II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. Причины глубокой, системной разработки мотива дороги в творчестве
Александра Сергеевича Пушкина.
В ходе изучения фактов биографии писателя, анализа его произведений и знакомства с литературоведческими работами я пришла к выводу, что настойчивое осмысление мотива дороги Пушкиным — закономерный результат его жизненных и творческих исканий.
Первой, весомой, причиной обращения поэта к дорожной теме была его скитальческая, наполненная путешествиями жизнь. Пушкин исколесил всю европейскую часть России, мечтал побывать за Уралом, в Сибири. Был он и в предгорьях Кавказа, и в Крыму, и в Молдавии, и в псковских краях, и у средней Волги, и в оренбургских степях, и в горах
25
Осетии, и в долинах Грузии, и на плоскогорьях Армении, и в пределах теперешней Турции у высокогорного Арзрума. Образы путника, ямщика, дорожных верст постоянно встречаются в произведениях поэта. Иногда дорожной теме посвящены целые произведения, например, «Путешествие в Арзрум».
Вторая причина кроется в литературной традиции эпохи, когда каждый из серьезных авторов отдавал дань указанной теме.
Наконец, незаурядная личность Пушкина искала новые грани и формы воплощения мотива, причудливо развивая сюжеты и разрабатывая новые коллизии.
Третья разгадка кроется в особенностях стиля Пушкина: его путь от романтизма к реализму заставлял менять идейную нагрузку образа дороги, всякий раз вносить в новые произведения иное, доселе неслыханное звучание
2. Новаторство в создании знакомого образа.
Как и в разработке других мотивов своего творчества, Пушкин явил неслыханный пример новаторства в осмыслении дорожной темы. До него дорога в литературе была лишь своеобразной декорацией, фоном развития действия. Пушкин не отдает должное образу пути, а делает его лейтмотивом лирики и прозы. Новаторство поэта проявляется в философском осмыслении темы. Здесь на передний план выступает дорога как жизненное перепутье и, конечно, дорога - метафора судьбы и жизни. Чтобы усилить данное значение, гениальный автор прибегает к образам стихии (вспомним «Бесов», «Телегу жизни», «Метель», «Капитанскую дочку»). Читая произведения Пушкина, где сильны дорожные мотивы, я ощущаю их связь с моментами биографии автора, но в то же время чувствую себя невольным участником событий. Так, благодаря мастерству поэта, образ дороги конкретного героя, автора разрастается до масштабов пути человечества, порождая сопереживание и множество ассоциаций.
Новаторство Пушкина проявилось и в жанровом богатстве воплощений мотива дороги. Стихи, элегии, поэмы, романы в стихах и в прозе, наконец, путешествие. Так дорога становится своеобразным сквозным героем пушкинского творчества, всякий раз в зависимости от авторского замысла представая в разных обличьях.
Следующий элемент новизны в разработке указанного мотива заключен в использовании параллелизма: дорожный пейзаж часто у Пушкина созвучен настроению лирического героя или персонажа, является знаковым элементом сюжета, предупреждающим о грядущих переменах в судьбе.
Наконец, дорога в каждом из произведений указанной тематики -неоднозначный образ. Она многопланова, рождает множество читательских интерпретаций, так как и автор усматривал ней разные воплощения.
26
3. Результаты исследования.
Систематизировав результаты наблюдений, сопоставив литературоведческие концепции, я пришла к следующим выводам по теме исследования:
1. тема пути пронизывает все творческое наследие
Пушкина. Поэт разрабатывает ее как в поэтических
произведениях («Погасло дневное светило» (1820),
«Телега жизни» (1823), «К Языкову» (1824), «Зимняя
дорога» (1826), «Дорожные жалобы» (1829), «Бесы»
(1830), так и в прозаических («Выстрел», «Метель»,
«Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель»
(1830), «Дубровский» (1832-1833), «Путешествие в
Арзрум», «Капитанская дочка» (1836). Свое
воплощение мотив пути находит и в поэмах («Братья-
разбойники» (1822-1823), «Цыганы» (1824)), и в
романе в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831).
2. Удивительно жанровое своеобразие пушкинских
произведений, где развивается «дорожная тема»:
элегии, повести, поэмы, роман, очерк.
3. Начав разработку мотивов пути в романтическом
периоде творчества, поэт при переходе к реализму
расширяет функции дороги, усиливая
философское звучание.
4. Если в романтических поэмах Пушкин, изображая
дороги героев, отдает дань традиции, то в
реалистических произведениях вносит в тему
пути значительное новаторство, расширяя оттенки
значений знакомого читателю образа.
5. Часто параллельно с изображением пути героев автор
показывает свой собственный путь как в
биографическом, так и в творческом плане. Это
всегда обнаруживает эволюцию его творческих
взглядов и победу оптимистических начал (кроме
«Бесов»).
6. Из всех функций пути в творчестве Пушкина
ведущей является осмысление дороги как
жизненного пути человека, поэта и всей России.
Здесь поэтом заложены основы традиции, которую
разовьет в образе Руси-тройки Н. В. Гоголь, позже
творчески осмыслят Н. А. Некрасов и А. А. Блок.
7. Поэт задумывается о будущем страны и не дает
точного ответа, но показывает идеал как в «Повестях
Белкина», так и в «Капитанской дочке». Путь России
не в индивидуализме европейского человека,
подобного Сильвио, а в единении, в безыскусных, но
27
вечных идеалах, которые исповедуют герои остальных повестей цикла. В «Капитанской дочке» пересекаются пути Гринева и бунтовщика Пугачева, но герои идут разными дорогами. Эпиграф «Не приведи, господи, видеть русский бунт, жестокий и ужасный» говорит о кредо автора - по Пушкину, путь России - путь свободы, но не кровопролития и жестокости. Лирические отступления в отрывках из путешествия Онегина показывают будущее России как цивилизованной страны.
8. разработка темы дороги Пушкиным как дань
Традиции, по моему мнению, осмысляется в
функциях пейзажа, скуки, бытовых описаний.
Продолжением открытий предшественников
Пушкина является мотив, связанный с героем-
путником, скитальцем, изгнанником.
9. Очевидное новаторство поэт проявляет в
осмыслении дороги как символа жизненного пути,
распутья, антитезы дом — дорога.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Васина М. Я. Там, где шумят Михайловские рощи - Л.: «Детская
литература», 1971, стр. 22, 39-42.
2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса. - М., 1990, стр. 21-22.
3. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина, т. 2. - М.: Советский писатель,
1967, стр. 722.
4. Бочаров С. Н. Поэтика Пушкина. Очерки. - М.: Наука, 1974. стр.104.
5. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957,
стр. 415.
6. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965, стр. 356.
7. Измайлов Н. В. Лирические цикла в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов
// Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. - Л.: Наука, стр. 213-269.
8. Лахостский К. П. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для
учащихся-М.-Л.: «Просвещение», 1964, стр. 39, 60-62, 104-112.
9. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. - Л.:
Просвещение, 1981, стр. 255.
10. Макогоненко Г. П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). Л.: Худож. лит., 1974.
28
11. Мейлах Б. С. Пушкин и его эпоха - М.: Государственное издательство
художественной литературы, 1958, стр. 396.
12.Непомнящий В. С Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии
Пушкина. -М.: Сов. Писатель, 1987, стр. 448.
13.Рождественский В. А. Читая Пушкина - Л.: Государственное издательство
детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1962, стр. 159,
172.
14.Скатов Н. Н. Русский гений. - М.: Современник, 1987, стр.352.
15. Слинина Э.В. Лирический цикл Пушкина «Стихи, сочиненные во время
путешествия (1829 г.)» // Сб. Пушкинский сборник, ЛГУ, 1977. 16.Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина-М.: Государственное
издательство художественной литературы, 1963, стр. 105.