Смекни!
smekni.com

В поисках нравственной истины (философская тема в творчестве Л.Н.Толстого) (стр. 5 из 5)

Держать правой рукой в замшевой перчатке за талию свою дочь во время мазурки и бить той же рукой в замшевой перчатке по лицу солдата, сбившегося с ритма наказания палками, - для Петра Владиславовича не имеет особой разницы. В сознании Ивана Васильевича, рассказчика, облик полковника раздваивается, приобретая чуть ли не инфернальный, дьявольский смысл. Разрозненные детали портрета и жесты вдруг сливаются воедино, являя взору леденящий душу образ Петра Владиславовича. Нежный поцелуй в лоб дочери после танца и подчеркнутое портретное сходство с Николаем I живо обнажают смысл этого общеизвестного иудиного жеста. А красивая, статная, высокая фигура полковника, его румяное лицо, белые усы и бакенбарды, «ласковая радостная улыбка… в его блестящих глазах и губах» – эти портретные детали Петра Владиславовича не только переходят из сцены бала в эпизод экзекуции, но и неожиданно повторяются в ангельском, «бестелесном» облике его дочери Вареньки: «высокая, стройная, грациозная и величественная», во всем белом и опять-таки с «сияющим, зарумянившимся лицом и ласковыми, милыми глазами». Недаром, когда Ивану Васильевичу впоследствии приходилось видеть улыбку на лице Вареньки, он «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему «становилось как-то неловко и неприятно».

По ходу развертывания сюжета ангельское и иудино начинают противоестественно просвечивать друг через друга в обликах и Петра Владиславовича, и Вареньки, обнажая «оборотническую» природу современной Толстому жизни.

В заключение мне хотелось бы сказать, что в каждом произведении Толстой выражает свои философские взгляды на ту или иную проблему. Мы можем соглашаться или не соглашаться с писателем. Но, как сказал М.А. Шолохов, «Лев Толстой навсегда останется в русской и мировой литературе величавой, недосягаемой вершиной». Кроме того, в наследии Толстого есть то, что не отошло в прошлое, то, что принадлежит настоящему и будущему – ведь его произведения помогают нам понять суть проблем, которые существовали и будут существовать.

Талант Толстого многогранен – он пытался осветить и социальные, и философские, и политические, и нравственные стороны жизни. Но самое главное – писатель помогает нам найти свой путь в жизни.

«Истина где-то рядом,» - вот главная философская мысль Толстого. И в своих произведениях он указывает нам дорогу к ней.


Список литературы.

1. К.Н. Ломунов. «Лев Толстой. Очерк жизни и творчества»

2. З.С. Шепелева. «Лев Николаевич Толстой. Краткий очерк жизни и творчества»

3. М.Б. Храпченко. Комментарии к собранию сочинений Л.Н.Толстого

4. А.А. Сабуров. ««Война и мир» Л.Н.Толстого»

5. С. Бочаров. «Роман Толстого «Война и мир»»

6. М. Мотылева. ««Война и мир» за рубежом»

7. А.В. Чичерин. «Возникновение романа-эпопеи»

8. Т.Г. Браже. «Целостное изучение эпического произведения»

9. П. Чирков. ««Война и мир» Толстого как художествен-

ное целое».