В данной экскурсии в рассказе есть места, когда экскурсанты не наблюдают объектов: характеристика исторической эпохи, литературных произведений, научных трудов, рассказ о Царственных особах, настоятелях и насельниках монастыря. Задача рассказа в этом случае – подготовить экскурсантов к восприятию объекта или подвести итог проведенным наблюдениям.
Особые методические приемы проведения экскурсии
Методический прием движение. Движение экскурсионной группы является одним из шести обязательных признаков экскурсии. Движение в экскурсии происходит в передвижении от объекта к объекту по заранее составленному маршруту как неотъемлемый элемент и признак экскурсии.
Техника проведения экскурсии
Экскурсия начинается со вступления (введения), которое делается на месте встречи экскурсовода с группой до начала маршрута у главных ворот Новоспасского монастыря. Методической разработкой предусмотрено до 17 точек расположения группы. Если там будут находиться другие группы, то свою следует разместить на некотором удалении. Кроме того, место расстановки группы может меняться в зависимости от времени дня, погодных условий и поставленной задачи.
Экскурсионная группа должна стоять так, чтобы видеть и объект, и экскурсовода, в свою очередь экскурсовод должен видеть и группу, и объект. Самое удобное расположение группы – полукольцом. Экскурсовод должен стоять на краю полукольца вполоборота к экскурсантам. Если экскурсанты у объекта не построились подобным образом, экскурсовод побудительным жестом показывает, как они должны стать.
Для проведения экскурсии, показа каждого объекта, освещения каждой подтемы методической разработкой отводится строго определенное время. В случае задержки группы или необходимости перемещения к месту проведения следующей экскурсии необходимо сократить время экскурсии, но за счет не уменьшения количества подтем и показа основных объектов, а исключения второстепенных деталей в показе и рассказе. Все основные объекты должны быть показаны.
Рассказ на экскурсии начинается с показа объекта, т.е. носит адресный характер. Экскурсант должен ясно представлять, к какому объекту или его детали, фрагменту относится рассказ. Экскурсовод может начать рассказ лишь после того, как удостоверится, что все хорошо видят объект. Помимо показа объекта экскурсовод должен владеть техникой показа наглядных пособий (слайдов). Наглядные пособия показываются тогда, когда этого требует излагаемый материал. Пособия, предназначенные для демонстрации при раскрытии последующих подтем экскурсии, заранее не показываются.
Немаловажное значение имеет и правильное применение в рассказе приема цитирования, а также памятных дат. Всё это для данной экскурсии выписано на отдельные карточки показа объектов. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией в нужной последовательности и используются по мере необходимости.
Во время движения по монастырю экскурсанты могут задавать экскурсоводу вопросы. Отвечать на вопросы, интересующие одного-двух человек, немедленно не следует, ибо это отвлекает остальных участников от восприятия темы. Экскурсовод во вступлении должен условиться с группой о том, что для вопросов по содержанию экскурсии и ответов на них будет отведено время после ее окончания. Давать ответы на вопросы, не имеющие отношения к теме экскурсии, не входит в обязанности экскурсовода. Он может дать совет, на каких экскурсиях, в каких литературных источниках можно найти ответ на интересующие экскурсантов вопросы.
4.Основная часть. Развернутый план экскурсии и подробный конспект.
Развёрнутый план экскурсии представлен в технологической карте в приложении.
Подробный конспект экскурсии представлен в тексте ниже.
Уважаемые братии и сестры!
Позвольте поприветствовать вас у стен одной из старейших православных обителей стольного града Москвы – Новоспасского монастыря, основанного на рубеже XIII - XIV веков от Р.Х. святым благоверным князем Даниилом Московским в то самое время, которое явилось началом Москвы, как религиозной столицы Руси и сегодняшнего оплота всего православного мира. Тогда он назван Спасским и по времени своего основания явился первым в городе. Многое за прошедшие века для укрепления веры православной, приумножения мира и любви, защиты от врагов и спасения от бедствий вершилось в этих стенах его насельниками – воинами Христовыми и богомольцами.
Сегодня мы с вами заглянем в глубь связанных с монастырём событий семи веков, вести о которых Промыслом Божиим дошли до нашего времени. В течение 1-1,5 часов мы совершим паломничество в эту чудесную святыню нашего Отечества, намоленную многими поколениями наших благочестивых предков, в завершение которого я постараюсь ответить на ваши вопросы.
Нам с вами стоит знать, что паломничество преследует сразу несколько целей. Оно дает людям возможность прикоснуться к святыням, помолиться, и в этом смысле паломничество является частью религиозной жизни людей. Через паломничество проявляется наше религиозное чувство. И в плане укрепления веры, благочестия паломничество имеет очень большое значение.
Посещая исторические места, связанные с проявлением святости, поклоняясь этим местам, мы узнаём историю. Поэтому паломничество очень важно с точки зрения религиозного образования, и вместе с этим оно ещё содействует общению людей разных сословий. А многие люди, оторванные от Церкви, через соприкосновение со святыней в местах особого пребывания Бога обретают спасительную веру, открывающую путь к вечной жизни.
Паломничество – это еще и душевное, а вслед за ним и телесное целительство от самых тяжких заболеваний по вере страждущих и их ближних, что в особенности в последнее десятилетие не раз милосердием Божием даровалось таковым в молитвенном прошении перед святынями этого древнего монастыря.
Сейчас мы с вами и заглянем, как Божиим промыслом вершилось его семивековое устроение, пронизанное славными и трагическими временами при непрестанном подвижничестве его насельников и богомольцев. Прошу вас быть внимательными к моим предложениям во время передвижения по маршруту и остановок на нём.
Итак, изначала обитель располагалась на южной окраине города – вблизи Серпуховской заставы, там, где сейчас находится Данилов монастырь. Князь Даниил заложил его там для уединённой молитвы и обороны города. Когда Москва сделалась великокняжеской столицей, по благословению митрополита Феогноста, данного в 1328 году, Спасский монастырь был переведен Московским князем Иваном Даниловичем Калитой на Боровицкий холм в нынешний Кремль. Важнейшим побуждением для перенесения его, без сомнения, явилась известная в истории набожность великого князя, желавшего видеть около своего дворца иноческую обитель. Для справки замечу, что на месте же его первоначального устроения в скором времени монастырь под именем Данилова был возобновлён Иваном Калитой вследствие чудесного явления ему св. Даниила.
Уже к 1331 году на месте первоначального деревянного храма был возведён и торжественно освящён каменный храм Преображения Господня (сегодня это Собор Спаса Преображения на Бору). В это же время сооружены и другие необходимые для монастыря здания. Кроме того известно, что при Спасской обители был устроен приют, где бедные и убогие получали пищу и кров. Во всё время существования на старом месте Спасский монастырь был местом постоянного богомолья великого князя и его семейства. Несколько позже один из настоятелей – Михаил (по прозванию Митяй), претендент на митрополичью кафедру, был духовником святого благоверного князя Дмитрия Донского.
В период княжения Иоанна Третьего наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. Как полагают, по инициативе супруги Иоанна Третьего Софии Полеолог начата обширная постройка великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. В конце XV столетия Великий князь решил перенести монастырь на другое место, на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы – реки, где мы с вами сейчас и находимся.
По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским или монастырем Спаса на Новом. И тогда были отстроены его первые деревянные стены и главный собор. Великий князь Иоанн Третий во многом содействовал процветанию обители.
Издревле Новоспасский монастырь превратился в место погребения знатных боярских родов, в частности представителей царственного дома Романовых. В 1498 году первым здесь был захоронен Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин, служивший с 1493 года Иоанну III, московский боярин, брат которого Роман Юрьевич Захарьин дал фамилию будущей царствующей династии Романовых. Монастырь становится ближним царским богомольем. Поэтому при правлении помазанников Божиих из династии Романовых начинается главная страница в истории Новоспасского монастыря, с которой мы с вами ближе соприкоснёмся уже внутри обители.
Храм сорока Севастийских мучеников
Важно заметить, в конце XVI или в начале XVII века была создана целая слободка для рабочих-каменщиков, обслуживавших нужды монастыря, и оставивших имена местным улицам – Большие и Малые Каменщики, с приходской Сорокосвятской церковью (обратите на неё внимание), что стоит напротив монастырских ворот, как приходская для этих простых горожан. Здесь и по сей день совершаются Таинства Крещения, Миропомазания, Брака и обряды отпевания мирян, что в монастыре по уставу не производится.