В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем дальше продвигался Наполеон вглубь России, тем сильнее становилось русское войско, тем слабее становилась французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, народный патриотизм, «дух войска» делают армию непобедимой.
А Наполеон был обречен на поражение, поскольку он не был выразителем «совокупности воль» французского народа, его армия шла вперед, подчиняясь приказу, не имея морального стимула. Поэтому в самый трудный момент она дрогнула.
Роман «Война и мир» не только исторический, но еще и философский. В нем Толстой выражает свое мнение о закономерности исторических явлений. Писатель придерживается фаталистического взгляда на ход истории, он считает, что все события предопределены заранее, а мы, по Толстому, ее не ощущаем. Я не согласен с этим подходом писателя: правое дело рано или поздно обязательно победит, но только в том случае, если каждый из нас сделает для этого хоть что-то.
Заслуга Толстого как автора романа-эпопеи состоит в том, что он первый так глубоко раскрыл и так убедительно ярко осветил великую роль народных масс в исторических событиях, в жизни русского государства и общества. Понимание народа как решающей силы в борьбе с внешними захватчиками дало Толстому право сделать народ подлинным героем своей эпопеи. Писатель был убежден, что «причина нашего торжества была не случайной, но она лежала в сущности характера русского народа и войска».
Высшая нравственность в народе.
Ужасно трудно описать характер народа – жизнь.
Л.Н.Толстой.
«Мысль народная» определяет в «Войне не только исторические и художественные основы произведения, но и философские его темы. Народ в романе Толстого – категория не только и не столько социальная, сколько нравственная. Народ – это и солдаты, и Тихон Щербатый, и Наташа Ростова, и Кутузов, и Пьер, и Платон Каратаев, и князь Андрей. Для всех их характерно общее чувство, которое Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма». «И благо тому народу, - говорит писатель, - который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и, перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуты испытаний, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью».
Так, на борьбу с Наполеоном, вторгшимся в пределы России, поднялся весь народ. Действия русских людей проистекали из единства их интересов. Говоря о народе и его подвиге в Отечественной войне, Толстой имел в виду, что чувство патриотизма и ненависти к захватчикам охватило все социальные слои без исключения. «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли… происходило то же самое, что и в Москве: богатые уходили, оставляя свое имущество, бедные уничтожали все, что могло быть полезно врагам. Для русских людей не было вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов. Под управлением французов нельзя было быть».
Главной и решающей силой, уничтожившей орды Бонапарта, был «простой русский мужик: ополченцы, с говором и хохотом работавшие на кургане под Бородином, солдаты армии, жители деревень и городов, уходившие в партизаны и громившие врага».
В Смоленске, по мнению Толстого, русские солдаты в первый раз по-настоящему дрались за свою родную землю. И именно здесь проявился впервые в этой войне тот великий дух войска, который потом помог одержать огромную – и прежде всего моральную – победу на Бородинском поле.
«Скрытая теплота патриотизма», которая была во всех защитниках отечества, помогала им переносить трудности войны. Положение солдат было крайне тяжелым: «на сто тысяч войска насчитывалось малым числом двадцать тысяч раненых, оказать помощь которым было почти невозможно». Каждую минуту жизнь солдат подвергалась опасности. Но, несмотря на это, они «подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством». И «войска стояли твердо на своих местах, и французы не стали атаковать более».
Воплощением этого мужества, стойкости и героизма был для Толстого Тихон Щербатый. В этом образе воплощен дух народа-мстителя, сила и смекалка, ловкость и удаль русского крестьянина, который с топором в руках идет не потому, что его кто-то понуждает, не под влиянием красивой фразы, а под воздействием истинно патриотического чувства гнева и ненависти к врагу. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким. Французы для него не люди, а враги, и только враги.
Мы еще не видим Тихона, но образ его уже появляется в том, как говорят о нем товарищи по оружию, в их грубоватых словах чувствуются восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну, ловок», «Экая бестия». Движения его ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, наблюдаем, как он «бултыхнулся в речку», «выбрался на четвереньках», «побежал дальше». Он весь в движении, в порыве, в действии. Его речь динамична, она отличается краткостью, лаконизмом, скрытым юмором: «Один и навернись…Я его таким манером и сгреб…Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня со шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…». Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличают Тихона Щербатого. Он был не только самым полезным и храбрым человеком, но и «шутом всех казаков, гусаров, и сам охотно поддавался этому чину».
Создавая образ народа-мстителя, Толстой показывает не только ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм. Недаром после всего того, что Пьер видел на Бородинском поле, солдаты и ополченцы представлялись ему «со своими простыми, твердыми лицами». В характере Щербатого воплощены «простота, добро и правда» - те высокие качества, которыми отличаются и отдельные герои «Войны и мира», и собирательный образ народа.
В крестьянстве Толстой видел мир, сближение с которым может оздоровить человека из привилегированных классов. И в своем романе писатель освещает крестьянство не с классовой, а с морально-психологической стороны. Образ Каратаева должен был наиболее полно воплотить все лучшие черты русского крестьянства, как его понимал Толстой. Пьер Безухов встречается с Платоном Каратаевым в исключительно тяжелых условиях, в бараке для военнопленных. «Он [Пьер] чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь не в его власти». В этот момент душевной катастрофы и происходит его встреча с Платоном. Первое впечатление от Каратаева было впечатление благообразия и простоты, своеобразной душевной гармонии. При первом же вопросе Каратаева к Пьеру «такое выражение ласки было в его певучем голосе, что … у Пьера задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». Когда он на другой день увидел Каратаева, «первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне. Он восхищался Каратаевым».
У Платона Каратаева личное, индивидуальное заслонено «роевым», слитностью с крестьянским миром. Еще одна характерная черта Платона, непротивленство злу, подчеркнута характером пословиц и поговорок, которыми полна его речь: «Рок головы ищет», «Не нашим умом, а божьим судом», «Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».
В образе Каратаева Толстой хотел воплотить черты идеализируемого им патриархального крестьянства. Его принципом было «жить по-божьи, творя любовь и добро».
Мне симпатичен образ Платона Каратаева, потому что он как никто другой может успокоить и «помочь жить».
Каждый из них (и Каратаев, и Тушин, и Тимохин, и Щербатый, и многие другие) по-своему любил свою родину и противостоял захватчикам. Они были едины в своем стремлении к свободе, и это для них было самое святое. Вот величайшее проявление необыкновенной стойкости, выносливости, духовной и нравственной силы русского народа.
«Решилась Расея» – вот нравственная и философская идея «мысли народной» в романе Толстого «Война и мир».
Заканчивая размышления о «Войне и мире», мне хотелось бы заметить, что глубина любого мотива, образа в романе воистину небывалая и неповторимая. Недаром Флобер, прочитав «Войну и мир» на французском языке, воскликнул о Толстом: «Это Шекспир, это Шекспир!». Но мне кажется, что даже подобное сравнение не исчерпывает всех достоинств гениального Толстого.
«Анна Каренина»: нравственные проблемы.
Кто хочет узнать какой-нибудь народ, тот должен в первую очередь изучить его в семейном, домашнем быту.
В.Г.Белинский
В шестидесятые годы девятнадцатого века в России происходили существенные изменения, оказавшие огромное влияние на бытовые и семейные отношения. Это очень волновало Л.Н.Толстого. И он написал роман о повседневной жизни дворян и чиновничества, в котором, в отличие от «Войны и мира», главной идеей стала «мысль семейная».
Уже первой фразой («Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные семьи несчастливы по-своему») Толстой подчеркивает, что рассказ пойдет о семейных взаимоотношениях, о том, как были счастливы и несчастливы Щербацкие, Каренины, Левины. Как же сложилась их жизнь?
Анна Аркадьевна и Алексей Александрович Каренины жили спокойно. Каренин – царский чиновник, за которого Анну выдали замуж совсем девочкой. Он «отдал жене все то чувство, на которое был способен». Однако он был холоден, и «каждая минута в его жизни была занята и распределена». Внешне все было благополучно в этом доме. Анна обожала сына Сережу, вела светский образ жизни, и, казалось, ничто не нарушит покоя этой семьи. Но неожиданно в их жизнь врывается граф Вронский, который переворачивает все. Анна, цельная и непосредственная натура, полюбила его всем сердцем. Она пожертвовала ради него всем, чем имела, и от него ждала того же. А он вскоре охладел к ней. И Анна это мгновенно почувствовала. Вспомним ее слова: «Я хочу любви, а ее нет…». Когда Анна явно обнаружила охлаждение Вронского, она решила, что все для нее кончено. «Всё неправда, всё ложь, всё обман, всё зло…» - таков итог, к которому она пришла накануне смерти. Конечно, это трагедия. Толстой понимает это. Но он не осуждает Анну за то, что она искренне полюбила Вронского и даже за то, что она бросила вызов обществу. Писатель возмущен тем, что ради личного счастья Анна посмела разрушить семью.