Смекни!
smekni.com

Обзорной паломнической экскурсии выпускная квалификационная работа по православному экскурсоведению (стр. 2 из 12)

«Игумен Даниил и его Хождение в русской церковной традиции».

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

на конференции «Дабы не забыть было то, что показал мне Бог»

5)…поклонение является формой воздаяния чести Богу через посредство видимого образа. Это же слово в церковном Предании относится и к святым местам.

«О смысле православного паломничества»

статья Преосвященного Марка, архиепископа Егорьевского

6) Богословский смысл поклонения мощам и их почитания основывается на понимании творения как благого деяния Божия, в котором изнаначально содержится благая воля Творца, Его замысел о спасении мира человеческого, который преобразится в грядущее Царствие Небесное. Мощи святых угодников являют собой малые частицы этого преображённого вещества, исполненного Божественной благодатью, и поэтому Царствие Небесное чудесным образом зримо присутствует в них уже в наше время. Соответственно, поклонение святым мощам понимается как почитание тех, кто в своём духовном подвиге осуществил Божественный замысел о мире.

Генеральный директор Паломнического центра

Московского Патриархата С. Ю. Житенев

«История возникновения и богословский

смысл православного паломничества»,

журнал «Русский Паломник», № 4, 2007 год, с. 43-44

Этот древнейший московский монастырь представляет собой своеобразный кладезь духовной сокровищницы Русской Православной Церкви. В стенах Новоспасского ставропигиального монастыря сосредоточено множество святынь Вселенского и Поместного значения. И здесь паломники имеют возможность поклонения им для испрошения благодатной Божией помощи при заступничестве Божией Матери и молитвенном возношении святых угодников в своих скорбях, телесных и душевных немощах, заботах о спасении своей безсмертной души и в повседневной жизни.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников.

Новоспасский монастырь издревле был местом богомолья Великих Московских Князей, а в XVII веке и правящей династии Романовых, предки которых и многие члены Царской семьи погребены в стенах этой обители. Ряд настоятелей монастыря были духовниками Великокняжеской семьи. Духовные традиции монастыря формировались на основе единения Церковного и государственного управления, являясь в XVII веке своеобразной симфонией теократической монархии. Поэтому Новоспасский монастырь можно по праву назвать духовной колыбелью Российского самодержавия. В особенности росписи храма Преображения присутствует стремление выразить идею «Москва – третий Рим». Богоизбранность и святость русского Царя неоспорима и подтверждается известной византийской формулой: «Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя».

В усыпальнице Романовых погребена известная подвижница XVIII-XIX веков старица и прозорливица инокиня Досифея (княжна Тараканова) и на сегодняшний день известны многие случаи благодатной помощи по её молитвам.

И в то время в обители подвизался известный в Москве и далеко за ее пределами подвижник - иеромонах Филарет (в схиме Феодор), который прожил в монастыре около пятидесяти лет: вначале в безмолвии и созерцательной жизни, а затем в подвиге старчества, принимая всех нуждавшихся в духовном совете и утешении. За такую жизнь отец Филарет сподобился от Бога дара прозорливости. Особое благоволение и почтение к старцу имел митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), часто его навещавший и пользовавшийся его советами.

При управлении монастырём архимандрита Агапита (Введенского) с 1852 по 1877 год был поднят дух иночества, на что и обращалось им исключительное внимание, так что Новоспасский монастырь являлся образцом в этом отношении для других штатных монастырей.

Святая земля Новоспасского монастыря обильно обагрена кровью святых мучеников за веру и жертв политических репрессий большевиков в 30-е годы прошлого столетия. Многие из них являются предстателями за нас перед Престолом Божиим.

В нынешнее время в монастыре возрождается общенародное пение, как могучее средство религиозно-нравственного церковного просвещения, число молящихся здесь неустанно возрастает. Возрождая древнюю традицию, монастырь проводит духовно-просветительскую и образовательную программу.

Всё это свидетельствует о богатейшем духовном наследии Новоспасской обители.

Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

За свою семивековую историю Новоспасский монастырь накопил огромное количество бесценных исторических свидетельств об укреплении Православия и Русской государственности. Здесь ярчайшим образом представлены образцы иконописи XVI – XX веков, настенной храмовой росписи с отражением догматических основ Православия, храмового зодчества XVII – XVIII веков, что позволяет паломнику заглянуть вглубь минувших столетий и ощутить величие и красоту наследия наших благочестивых предков. Всё это как и в прежние времена радовало и радует как наших соотечественников, так и иностранцев. Недаром посетивший Москву во второй половине XVII века диакон Павел Алеппский, сын Антиохийского Патриарха Макария, увидев со стен Кремля выбеленные храмы и стены Новоспасского монастыря, назвал его «белым голубем».

3.Методы проведения экскурсии.

Главной задачей для экскурсовода в данной паломнической экскурсии – это является настроить группу паломников на встречу со святынями монастыря и побудить к соучастию в молитвенном возношении перед ними.

Важное условие успешного проведения экскурсии – владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Речь должна быть экономной. Экскурсовод должен в совершенстве владеть техникой речи: четкостью дикции, правильным произношением звуков. Следует избегать монотонности рассказа, так как эмоциональное изложение материала содействует повышению внимания экскурсантов, более глубокому восприятию темы в целом.

Экскурсовод не должен говорить непрерывно в течение всей экскурсии. Короткие паузы необходимы для подчеркивания фразы, перед изложением выводов, обобщений. На аудиторию оказывают сильное воздействие интонация, эмоциональность рассказа экскурсовода, которая придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к событиям, объектам, о которых идет речь. Экскурсовод должен находиться в приподнятом рабочем настроении и каждый раз заново переживать события и факты, излагаемые в экскурсии.

Общее впечатление об экскурсии во многом определяет личность экскурсовода. Экскурсовода должна отличать доброжелательность, уважение к личности экскурсантов; чуткость, внимательность к их психологическому состоянию; ровность, выдержка в отношениях с экскурсантами, опрятный скромный внешний вид.

Показ экскурсионных объектов

В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии – это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними персонажах и исторических событиях. В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу". Показ в экскурсии – это целенаправленный, последовательный процесс представления экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы.

Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. В составе знакомства с монастырём экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени.

Показ объектов на экскурсии осуществляется с помощью разнообразных методических приемов, наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий.

Рассказ на экскурсии и его основные приемы

Неотъемлемая часть экскурсии – рассказ экскурсовода. Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.