Волгоград - 1999 |
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
С.И.Ожегов
Я люблю в Вас великую надежду русской литературы, для которой Вы уже много сделали и для которой еще больше сделаете, когда поймете, что в нашем Отечестве роль писателя - прежде всего роль учителя…
Н.А.Некрасов
После Толстого нельзя жить и работать так, словно не было никакого Толстого. То, что было явление Л. Н. Толстого, обязывает русского писателя после Толстого, независимо от размеров его таланта, быть беспощадно строгим к себе. И к другим
М. А. Булгаков о Л. Н. Толстом
Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь как просто. Л. Н. Толстой
П |
роизведение, учил Толстой, может быть хорошо лишь тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. Я думаю, что в каждом произведении (неважно, романе или рассказе) Толстой выражал «любимую мысль». Он вкладывал свои идеи в поступки героев. На страницах своих произведений он развернул беспримерное богатство человеческих характеров, показал разнообразие жизненных дорог героев, их сложный внутренний мир. Вот что об этом говорил Чернышевский: «Мы не так слепы, чтобы не видеть чистого света высокой нравственной идеи во всех замечательных произведениях Л.Н.Толстого».
Великого писателя больше всего волновали люди высокой нравственности, искатели смысла жизни, верные общим национальным интересам, чуждые мелочному эгоизму. При всей своей непохожести, при всей ярко выраженной индивидуальности – они учат любви к жизни, помогают понять, что есть истинные ценности (честь, ум, достоинство, искренность). Они помогают нам разобраться в себе, найти свой жизненный «стержень». «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» - вот в чем истина для Толстого.
Нравственная тема в творчестве Толстого столь разнообразна, что хотелось бы поговорить о каждой ее составляющей отдельно.
«Там есть славные люди»
(тема нравственной личности в светском обществе)
Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь
А. Шопенгауэр
У Толстого жизнь обращена к читателю как своей неменяющейся, так и вечно новой стороной, своим вечным движением. Одни герои Толстого преимущественно оттеняют эту неустранимую устойчивость жизни, другие – новизну, движение и изменение жизни.
Горький говорил о Толстом, что «произведения его написаны со страшной, почти чудесной силой». Это сила изображения жизни определяется непревзойденным реализмом всего творчества Толстого. В его произведениях нет никаких следов фантастики и изощренности. Великий писатель пытливо всматривается в жизнь, внимательно следит за биением ее пульса, напряженно слушает – и вот на страницах его произведений встают картины действительности, трепещущие как сама жизнь.
Рисуя русскую действительность, Толстой одновременно разоблачает фальшивые стороны жизни, срывает «все и всяческие маски» с людей нечестных, фальшивых и неискренних. Стремление к жизненной правде – основная черта реализма Толстого.
Главная особенность как художника-психолога заключается в том, что, по определению Чернышевского, «его интересует самый процесс и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием». Толстой сам говорит о привлекательности для художника задачи написать такое произведение, в котором душевная жизнь героев была бы изображена во всей ее сложности, противоречивости и многообразии. Так и получились такие его шедевры, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и многие другие. В этих произведениях автор откликается на самые разнообразные явления своего времени. Он включает в свои творения и различные политические события, и философские и научные проблемы, и вопросы искусства, и отдельные факты общественной жизни. В результате произведения Толстого выросли в обширные полотна, в которых получила отражение целая эпоха в истории России. Носителями идей того времени были люди, хорошие и плохие, добрые и злые, нравственные и безнравственные. И Толстой ставит перед нами важнейшие вопросы бытия: что такое жизнь, зачем человек живет. И каждый из героев отвечает на эти вопросы по-своему.
В романе «Война и мир» Толстой выражает свое отношение к проблеме нравственности через судьбу и поступки героев.
…“Он всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…” – эти слова Пьера об Андрее Болконском относятся к ним обоим. Любимые герои Толстого ищут смысл жизни. Мечтают о деятельности, полезной для людей, и их жизненные пути - пути исканий, ведущие к правде и добру.
Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые – статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического портрета этих героев автор использует повторяющиеся детали, много раз проходящие перед читателем, вызывая раздражение: плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.
Ни Курагины, ни Берг, ни Борис Друбецкой и никто иной из отрицательных персонажей существенно не меняется на протяжении всего романа. Их нравственный облик статичен. Развитие духовного мира заменяется продвижением по службе, успехом в карьере и материальным благополучием.
Иной путь у Андрея Болконского и Пьера Безухова. Каждый из них по-своему ищет ответа на вопрос, поставленный с особой остротой эпохой 60-х годов позапрошлого века, вопрос, волновавший лучших людей России во все времена: что делать, к какому практическому делу, большому, нужному, приложить свои силы, чему посвятить свою жизнь. Пьер и князь Андрей проходят через тяжкие испытания, заблуждаются. Тоскуют, страдают, прежде чем находят ответ на этот сложный вопрос: «Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мной вместе».
На разных этапах жизни встречаются Андрей Болконский и Пьер Безухов: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с ней, и накануне Бородинской битвы - в последний раз перед вечной разлукой. Каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми. И все-таки каждый из них идет к добру и правде своим путем.
Каков же путь Андрея Болконского?
Этот умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек пытается вырваться из надоевшей ему светской и семейной жизни. «Эта жизнь не по мне!» - говорит наш герой.
Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей не говорит никому: он мечтает совершить подвиг, мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает о своем «Тулоне». «Ведь что же слава? – говорит Болконский – та же самая любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы». Но позже (после Аустерлица) для князя Андрея жизнь открывается по-новому. Он понимает, наконец, суетность своих мечтаний, понимает, что в жизни есть нечто гораздо более вечное, и значительное, чем война и слава Наполеона. Это «нечто» – естественная жизнь человека, правда и гуманность. И небо Аустерлица становится для нашего героя символом нового высокого понимания жизни.
«Я знаю, - сказал ему Кутузов, - твоя дорога – это дорога чести»
По другим жизненным дорогам шел Пьер Безухов. Иные испытания он перенес, но и им всегда руководило желание «быть вполне хорошим».
«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что – ненавидеть? Для чего жить и что такое я?» – вот вопросы, которые мучительно пытается разрешить Безухов.
Пьер – натура эмоциональная. Черты его характера весьма противоречивы: в нем сочетаются острый ум и склонность к «мечтательному философствованию», исключительная доброта и рассеянность, благородство и слабость воли, настойчивость и отсутствие инициативы, способность искренне сопереживать и непригодность к практической жизни. Главное для Пьера – поиски «согласия с самим собой», поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение. Пьер болезненно чувствует свою оторванность от народа и бесполезность своего существования.
Он упорно ищет выхода, решения вопроса о смысле жизни: «Он искал в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки – все обманули его».