Если романтический герой Пушкина видит в дороге средство избавления от несвободы, выбирает добровольное изгнанничество, то персонажи и лирический герой реалистических произведений стремятся к Дому, их гнетет кочевая бесприютная жизнь. Образ дороги здесь приобретает символическое, метафорическое звучание, развивая темы неопределенности, раздвоенности судеб, распутья. Конкретный путь порождает раздумья о жизненной дороге, судьбе отдельной личности и судьбе России. Указанные функции мотива пути я усмотрела в ряде стихотворений «дорожного цикла»: «Зимней дороге», «Дорожных жалобах», «Бесах». Еще многограннее они представлены в прозаических произведениях: «Метели», «Выстреле», «Станционном смотрителе», «Капитанской дочке» и романе в стихах «Евгений Онегин».

На антитезе дом дорога построено стихотворение "Зимняя дорога" (1826). Мотив пути здесь связывается с "волнистыми туманами", "печальными полянами" и "однозвучным" колокольчиком, а сама дорога названа "скучной".

Автор разделил эти стихи на две части, противопоставив их друг другу. В первых четырех строфах описывается скучная зимняя дорога и побрякивание колокольчика под дугой. В пятой строфе после слов, подводящих итог: «Скучно, грустно...» - сразу происходит перелом. Тон стихотворения становится бодрым, почти радостным, и лишь в самом конце возвращается тема дорожной скуки, зимнего одинокого пути.

Долгому и утомительному пути противопоставлен домашний уют:

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь, не наглядясь.

Для передачи движения, мерного постукивания лошадиных копыт автор прибегает к хорею. Ассонанс звуков «о» и «а» рождает впечатление легкости, воздушности, хотя речь идет далеко не о веселых переживаниях. Но и дорожную грусть, как отмечает В. А. Рождественский, «Пушкин

8


окрашивает здесь в светлые тона».6Таково свойство его жизнелюбивой натуры.

«Зимняя дорога» написана простой, почти разговорной речью, но читателя пленяет легкость и свобода стихотворения. «Долгие песни ямщика», составляющие лирический центр стихотворения, аккомпанируют лирическим размышлениям автора. Смена лирических мотивов (скука зимнего пути и ожидание любовного свидания) находит себе отклик в двух песенных стихиях: «сердечной тоске» и «разгулье удалом», «сердечная тоска» конкретизируется однообразием русского зимнего пейзажа и деталями дорожных впечатлений.

Заключительная строка, повторяющая детали зимнего пути, снова содержит минорный тон:

Грустно, Нина! путь мой скучен

Дремля, смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

5. Разнообразие оттенков философского звучания образа дороги.

Дорожные мотивы не только отражают странническую жизнь Пушкина, имеют не только частно-биографический смысл.

В «Дорожных жалобах» (1829) сказывается утомленность неукорененной, кочевой, неприкаянной жизнью:

Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком?

Свою судьбу, странническую, скитальческую, поэт воспринимает в общерусском контексте: здесь и русское бездорожье как в прямом, так и в широком, историческом смысле, и капризы непредсказуемого русского климата в двух его ипостасях — природной и общественной, здесь и незащищенность личности от всякого рода неожиданностей, здесь и всероссийская беззаботность, равнодушие ко всякого рода комфорту и уюту:

Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид.

«Бесы» (1830) — это тоже «дорожные жалобы», но уже иного, духовного свойства: потерянность человека в этой жизни, на ее заметенных снегом дорогах, в вихрях метелей, в завывании ветров — в духовном бездорожье, вселяющем ужас:

6 Рождественский В. А. Читая Пушкина - Л.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1962, стр. 161-162.


Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне...

Если в романтической поэме мотив дороги связывался с постоянным движением, с кочевой жизнью и именно такая жизнь считалась наиболее приближенной к идеалу — полной свободе человека, то в 1826 году Пушкин осмысляет эту тему по-другому.

Демонстративный отход от романтической традиции в разработке мотива дороги проявился в "Евгении Онегине". Жанр романа дал автору возможность максимально расширить функции мотива пути.

По моим наблюдениям, Пушкин вводит в сюжет дорогу как композиционный прием, позволяющий развиваться сюжету и показывать «энциклопедию русской жизни».

Следующее назначение мотива - изобразить изломы судеб героев.