Смекни!
smekni.com

Мотив дороги как важнейший идейно-художественный элемент поэтики александра Сергеевича Пушкина (стр. 6 из 7)

В «Выстреле» дорога помогает рассказчику познакомиться с графом и его супругой, а Сильвио - отомстить обидчику.

Появление рассказчика в своем имении и его настроение очень напоминают пребывание в деревне Евгения Онегина. Вот как говорится о деревенской скуке в «Выстреле»: «Прошло несколько лет, и домашние обстоятельства принудили меня поселиться в бедной деревеньке Н* уезда. Занимаясь хозяйством, я не переставал тихонько вздыхать о прежней моей шумной и беззаботной жизни. <...> Малое число книг, найденных мною под шкафами и в кладовой, были вытвержены мною наизусть. <...> Близких соседей около меня не было, кроме двух или трех горьких, коих беседа состояла большей частию в икоте и воздыханиях. Уединение было сноснее».

Также можно найти сходство между знакомством Онегина и Ленского, рассказчика и графини Б***. В «Выстреле» читаем: «Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей. <...> Что касается до меня, то, признаюсь, известие о прибытии молодой и прекрасной соседки сильно на меня подействовало; я горел нетерпением ее увидеть, и потому в первое воскресение по ее приезде отправился после обеда в село*** рекомендоваться их сиятельствам, как ближайший сосед и всепокорнейший слуга». Эта поездка позволит читателю узнать развязку истории Сильвио. После того, как увидел смущение на лице графа, таинственный герой повести отказался от выстрела - «он вышел на крыльцо, кликнул ямщика и уехал». Дорога скрывает след Сильвио, придает его образу еще большую загадочность. Этот персонаж не изгнанник, но его будущее туманно не только для читателя, но и для автора. Ясно, что удел Сильвио - дорога, что равнозначно бесприютности, отсутствию Дома, одиночеству. Рассказ о

22


гибели героя под Скулянами, с одной стороны, - предположение, с другой -попытка найти для исключительной личности достойную дорогу, славный конец. Жизненный путь Сильвио - напоминание о мести как дороге, ведущей в тупик.

Анализ развития мотива пути в романе «Капитанская дочка» снова привел к сопоставлению со стихотворением «Бесы». Сравнение корректно по отношению ко второй главе.

В "Вожатом", застигнутый бураном путник также теряет дорогу, и его кони останавливаются в "чистом поле". Есть даже отдельные совпадения. Так, например, словам ямщика в "Капитанской дочке": "Да что ехать? <...> невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом" — соответствует уже цитировавшийся отрывок из "Бесов". Сходно и продолжение разговора между ямщиком и барином:

"Что там в поле?" —

"Кто их знает? пень иль волк", —

и "Вдруг увидел я что-то черное. "Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?" — "А бог его знает, барин, — сказал он, садясь на свое место; — <...> Должно быть, или волк, или человек". Так, в роман входит тема дороги - «карнавального пространства» и распутья, когда так трудно, но необходимо выбрать верную тропу. То, что "чернелось" в поле, действительно оказалось человеком, и человек этот указал Петруше Гриневу дорогу. Но в той же главе Гриневу снится пророческий сон: человек оказывается "страшным мужиком ", который, размахивая топором, наполнил всю комнату "мертвыми телами", и этот "страшный мужик" "ласково ... кликал" Гринева и предлагал "подойти" под его "благословение". Таким образом, "дорога", указанная Пугачевым, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других. Глубоко символично то, что Пугачев появляется из бурана и спасает от него Гринева: таким же "беспощадным", как стихия, окажется поднятый Пугачевым бунт, и Пугачев не раз спасет от этой слепой силы Петрушу. Знаменательно, что пути героев, так причудливо и невероятно пересекаясь, расходятся. Петр Гринев не пойдет по дороге русского бунта, указанной «Петром III».

Анализ разработки дорожного мотива в «Капитанской дочке» позволяет говорить о его разных задачах в романе. По моему наблюдению, дорога дает развитие сюжету произведения и обуславливает непредсказуемые встречи героев-антиподов: Гринева и Пугачева, Гринева и Швабрина, Савельича и Пугачева. Она же, как воплощение представлений о «карнавальном пространстве», сводит Машу и императрицу, Машу и родителей Петруши.

В главе «Сержант гвардии» дорога становится отправной точкой судьбы главного героя, сулит горечь расставания с родительским домом, предвещает сложный путь становления личности. Петруша вспоминает: «Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами». Герой явно не стремится к скитальческой жизни, да и изгнанником его можно назвать условно: отец хочет воспитать сына честным офицером,

23


защитником Отечества. О роли дорожной темы в главе «Вожатый» я размышляла выше.

Начало главы «Крепость» рисует дорогу в традициях эпохи - как элемент пейзажа и экспозицию истории белогорского этапа жизни Гринева. «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга, дорога шла по крутому берегу Лика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи». Здесь опять возникает ямщик как сквозной герой дорожной темы. В этом эпизоде он уверенно везет седока и не нуждается в «вожатом». Герой вспоминает: «Мы ехали довольно скоро. «Далече ли до крепости?» - спросил я у своего ямщика. «Недалече, - отвечал он. - Вон уже видна».

В главе «Мятежная слобода» смысловая нагрузка образа пути усиливается. Желание спасти возлюбленную снова гонит Гринева в дорогу, несмотря на предостережения Савельича. В описании дороги сливаются конкретное и символическое значения: «Путь мой шел мимо Бердекой слободы, пристанища пугачевского. Прямая дорога занесена была снегом; но по всей степи видны были конские следы, ежедневно обновляемые. Я ехал крупной рысью. Савельич едва мог следовать за мною издали и кричал мне поминутно: «Потише, сударь, ради бога потише.<...> Добро бы на пир, а то под обух того и гляди...» С одной стороны, герой Пушкина описывает детали конкретного места, с другой стороны слова «мимо Бердской стороны» становятся в контексте произведения знаковыми: Петру не по пути с бунтовщиками, его поприще - путь честного и доблестного офицера. Эту дорогу Гринев выбирает сам, без советов отца, дядьки, генерала. Внутренне он согласен с Савельичем: сколько может беглый казак проявлять благородство к военному противнику? Но в опасный путь его гонит желание отстоять возлюбленную.

Дальнейший разговор Гринева и его несостоявшегося посаженого отца идет о судьбе каждого, о единственно возможной жизненной дороге. Уже здесь главарь бунтовщиков чувствует свое поражение. Он признается Петру: «Улица моя тесна; воли мне мало». Гринев же в очередной раз провозглашает свои жизненные идеалы, в которых слышится голос автора: «Но жить убийством и разбоем, значит, по мне, клевать мертвечину».

Отъезд Пугачева в кибитке в Берду (глава «Сирота») знаменует прощание казака с Гриневым. Их дороги полностью расходятся. Тогда же Маша и Петруша «навек оставили Белогорскую крепость». Этот отъезд символизирует как расставание с Маши с родными местами, удаление от мест, породивших трагические воспоминания, так и путь Петра к Дому, возможность его возлюбленной быть принятой Гриневыми.

Еще одно осмысление темы пути в романе связано с путешествием Маши в Царское Село, которое та совершает ради встречи с государыней. Эпизод на почтовом дворе рождает у внимательного читателя ассоциацию со «Станционным смотрителем», бытовые подробности показывают реалии времени и солидарность неродовитых людей, готовность помочь друг другу.

24


Дорога Маши — вера в торжество справедливости, исполнение желания изменить судьбу, отстоять не только свободу любимого, но и его офицерскую и дворянскую честь. Знаменателен конец путешествия Марьи Ивановны, которая «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню...» Это объясняется не столько спешкой героини, сколько нежеланием приобщиться к столичной жизни. Если в начале романа Петруша горевал, что его путь лежит в забытые богом места, дочь капитана Миронова спешит в деревню. Туда же стремится и «русская душою» Татьяна Ларина, там же находит себя автор, если вспомнить его лирические произведения и лирические отступления в «Онегине».

6. Особенности пушкинского героя - путника, странника,

путешественника.

Пушкинский герой, следуя по дороге, постоянно эволюционирует. Подобно многоплановому образу пути, его образ многолик; он постоянно изменяется. Это и изгнанник, подобный братьям-разбойникам и Алеко, и путник (Владимир, Марья Гавриловна, Бурмин, Лиза, Алексей Берестов, Петр Гринев, Пугачев. Самсон Вырин), и странник (Онегин), и путешественник (автор «Путешествия в Арзрум», Онегин). Как лирический герой «дорожного цикла», так и персонажи эпических произведений, несмотря на разные причины своих странствий, органично вписываются в окружающее пространство. Их обуревает страх, отчаяние, неудовлетворенность жизнью, мечты о родном очаге - но не каждый пытается изменить судьбу. Ей противостоят только Владимир из «Метели», герои «Капитанской дочки» Гринев и Пугачев. Персонажи Пушкина не созерцают пасторальные картины проносящихся селений, а органично вписываются в пейзаж. Дорога проверяет их на жизнестойкость, навевает размышления о смысле жизни и своем месте в ней. Дорога дарит неожиданные встречи и намечает резкие перемены в судьбе.