Еще один недостаток, который часто встречается в нормативных актах Банка России и затрудняет их понимание, - длинноты. Некоторые фразы в нормативных актах занимают едва ли не полстраницы.
В Федеральном законе нет норм об основаниях и порядке толкования Банком России нормативных актов, регулирующих банковскую систему и банковскую деятельность. В нем указывается только, что Банк России в месячный срок обязан давать ответы на поступающие к нему запросы.
Если мы посмотрим на те разъяснения, которые все же дает Банк России в связи с недостаточной ясностью тех или иных норм в изданных им же нормативных актах, то увидим следующую ситуацию. Банк России довольно долго не принимал какого-либо нормативного акта, которым бы регулировался порядок толкования его же нормативных актов. Но затем все же было принято Положение Банка России от 18 июля 2000 г. № 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России»[25] (далее - Положение). В нем интересно трактуется понятие толкования нормативных актов.
В пункте 1.2 данного Положения сказано, что «официальные разъяснения Банка России по вопросам применения нормативных актов Банка России являются актами толкования нормативных актов Банка России и принимаются в случаях необходимости восполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта Банка России». Такое понятие толкования не соответствует положениям теории права.
Толкование необходимо в тех случаях, когда не ясен смысл нормы права, изложенной в нормативном акте, а не когда такой нормы нет. Пробелы в праве преодолеваются с помощью аналогии права и аналогии закона, а не с помощью толкования права.
В Положении сказано, что официальные разъяснения Банка России по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов подписываются Председателем Банка, а официальные разъяснения Банка России по вопросам применения нормативных актов Банка могут быть подписаны Председателем Банка России или его заместителями, в компетенции которых находится вопрос, относящийся к восполнению пробела правового регулирования, за исключением случаев принятия нормативного акта, по предмету которого дается официальное разъяснение решением Совета директоров Банка России. Такое официальное разъяснение подлежит подписанию Председателем Банка России.
Следовательно, и правовое регулирование издания нормативных актов Банка России, и процедуры регламентации толкования банковского права нуждаются в улучшении.
В связи с тем, что в настоящее время Банк России ни в доктрине, ни в действующем законодательстве не включен в понятие «органы государственной власти», порядок применения ст. 125 ГК РФ к случаям выступления Банка России в гражданско-правовых отношениях от имени государства является двояким: п.3 ст. 125 ГК РФ может подлежать прямому применению, а п.1 ст. 125 ГК РФ следует применять по аналогии закона (п.1 ст.6 ГК РФ).
В целях разграничения имущества Российской Федерации и Банка России, а также более четкого определения имущественной базы последнего, представляется целесообразным дополнить Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормой о включении в состав имущества Банка России «собственных золотовалютных резервов» или «золотовалютных резервов Банка России». Для характеристики правового режима золотовалютных резервов предлагается внести в ст.35 Закона о Банке России норму, указывающую в качестве одного из основных инструментов денежно-кредитной политики «операции с золотовалютными резервами».
В целях оптимизации государственного регулирования банковской системы предлагается внести в Закон о Банке России изменение: указать Банк России как «основной» орган банковского регулирования, ввиду его определяющего влияния на состояние банковской системы. В связи с этим предлагается закрепить право регистрации и лицензирования кредитных организаций за одним субъектом банковского регулирования - Банком России, восстановить для Банка России полномочия по лицензированию и контролю за деятельностью кредитных организаций как профессиональных участников и эмитентов на рынке ценных бумаг, а также право лицензирования деятельности организаций, занимающихся аудитом кредитных организаций, для чего следует внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и федеральные законы «О государственной регистрации юридических лиц», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Об аудиторской деятельности».
Для совершенствования нормотворческой функции Банка России, соблюдения прав и интересов других субъектов гражданского оборота в ст.6 Закона о Банке России внести дополнение: перечислить конкретные формы принимаемых Банком России нормативных актов.
В целях совершенствования правовой базы функционирования Банка России предлагается внести в Закон о Банке России дополнение: норму о принятии Устава Банка России как юридического лица -собственника закрепленного за ним имущества - Советом директоров Банка России. Также для восполнения пробела в Законе о Банке России и приведения его в соответствие с ГК РФ предлагается внести дополнение в указанный Закон: норму о признании Банка России созданным с момента государственной регистрации, которая осуществляется при предоставлении Устава в оговоренный срок со дня вступления в действие Федерального закона или соответствующих изменений и дополнений в него.
Для устранения противоречий между Конституцией РФ и ст.87 Закона о Банке России предлагается внести изменение в Закон: предусмотреть возможность ликвидации Банка России только в соответствии с Законом о поправке к Конституции РФ.
В связи с тем, что получение прибыли не является основной целью деятельности Банка России и полученная прибыль не распределяется между участниками, предлагается причислить Банк России к некоммерческим организациям и придать ему в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» организационно-правовую форму государственной корпорации, а также включить в соответствующие правовые акты следующее определение Банка России: «Банк России - государственная корпорация с особым конституционным статусом, учрежденная Российской Федерацией для осуществления защиты и обеспечения устойчивости рубля, наделенная исключительным правом эмиссии на территории Российской Федерации и осуществляющая свои функции независимо от органов государственной власти.
Имущество, переданное Банку России, является его собственностью».
В случае легализации в ГК РФ деления юридических лиц на юридические лица частного права и юридические лица публичного права необходимо внести соответствующую норму и в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», специально указав, что «Государственная корпорация является юридическим лицом публичного права».
Предлагается двучленная классификация функций Совета директоров Банка России по характеру правового регулирования.
Внешние (публично-правовые) функции определяют взаимоотношения Банка России и кредитных организаций, а также Банка России и органов государственной власти; внутренние (частноправовые) включают функции, направленные на обеспечение эффективной деятельности Банка России как юридического лица (формирование оптимальной внутренней структуры, имущественной базы деятельности и др.).
Совет директоров Банка России является основным волеобразующим органом управления Банка России, волеизъявляющим же является Председатель Банка России.
В связи с тем, что помимо указанных органов в Банке России также постоянно функционируют основные структурные органы (комитеты), не относящиеся к руководящим, но принимающие волевые решения в денежно-кредитной сфере, в Законе о Банке России предлагается установить общий порядок их создания и деятельности.
Для уточнения оснований освобождения от должности Председателя Банка России предлагается изложить п.5 ст. 12 Закона о Банке России в следующей редакции: «5) установленное в судебном порядке нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России».
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. [Текст]: от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ – 2003. - № 4. – ст. 445
2. О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» [Текст]: федер. закон от 26 апреля 1995 года № 65-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 29. – ст. 1012
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Текст]: федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 28. – ст. 2790
4. О банках и банковской деятельности [Текст]: федер. закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 6. – ст. 492
5. О Центральном банке РСФСР (Банке России) [Текст]: закон РСФСР от 2 декабря 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 6 декабря 1990 года. – № 27. – ст. 356.
6. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации [Текст]: постановление правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 33. – ст. 3895
7. О мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 года «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики» [Текст]: постановление президиума ВС РСФСР № 146-1 от 16 августа 1990 года // СП РСФСР. – 1990. – № 11. – ст. 146