Также в работе можно использовать сказочных героев, литературных персонажей, которые помогают создать эмоционально положительный настрой. Участниками занятий становятся Незнайка, Петрушка, Карлсон, пингвиненок
Лоло, Солнечный зайчик. Игровая ситуация создается путем введения сказочного героя.
-9-
ПЕРЕЧЕНЬ ИГР
1. Где был?
2. Помоги считать щенку.
3. Чего не хватает Тане?
4. Лото.
5. Кому что дадим?
6. Кто чем работает?
7. Чья голова, чьё ухо, чей хвост?
8. Домики лесных зверят.
9. Чем питаются птицы?
10. Кормушка.
11. Что забыл нарисовать художник?
12. Игра — сказка «Красавица, рыцарь и чудовище».
13. Игра — сказка «Мальчик Ваня и Мудрый Учитель».
14. Сундучок.
15. Кто к кому.
16. Назвать животных парами.
17. Один — много.
18. Два брата -ИК и -ИЩ.
19. Чьи хвосты.
20. Подбери картинки.
21. Найди два слова — «неприятеля».
22. Наоборот.
23. Вы хотите? Мы хотим.
24. Поймай - скажи.
25. Как кто передвигается?
26. Кто как ест?
27. Кто как голос подаёт?
28. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы …
29. Холодно — жарко.
30. Домик.
31. Найди флажок.
32. Представлялки.
33. Кто больше.
34. Чудесный мешочек.
35. Волчок.
36. Волшебные часы.
37. Всё наоборот.
38. Прятки.
39. Кто что сделал.
40. Исправь ошибки Незнайки.
41. Игра с Петрушкой.
42. Солнечный зайчик.
-10-
43. Поможем Незнайке.
44. Игра с пингвинёнком Лоло.
45. Что ты любишь.
46. Размытое письмо.
47. Про Потому и Почему.
48. Закончи предложение (слова - антонимы).
49. Закончи предложение (сравнительные прилагательные).
50. Шустрик и Мямлик.
-11-
Игра «Где был?»
Цель. Образовывать форму винительного падежа множественного числа существительных.
Ход игры.
- Отгадайте, где я была? Я видела много воды, рыбы, медуз, акул, водорослей. (На море)
Загадывают дети:
- Я видел много травы, бабочек, цветов, деревьев.
- Видела много волков, лисиц, зайцев и т. д.
Игра «Помоги считать щенку»
Цель. Образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.
Оборудование. Игрушка щенка.
Ход игры.
- К нам пришёл щенок. Давайте назовём его ….
Щенок:
- Вы спросите у меня. «Сколько у меня хвостов?» У меня один хвост.
Дети:
- Сколько у тебя носов?
- Сколько лап?
- Сколько языков?
- Сколько глаз?
- Сколько ушей?
- Сколько щёк? (Щенок не отвечает, если неправильно задан вопрос.)
Игра «Чего не хватает Тане?»
Цель. Образовывать существительные множественного числа родительного падежа.
Оборудование. Картинки зимней одежды
Ход игры.
- Наступили холода. Дети стали носить тёплую одежду. Мама сложила зимние вещи на полочку. Таня собралась на прогулку и быстро оделась.
- Что надела Таня на прогулку? (Выставляются картинки).
- Таня была неаккуратной, она всегда разбрасывала свои вещи. (На доске шапка и валенки, остальные картинки убираются.)
- Чего не хватает Тане?
Игра «Лото»
Цель. Образовывать существительные множественного числа.
Оборудование. Игрушки; предметные картинки, где много предметов; кольца, лента, карандаш, книга, матрёшка.
-12-
Ход игры.
Детям раздаются картинки, где изображены много предметов (кольца, книги и т. д.) Логопед показывает кольцо — у детей картинка «кольца»
- У меня кольцо, а у вас?
Кто правильно назвал существительное множественного числа, тому отдаётся предмет. Если неправильно — логопед забирает картинку себе.
В конце игры, кто ответил неправильно, выполняют задания: подпрыгнуть, присесть3 раза, хлопнуть 2 раза, постоять на одной ноге и т. д.
Игра «Кому что дадим?»
Цель. Образовывать форму дательного падежа существительных.
Оборудование. Картинки животных и картинки с изображением корма (морковь, орехи, грибы, малина, овощи, молоко, трава).
Ход игры.
Траву дадим ….(корове, лошади).
Яблоко ….(ежу).
Грибы ….(белке).
Орехи ….(белке).
Малину ….(медведю).
Молоко ….(кошке).
Овощи ….(свинье)
Игра «Кто, чем работает?»
Цель. Образовывать форму творительного падежа существительных.
Ход игры. Проводится аналогично игре «Кому что дадим?»
Парикмахер ….(ножницами).
Плотник ….(топором).
Маляр ….(кистью).
Дворник ….(метлой, лопатой).
Садовник ….(лопатой, граблями, садовыми ножницами).
Игра «Чья голова, чьё ухо, чей хвост?»
Цель. Обучать образовывать притяжательные прилагательные от существительных, согласовывать их в числе, роде.
Оборудование. Предметные картинки с изображением животных наших лесов (белка, заяц, медведь, лось, ёж, лиса, волк).
Ход игры.
У детей на столе конверты, в которых вложены картинки с изображением диких животных с недостающими частями тела.
Логопед. Найдите и назовите части тела животных
Дети.
- Это лиса. Я нашёл лисий хвост.
- Это заяц. Я нашёл заячье ухо.
-13-
- Это ёж. Я нашёл ежиные колючки и т. д.
Игра «Домики лесных зверят»
Цель. Обучать образовывать притяжательные прилагательные от существительных, согласовывать их в числе, роде.
Оборудование. Предметные картинки с изображением жилищ диких животных и их детёнышей (берлога, нора, дупло, логово).
Ход игры.
Логопед. У всех зверей есть свой дом в лесу. Вам надо помочь животным найти свои жилища и сказать, кто, где и с кем живёт.
Дети.
- Это лисица с лисятами. Они живут в лисьей норе.
- Это медведица с медвежатами. Они живут в медвежьей берлоге. И т. д.
Игра «Чем питаются птицы».
Цель. Практическое усвоение навыков словоизменения и словообразования (творительный падеж множественного числа существительных).
Оборудование. Картина с изображением зимующих птиц и кормушки.
Ход игры.
Логопед:
- Ребята, здесь на картине изображены зимующие птицы, а в центре корм, которыми они питаются в разное время года. Вам надо выбрать корм, которым они питаются в разное время года. Вам надо выбрать пищу, подходящую для этих птиц.
Ответы детей:
- Воробьи питаются зёрнами и хлебными крошками, снегири питаются ягодами рябины и т. д.
Игра «Кормушка».
Цель: Умение использовать в собственной речи родительный падеж множественного числа существительных.
Оборудование: кормушки с прорезями для крепления птиц, изображения птиц.
Ход игры.
Логопед:
- Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе. На доске появляется изображение кормушки.
-14-
- Мы кормушку смастерили и столовую открыли.
(логопед обращается к каждому из детей по очереди)
- Ко мне в кормушку прилетел воробей, а к тебе стайка воробьёв, ко мне снегирь, а к тебе стайка... (снегирей, галок, ворон, синиц и т. д.)
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Игра «Что забыл нарисовать художник»
Цель: Умение использовать в своей речи родительный и творительный падежи единственного и множественного числа существительных.
Оборудование: карточки с неполным изображением птиц.
Ход игры.
- Ребята, вчера мне из книжного магазина прислали карточки, на них тоже изображены птицы, но мне кажется, художник что-то забыл нарисовать. Помогите мне разобраться, что забыл нарисовать художник.
Детям раздают карточки с неполным изображением птиц.
- Чего нет у вороны? (У вороны нет клюва, у вороны нет лап.)
- Чей это клюв? (Вороний, голубиный, совиный и т. д.)
- Чьи это лапы? (Воробьиные, голубиные, совиные и т. д.)
Игра — сказка «Красавица, рыцарь и чудовище»
Цель. Умение употреблять в речи однородные определения.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры.
- В некотором царстве жили — были красавица принцесса, храбрый рыцарь и страшное чудовище. Принцесса жила в башне, рыцарь в замке, а страшное чудовище в болоте. А ещё в этом государстве жил бедный пастух, который очень любил принцессу, но не мог мечтать о том, что она станет его женой.
Каждый год король устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал рыцарей и давал им задания, а те старались их выполнить. Но толи задания были сложными, то ли женихи глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал. И вот настал день,
- 15-
когда в государстве ни одного жениха не осталось. Пастух и решил попытать своё счастье.
Вы хотите, чтобы пастух взял в жёны принцессу?
Тогда поможем ему выполнить задание короля.
1. О чём из этих предметов: замок, башня, болото — можно сказать:
холодный холодное холодная
мрачный мрачное мрачная
тёмное тёмный тёмная
страшный страшная страшное
неприступный неприступная неприступное
2. О ком можно сказать: принцессе, рыцаре, чудовище?
Жестокий жестокая жестокое
злой злая злое
гордый гордая гордое
бессердечный бессердечная бессердечное
За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры дети по количеству фишек определяют, кто больше помог пастуху.