Смекни!
smekni.com

Мотив дороги как важнейший идейно-художественный элемент поэтики александра Сергеевича Пушкина (стр. 1 из 7)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

МОТИВ ДОРОГИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ЭЛЕМЕНТ ПОЭТИКИ

Александра Сергеевича Пушкина.

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ученицы 10 г класса

ЛАРЮШКИНОЙ ВИОЛЕТТЫ

(тел. (49234)35196

e-mail: violettalaryushkina@yandex.ru)

научный руководитель – учитель русского языка и литературы

НЕВЕРОВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

МУРОМ

2008


СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ стр.

1 .Значение мотива дороги в русской литературе. 3

2. Цели и задачи реферата. 3-4

3. Использованные в исследовании методики. 4

4. Обзор литературоведческих работ по истории вопроса. 4-5

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Взаимосвязь разработки мотива дороги и творческого метода пи-­
сателя в русской литературе. Классицистические традиции изображе-­
ния пути как части пейзажа. 5-6

2. Многообразие функций образа дороги в поэзии и прозе Пушкина. 6

3. Дорога - символ бегства, изгнания в романтическом периоде
творчества. Мотив дороги в «Цыганах» как одно из воплощений

темы свободы. 6-8

4. Расширение функций пути в реалистическом наследии Пушкина.

- образ зимней дороги и неясность судьбы поэта в одноименном произведении.

- дорога - «карнавальное пространство», готовящее неожиданные
встречи. 8-9

5. Разнообразие оттенков философского звучания образа дороги:

- жизненный путь;

- непредсказуемая судьба;

- символ перепутья, нравственного выбора;

- антитеза семьи, дома;

- завершение странствий, возвращение на круги своя. 9-25

6. Особенности пушкинского героя - путника, странника,
путешественника, паломника. 25

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Причины системной разработки Александром Сергеевичем
Пушкиным мотива дороги в своем творчестве. 25-26

2. Новаторство автора в создании знакомого образа. 26-27

3. Результаты исследования. 27-28

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 28


I. ВВЕДЕНИЕ.

1.3начение мотива дороги в русской литературе.

Анализ произведений русской классики позволяет выделить в них мотив пути как один из элементов поэтики разных авторов. Современная поэзия и проза, безусловно, восприняли эту традицию. Человек XXI века все время спешит - к этому побуждают и фантастический ритм жизни, и честолюбивые мечты, и желание найти свой единственно правильный жизненный путь. Дорога, уходящая в неизведанную даль, стала символом исканий человека и человечества. Это обусловило изображение пути как важного элемента композиции и содержания разных литературных произведений. На мой взгляд, наиболее новаторское звучание в литературе первой половины XIX века мотив пути получил в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В трактовке поэта дорога истолковывается в самых разных значениях в соответствии с авторским замыслом и жанровой природой произведений. Его поэзия и проза насыщены описаниями пути, пейзажными зарисовками, где дорога становится лейтмотивом, образом, как конкретным, так и отвлеченным, рождающим море ассоциаций.

Пушкин любил странствия. В очерке «Путешествие в Арзрум» он признавался: «С детских лет путешествия были моею любимою мечтою».1 «Эта страсть, по словам К. П. Лахостского2, вытекала из постоянного и могучего стремления к всестороннему познанию жизни - родной страны и зарубежных стран». Отсюда, а не только из-за мысли о бегстве из политической несвободы возникали попытки получить разрешение на поездку в Западную Европу, Китай. Об этом можно прочесть в письме поэта Бенкендорфу: «Покамест я еще не женат и не зачислен на службу, я бы хотел совершить путешествие во Францию или Италию. В случае же, если оно не будет мне разрешено, я бы просил соизволения посетить Китай с отправляющимся туда посольством... » За свою короткую жизнь Пушкин совершил около 120 длинных и коротких поездок и проделал более 30000 верст пути. Свои путешествия Александр Сергеевич Пушкин совершал на лошадях в коляске или кибитке, как и многие герои, созданные его воображением. Дорожный пейзаж был неотъемлемой частью быта. Долгая езда, помимо неудобств и потраченного времени, давала возможность думать, наслаждаться родными пейзажами, поговорить с попутчиками, увидеть своими глазами жизнь народа, узнать истинную Россию, задуматься над ее будущим. Пушкин любил дорогу, которая для него и других писателей эпохи была школой жизни. Вот почему в разработке мотива пути поэт не только освоил литературные традиции, но и внес новаторские черты в осмысление знакомой темы.

1 Пушкин А. С. Путешествие в Арзрум

2 Лахостский К. П. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся - М.-Л.: «Просвещение», 1964, стр. 107.


2. Цели и задачи реферата.

В своем исследовании я выделила следующие цели:

- определить круг произведений, в которых Пушкин создает многофункциональный образ дороги;

- выяснить обусловленность разработки мотива пути фактами биографии и особенностей творческого этапа поэта;

- вычленить черты новаторства Пушкина в развитии сквозного мотива русской литературы;

- доказать, что тема дороги в искусстве пушкинской поры вырастает в размышления о жизненном пути человека, определяясь как индивидуальностью писателя, так и общими закономерностями литературного процесса.

Задачи исследования:

1. Обобщить и прокомментировать имеющиеся в литературоведении

мнения по теме.

2. Разграничить идейную нагрузку мотива в романтическом и реалистическом наследии Пушкина.

3. Уловить все разнообразие оттенков философского звучания мотива пути в различных произведениях поэта.

4. Охарактеризовать особенности авторского героя-путника.

5. Найти причины системного обращения к дорожным мотивам.

6. Проследить, как тема пути в творчестве А.С.Пушкина вырастает в проблему России и человечества.

1. Использованные в исследовании методики.

Для достижения поставленных целей мной использованы следующие методики:

o отбор библиографии,

o сопоставление литературоведческих оценок по истории вопроса,

o изучение биографии поэта,

o анализ художественных текстов,

o сравнительный анализ эпизодов.

4. Обзор литературоведческих работ по истории вопроса.

В нашем литературоведении нет специального исследования, посвященного разработке дорожных мотивов в литературе пушкинской поры. Я опираюсь на замечания, почерпнутые из монографий и статей, рассматривающих определенные произведения и их идейно-художественное особенности. Наиболее значимыми для меня при выполнении исследования стали работы М. Я Васиной, К.П. Лахостского, Б. С. Мейлаха, В. А.


Рождественского и А. Л. Слонимского. Именно в их трудах системно анализируются дорожные мотивы в пушкинском творчестве.

Особо интересна полемика в современном пушкиноведении о том, как мысли поэта о жизненном пути порождают «тему пути-дороги». Вопрос о пути личности вырастает у Пушкина в проблему пути России и человечества.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Значение разработки мотива дороги и творческого метода писателя в русской литературе. Классицистические традиции изображения пути

как части пейзажа.

Мотив пути не был индивидуальным мотивом пушкинского творчества. Он имеет давнюю традицию в русской литературе, и поэт в разработке образа дороги во многом использовал опыт предшественников.

Для русской классики путешествие, странствие, дорожная тема стали одним из устойчивых моментов. Однако назначение мотива пути было обусловлено традицией: дорога являлась фоном, где разворачивались события, помогала организовать сюжет, оживляла описание места действия пейзажными зарисовками. Дорожная тема - одна из излюбленных в русской литературе. К ней обращались почти все великие мастера художественного слова. В этой теме воплотились и народная философия, и взгляды авторов на проблемы истории и эстетики.

Поэтому кажется особенно интересным и актуальным рассмотрение темы, воплотившей своеобразие и многогранность нашей литературы, национального мышления и быта, индивидуальность художественного дара поэта. Недаром А. Блок говорил, что первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги. Как никому другому это чувство было присуще Пушкину.

М. М. Бахтин так пишет о пересекающихся дорогах, хранящих следы разных человеческих судеб: «На дороге («большой дороге») пересекаются в одной временной точке пространственные и временные пути многоразличнейших людей - представителей всех сословий, состояний, вероисповеданий, национальностей, возрастов. Здесь могут случайно встретиться те, кто нормально разъединен социальной иерархией и пространственной далью, здесь могут возникнуть любые контрасты, столкнуться и переплестись различные судьбы... Здесь время как бы вливается в пространство и течет по нему (образуя дороги), отсюда и такая богатая метафоризация пути-дороги: «Жизненный путь», «вступить на новую дорогу», «исторический путь» и проч.; метафоризация дороги разнообразна и многопланова».3Справедливость данного положения подтверждают коллизии пушкинских сюжетов. Именно дорога стала пересечением путей «крестьянки» Акулины и Алексея

3 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990, стр.

21.


Берестова («Барышня-крестьянка»), Марьи Гавриловны и Бурмина («Метель»), Петра Гринева и Пугачева («Капитанская дочка»), свела в стихии, заставив потерять счет времени ямщика и барина («Бесы»). На большую дорогу вынужден выйти вместе с бывшими крепостными Владимир Дубровский. Дорога приводит готового к мщению Сильвио в дом графа, а станционного смотрителя Самсона Вырина гонит в Петербург. Это «карнавальное пространство» позволяет пересечься путям многих героев, а читателя заставляет увидеть настоящее России и задуматься о ее будущем.