Смекни!
smekni.com

Обзорной паломнической экскурсии выпускная квалификационная работа по православному экскурсоведению (стр. 10 из 12)

После царя Алексея Михайловича особенное усердие к Новоспасскому монастырю имел царь Федор Алексеевич. Это его расположение особенно усилилось после погребения здесь его любимой тетки Ирины Михайловны. Им были сделаны на помин ее души ценные пожертвования, которые до нашего времени к сожалению не сохранились.

В 17 столетии число гробниц "царских пресветлых родителей" увеличивается... Затем, в конце того же столетия в 1687 году 12 июня была составлена опись всех гробниц предков и родственников царских, и их оказывается уже 70. Но в 18 и первой половине 19 столетия различные невзгоды, пронесшиеся ураганом над Новоспасским монастырем, частые пожары, а в особенности 1812 год, когда усыпальница была почти разрушена, не сохранили всех гробниц бояр Романовых и известными по надписанию из них остались только 28 (и 3 в Знаменском храме)...

Помимо Романовых и их родственников, в усыпальнице погребены представители древних российских фамилий – Черкасские, Васильцевы, Дашковы, Голицыны, Куракины, Новосильцовы, а также иерархи Русской Православной Церкви и настоятели монастыря. Среди них – выдающийся ученый, исследователь и описатель христианского Востока епископ Порфирий (Успенский, † 1885), при жизни издавший более 70 научных трудов по истории и археологии (сегодня он уже был упомянут). Также в усыпальнице погребен видный духовный писатель, настоятель Новоспасского монастыря епископ Петр (Екатериновский, † 1889), из литературных трудов которого особенно известна книга “Указание пути ко спасению”.

В усыпальнице теперь находится и захоронение известной московской подвижницы XIX века инокини Досифеи (княжны Августы Таракановой), дочери императрицы Елизаветы Петровны, о которой мы уже с вами сегодня узнали.

В память о посещении обители в 1900 г. царской четой – императором Николаем Александровичем и императрицей Александрой Феодоровной в усыпальнице был устроен храм в честь небесного покровителя рода Романовых преподобного Романа Сладкопевца. Освящение храма в 1902 г. совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский, впоследствии Киевский и Галицкий, † 1918, прославлен в лике священномучеников в 1992 г.) в присутствии великого князя Сергея Александровича и его супруги великой княгини Елисаветы Феодоровны († 1918, прославлена в лике святых преподобномучениц в 1992 г.)

Последним Романовым, погребенным в этой усыпальнице было суждено стать Великому князю Сергею Александровичу, генерал-губернатору Москвы, человеку глубокой веры, праведной жизни, всецело отданной служению Отечеству, погибшему 17 февраля 1905 года от руки террориста Каляева. В 1995 году в уже возрожденный монастырь из Кремля согласно решению, принятому на высшем государственном уровне, были торжественно перенесены чудесным образом его сохранившиеся останки. Жизнь Сергея Александровича, родившегося в 1857 году, была соткана из промыслительных предначертаний. Он был ребёнком, вымоленным его царственными родителями, императором Александром II и императрицей Марией Александровной у мощей преподобного Сергия Радонежского. В жизни Великого князя многократно проявлялась его искренняя любовь к Богу и Церкви. При жизни Великого князя преподобномученица Елизавета Фёдоровна свидетельствовала, что именно его личный пример истинно христианской жизни привёл её в Православную Церковь. Величайшим примером безкрайнего христианского милосердия в дни глубокой скорби по убиенному мужу были идущие от сердца слова Елизаветы Фёдоровны убийце своего супруга при посещении его в тюрьме: «Я вас прощаю, Бог будет Судьей между Князем и вами, а я буду ходатайствовать о сохранении вам жизни».

За твёрдую приверженность Царской власти, как оплоту христианства в Российской Империи, его имя ещё при жизни было сознательно искажено врагами Православия. Его трагическая гибель стала прологом к революции 1917 года и мученической кончине Царственных страстотерпцев. И, может быть, недалёк тот час, когда мы станем свидетелями прославления мученика Сергия. Сегодня же здесь за него возносятся заупокойные молитвы, а многие богомольцы монастыря с верой испрашивают его предстательства пред Богом как за себя, так и за своих ближних.

Различные потрясения и бедствия, постигавшие обитель на протяжении ее истории, привели к утрате части гробниц, в том числе и романовских; о многих из них удалось узнать уже в новейшее время. Подвергшаяся в ХХ веке страшному надругательству и разорению (почти все захоронения были вскрыты, осквернены и ограблены, надгробия уничтожены, от убранства храма не осталось и следа). В 1950-е гг. безо всякого внешнего воздействия рухнул щит с лозунгом "Дома культуры вместо монастырей", висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спасителя Нерукотворного. Усыпальница Романовых была восстановлена в конце 1990-х годов, и в ней был воссоздан храм в честь преподобного Романа Сладкопевца. Торжественное освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 10 марта 2002 г. Примечательно, что некоторые образа в иконостасе храма списаны с иконостаса Успенского собора в Кремле, скопирован был даже Спас «Ярое око». А образ Богоматери списан с той Феодоровской иконы, которой инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила Федоровича.

Все эти три храма в наше время являются действующими. Ежедневные богослужения проходят в тёплое время года в главном соборе монастыря, а в холодное в Покровском храме. В двунадесятые и великие праздники, а также в воскресные дни в храме преподобного Романа Сладкопевца служится ранняя литургия. И верующие участвующие в этих богослужениях имеют возможность в молитвенном прошении приложиться к святыням этой древней обители, о которых и пойдёт дальше наш рассказ. Начну же я его с Чудотворного Образа Нерукотворённого Спаса, который в течение неполных трёх столетий оставался фактически главной святыней монастыря и о нём у нас сегодня осталась лишь только память.

Святыни монастыря. Образ Спаса Нерукотворного

Во времена закладки нового Спасо-Преображенского собора по инициативе архимандрита Никона в монастыре появляется его главная святыня. В 1646 году ему стало известно о многочисленных чудесах, совершавшихся в городе Хлынове (Вятке) от образа Христа Спасителя. По инициативе Никона образ был затребован в Москву. 14 января 1647 года у Яузских ворот икону встретили царь Алексей Михайлович и Патриарх Иоасаф. Царь лично внёс икону в Кремль. (Согласно одной из версий, именно в память перенесения «хлыновского Спаса» в Москву Фроловская башня Кремля переименована Алексеем Михайловичем в Спасскую). Первое время чудотворный образ Спаса Нерукотворного находился в Успенском соборе, а затем в ходе освящения нового собора Новоспасского монастыря икона из Кремля была перенесена сюда крестным ходом Патриархом Иоасафом. Впоследствии Образ был богато украшен.

В 1812 году наполеоновские солдаты осквернили икону – они расхитили её богатое убранство, но, по Божией милости, не покусились на саму святыню.

Чудотворный Образ Нерукотворённого Спаса вплоть до третьего десятилетия ХХ века будет оставаться главной святыней монастыря. В 1926 году, по свидетельствам очевидцев, Образ был перенесён многотысячным крестным ходом из последнего закрытого монастырского Никольского храма за Москву-реку, в храм Успения Божией Матери в Кожевниках. После разрушения этого храма в 30-х годах, следы Чудотворного Образа теряются. Сейчас же в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора на его месте находится копия этого Образа.

Но милостью Божией возрождённая Новоспасская обитель богата многими святынями.

Смоленская икона Божией Матери (XVI в.)

Из особо почитаемых святынь отметим возвратившуюся после реставрации в иконостас главного храма обители Смоленскую икону Божией Матери (XVI в.) – вклад инокини Марфы. Этот образ, являющийся святыней не только московского, но и общероссийского значения, и ныне пребывает в стенах монастыря.

Ковчеги-мощевики

К особым святыням обители относятся два ковчега-мощевика: один с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, другой – с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня, частицами мощей святых апостолов, вселенских и русских святых, среди которых – апостол и евангелист Марк, апостол Варнава, святители Иоанн Златоуст и Спиридон Тримифунтский, великомученик Пантелеимон и великомученица Варвара, Первосвятители Московские, святители Игнатий и Димитрий Ростовские, Феофан Затворник, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные Оптинские старцы, святой Василий Блаженный, священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, преподобномученица великая княгиня Елисавета (отметившая Новоспасский монастырь первым в наше время местом в России дарованием частицы своих мощей) и другие святые.

Иконы с частицами мощей святых

В иконостасе Покровского храма пребывают иконы с частицами мощей святых: мученицы Татианы, преподобного Серафима Саровского, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, преподобной Анны Кашинской, святой мученицы княгини Людмилы Чешской