В этом я не согласен с Толстым, человек должен стремиться к своему счастью, а Анна с Карениным счастлива не была. Казалось бы, Каренин – положительный герой, в нем все хорошо и правильно, даже слишком правильно. Но душевной теплоты от него не исходило, поэтому в конце романа мы не сожалеем о расставании с этим персонажем. Вся суть Каренина в том, что «всю свою жизнь Алексей Александрович прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражением жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самой жизнью, он отстранялся от нее». Его философия заключается в соблюдении «внешних правил приличия»: узнав об измене Анны, он был более всего озабочен тем, что нарушался привычный распорядок его жизни и волновался о том, чтобы семейная драма не стала предметом светских сплетен, которые могли бы вредно повлиять на его служебную карьеру. «Так! но я требую соблюдения внешних условий приличия до тех пор, - голос Каренина задрожал, - пока я приму меры, обеспечивающие мою честь, и сообщу их вам». Но какие меры против живой жизни, против искреннего чувства большой любви, охватившего Анну, - какие меры мог предпринять этот сухой, холодный человек с тусклыми, неподвижными глазами и тонким бесстрастным голосом? Страдая, Каренин почти не способен был к состраданию. «Переноситься мыслью и чувством в другое существо было душевное действие, чуждое Алексею Александровичу, - говорит Толстой. – Он считал это душевное действие вредным и опасным фантазерством. О какой нравственности может идти речь, если человек думает в первую очередь о своей показной чести?!
Мне кажется, что вся суть сюжетной линии Анна – Каренин – Вронский выражена в эпиграфе к роману: «Мне отмщение, и аз воздам». И сегодня этот эпиграф трактуется разными критиками по-разному.
Профессор Н.Н.Гусев считает, что в финале романа Толстой не осуждает, а оправдывает Анну Каренину. Её самоубийство, пишет он, «получает нравственный характер: она уходит из жизни, чтобы распутать тот сложный клубок противоречий, в котором запуталась ее жизнь, жизни Каренина и Вронского. И умирает она в приподнятом настроении, с мыслью о том, что она не гадка, а жалка и прекрасна».
В.В.Вересаев понял смысл эпиграфа иначе. В своей книге «Живая жизнь» он говорит: «Если бы Анна чисто и честно отдалась этой силе, перед ней бы раскрылась новая, цельная жизнь. Но Анна испугалась мелким страхом перед человеческим осуждением, перед потерею своего положения в свете. И глубокое ясное чувство загрязнилось ложью, превратилось в запретное наслаждение, стало мелким и мутным».
В 1906 году две гимназистки направили Толстому письмо, где предложили свое толкование эпиграфа. «Мы думали, - писали они, - что смысл эпиграфа состоит в том, что человек, нарушивший нравственные правила, будет наказан. И Толстой ответил им коротко: «Вы правы».
Теперь о любимом герое Толстого. О внешности Левина Толстой сообщает очень мало, но он обращает внимание на следующие детали: «гимнаст, поднимающий одной рукой пять пудов», «скотовод, охотник», «в углу его кабинета стояли две пудовые гири», «первый русский конькобежец», «он сам косил». В начале романа Левину тридцать два года.
Интересы Левина разнообразны. Взгляды нашего героя прогрессивны: он поддерживает крестьянскую реформу 1861 года. «Странный помещик», каким представляется людям его среды Константин Левин, он мечтает о том, чтобы наступили «вместо бедности – общее богатство, вместо вражды – согласие интересов». Всего этого можно достигнуть упорнейшим трудом – такова основная мысль Левина.
Я считаю, что Левин в «Анне Карениной», как и Каратаев в «Войне и мире», - лирический герои Толстого. И действительно, эти персонажи во многом похожи: они оба придерживаются основной концепции Толстого – непротивления злу. Кроме того, Леви придерживается идеи единения с крестьянством (вспомним Пьера Безухова). Его идеал – патриархально-усадебный уклад, деревенская жизнь помещика в условиях сближения с крестьянством. Левин настолько убежден в спасительности этого пути, что одно время даже думает о женитьбе на крестьянке, мечтая путем «опрощения» воспринять первобытный народный дух и найти здоровую основу для деятельности.
Но Левин раскрыт в романе не только как мыслящий помещик. Это человек большой души, чуткой совести и безукоризненной моральной чистоты. Своего любимого героя автор наделяет высоконравственными качествами, которые так ярко проявляются в его светлой, чистой любви к Кити, как и вообще в его взглядах на женщину и семью.
Идейный путь Левина с большой правдивостью и точностью отразил эволюцию сознания самого писателя в годы работы над романом. В раздумьях своего героя писатель выражал свои собственные тревожные мысли о судьбе дворянства, о путях развития России.
Искренность как высшая форма нравственности.
Чем меньше имело значения мнение людей, тем сильнее чувствовался бог.
Л.Н.Толстой
«Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость, - писал Толстой. – Только эта цель – радость – вполне достойна жизни. Отречение, крест, отдать жизнь – все это для радости». «Толстой, - вспоминал А. Кони, - говорил, что человек обязан быть счастлив, как обязан быть чистоплотным».
Истина, добро и правда были для писателя неотделимыми сторонами единой сущности. В своих лучших произведениях, утверждая нравственные ценности, писатель никогда не морализировал, а доказывал их необходимость для человека.
В «Отце Сергии» Толстой показывает жизнь человека, хотя и направляемую идеалом, гораздо более высоким, чем идеал «легкой, приятной и приличной жизни», но все же ошибочным. Основным стимулом всех поступков героя было честолюбие, он всегда стремился «во всех делах, представлявшихся ему на пути, достигать совершенства и успеха, вызывающего похвалы и удивление людей».
Оставив блестящий гвардейский полк, чтобы уйти в монастырь, он изменил даже имя, в самой своей сущности оставаясь в то же время тем же тщеславным человеком. Он «радовался тем восхвалениям, которыми окружали его», умилялся себе. А всякая ориентация на чужое мнение, желание славы, похвалы, одобрения, по наблюдениям Толстого, разрушительна для того чувства и дела, которыми человек гордится, они перестают быть духовно значимыми для него.
Иначе говоря, самой большой ошибкой жизненного пути отца Сергия была неискренность по отношению к другим и к самому себе. Наш герой поставил перед собой цель, но добивался на самом деле не ее. Гордость и тщеславие приняли у него парадоксальную форму стремления к смирению. Он оказывается в неразрешимом положении: чем сильнее, упорнее он преследует свою иллюзорную цель, тем дальше он уходит от истинной цели, тем все более попадает в «тот ложный круг, при котором смирение оказывается гордыней».
Почему так получилось? Почему, несмотря ни на что, отец Сергий испытывает тревогу и неудовлетворенность? Потому что вся его жизнь – фальшь. Он обманывал себя, пытаясь доказать самому себе, что он лучше всех. Позже наш герой осознал и эту проблему, но попытки и ее решения только усугубили его страдания. Отсутствие искренности – вот ключ к его проблемам.
Но в конце своего жизненного пути отец Сергий, прошедший долгий и трудный путь, добившийся блестящих успехов и в светской, и в монашеской карьере, находит истину благодаря незаметной, внешне совершенно, казалось бы, «ничтожной женщине». Оказывается, что жалкая, робкая Пашенька, которую отец Сергий знал еще в детстве, жила подлинной жизнью и могла научить и спасти от отчаяния того, кто долгие годы учил и наставлял сотни людей. Она была одна из тех «тысяч безвестных, самых лучших, как все безвестное, женщин, утешительниц пьяных, слабых, развратных людей, тех, для которых нужнее, чем кому-нибудь, утешения любви».
Обыкновенной, ничем не примечательной была жизнь этой женщины, отданной семье. Пашенька, никогда не задумываясь о своем «значении», просто жила помогла, утешала и служила людям, с которыми ее связала судьба. И отец Сергий признается: «Пашенька – именно то, чем я должен был быть и чем я не был… Да, одно доброе дело, чашка воды, поданная без мысли о награде, дороже облагодетельствованных мною вещей для людей».
Все близкое к естественному, природному началу было высшим выражением истины для Толстого. Вот почему именно в Пашеньке, вся жизнь которой – бесконечное служение людям, находит свое спасение «заблудший, гордый грешник» – отец Сергий.
В рассказе «После бала» Толстой развивает мысль о том, что искренность и нравственность – самые важные критерии оценки человека. Это произведение было написано в последние годы жизни великого писателя. В нем рассказано о действительном событии, о котором Толстой узнал, когда был студентом в Казани. Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного военоначальника и мечтал о женитьбе. Но однажды совершенно случайно он стал свидетелем экзекуции, которой руководил отец его невесты, полковник. Он увидел, как провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют по спине. Бравый полковник накануне вечером весело танцевал мазурку на балу с красавицей дочерью, а рано утром отправился на плац и хладнокровно распоряжался истязанием солдата. Ему не приходило в голову, что он палач и мучитель. Не теряя присутствия духа, он спокойно «засекал этого солдата до смерти и возвращался отобедать в семью».