Спустя три месяца после его гибели могила была вскрыта и совершено отпевание, причем тело мученика продолжало кровоточить (инф. с сайта Сорокасвятской церкви). Он был с почетом погребен на погосте Новоспасского монастыря. Особенно здесь много было погребено военных после войны 1812 г. В дальнейшем в первой половине XIX веке монастырь был отремонтирован и приведен в благоустроенный и благолепный вид, причем древний архитектурный стиль был бережно сохранен. На этих фотографиях мы можем с вами увидеть каким было архитектурное великолепие некрополя и помпезность его захоронений.
В годы безбожного лихолетья ХХ века, по свидетельству одного из очевидцев: «…на глазах началось разрушение памятников некрополя. С раннего утра над всей территорией монастыря стоял грохот от ударов кувалд по граниту. Несколько надгробий было вывезено в Донской монастырь. Большинство же памятников заключенные разбивали при помощи зубил и кувалд. Обломками надгробий мостили территорию монастыря и часть площади перед ним. Также было уничтожено кладбище, находившееся с наружной, северо-восточной стороны монастыря».
К сожалению из всех некрополей московских монастырей в годы советской власти уцелел только некрополь Донского монастыря, богатый некрополь Новоспасского монастыря, где были похоронены лучшие слои общества постигла общая участь. Решением Моссовета в сентябре 1927 года кладбище Новоспасского монастыря было полностью уничтожено. Надгробные памятники продавались как строительный материал по 20-30 рублей за штуку. К 1930 году кладбище перестало существовать. Его полное уничтожение осуществили уже реставраторы в 1970-х годах, когда на всей территории монастыря был снят на 1,5 метр культурный слой, образовавшийся за 500-летнюю историю монастыря. Сейчас на месте кладбища Новоспасского монастыря разбит сад и лишь надгробные памятники XVIII-XIX вв., сложенные вдоль южной и восточной стен монастыря, напоминают о том, что не так давно здесь было богатое кладбище.
В 1939 году власти решили подготовить монастырь ко взрыву. Но вскоре начавшаяся Великая Отечественная война спутала планы большевиков-коммунистов и промыслом Божием святая обитель, хотя частично и разрушенная, была сохранена.
Как будто бы зримым образом напоминая нам о семи дарованиях Духа Святаго («…и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия…», Ис. 11, 2), сохранились до наших и семь храмов святой Новоспасской обители, в каждом из которых за сотню без малого лет назад приносилась Безкровная Жертва и возносились молитвы братии и богомольцев к Горнему Престолу о даровании Божией милости и спасения роду человеческому. Давайте же пройдём к ближайшему из них. Слева по ходу от нас останутся западные монастырские ворота, повествованию об одной роли которых сегодня также будет уделено время.
Храм во имя великомученицы Екатеринины
Перед нами возвышается двухъярусный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Мы находимся перед входом в его нижний ярус, в котором в 1843 году при настоятеле монастыря архимандрите Апполосе был устроен храм во имя великомученицы Екатеринины на средства московского купца Николая Павловича Титова над могилой его супруги Екатерины Петровны. До времени закрытия монастыря большевиками здесь ежедневно совершалась ранняя Литургия.
В дальнейшем в нём были устроены приделы: правый во имя Печерской Божией Матери и левый во имя преподобного Саввы Освященнаго. Придел во имя Киево-Печерского образа Божией Матери был первоначально домовым храмом благотворителей монастыря господ Мельгуновых. В 50-х годах XIX столетия он был перенесен в Новоспасский монастырь, где устроен над местом их могильного склепа, находящегося в юго-восточном углу трапезы Екатерининского храма, позднее же был подвинут в пустовавшую правую нижнюю алтарную апсиду. Под алтарем на новом месте были погребены: князья Шаховские, Гагарины, Коробановы и другие.
История придела во имя преподобного Саввы Освященного имеет своё начало в XVII веке, когда патриархом Филаретом, отцом царя Михаила Фёдоровича, в благодарность за своё освобождение из польского плена, что и было 5 декабря в день памяти св. Саввы Освященного (в 1619 году), в несуществующей теперь шатровой колокольне, в 1622 году был устроен храм в честь этого святого. Этот храм являлся и памятником освобождения патриарха из плена, так как имя «Савва» в переводе с арабского «Сави» значит плен. При разборе ветхой колокольни храм был перенесён в так называемую хлебодарную палату, смежную с Покровским храмом, а после наполеоновского нашествия и последующих за ним реставрационных работ храм в 1843 году был восстановлен на старом месте уже как придел. В 1907 году при настоятеле архимандрите Борисе был перенесён в пустовавшую левую нижнюю алтарную апсиду.
В настоящее же время в зале Екатерининского храма в рамках ежегодных Международных рождественских образовательных чтений проходят конференции, а также выступления православных хоровых и творческих коллективов. В храме же ведутся реставрационные работы.
(Оба придела были освящены в 1907 году настоятелем монастыря архимандритом Борисом).
А сотню без малого лет назад сюда на время совершения богослужения доставлялась чтимая икона Знамения Божией Матери, Царскосельский образ которой с XVII века считался келейным образом дома Романовых. Монастырская же икона, судьба которой поныне остается неизвестной (?), находилась тогда в Знаменском храме, к которому мы с вами сейчас и пройдём.
Храм в честь Знамения Богоматери
Первоначально храм в честь Знамения Богоматери сооружен царём Михаилом Фёдоровичем над тем местом, где были погребены привезённые сюда тела дядей царя: Василия, Александра, Михаила и Иоанна Никитичей, пострадавших во время правления Бориса Годунова, которые значительно позднее перенесли в фамильный склеп Романовых в Спасо - Преображенском соборе. Побуждением же для царя Михаила Фёдоровича соорудить храм именно в честь Знамения Богоматери явилось то обстоятельство, что таковая икона была родовой в семействе бояр Романовых. Царскосельский образ "Знамение" Пресвятой Богородицы, о котором было помянуто выше, был привезен в Москву Константинопольским Патриархом Афанасием и украсил келейную комнату царя Алексея Михайловича в апреле 1653 года. Перед этим образом Божией Матери около ста лет служились молебны о даровании Божиих милостей Российской державе и о здоровье Царской семье. В 1747 году дочь императора Петра Первого Елизавета перенесла икону в Знаменскую церковь Царского Села ближе к Санкт-Петербургу. Сделавшись императрицей, Елизавета Петровна издала манифест о своем восшествии на Престол 27 ноября (10 декабря). То есть в тот самый день, когда Церковь отмечает праздник иконы "Знамения" Божией Матери. Особенно Елизавета Петровна почитала икону Богоматери «Знамение» Царскосельскую. Ведь в ночь на 25 ноября 1741 года она молилась перед этим образом и дала обет, в случае если достигнет престола, не казнить в свое царствование ни одного человека. Обет был исполнен, государыня отменила в стране смертную казнь. Стоит заметить, что государыня Елизавета Петровна имела благоволение к Новоспасскому монастырю, который часто посещала.
Однако в 1791 году храм был разобран в виду ветхости. И в том же году, взамен разобранного, около старого места граф Шереметьев над гробами его предков возводит новый храм, также во имя Знамения Богоматери. Ведь в усыпальницах Новоспасского хоронили не только Романовых, но и их родственников, и вообще знатных, «первых» людей своего времени. Постройка произведена по проекту архитектора Назарова, сотрудника знаменитого Бажанова. Строился храм четыре года ( и 15 января 1795 года бы освящен епископом Воронежским Мефодием, прежним настоятелем Новоспасского монастыря). В 1812 французы превратили храм в конюшню. После их изгнания храм был отделан (и в 1814 году вновь освящён архимандритом Амвросием II). Знаменский храм – двухэтажный. Верхний этаж по отношению к нижнему представляет хоры, где и устроен сам храм, а нижний - усыпальницу. Под алтарем храма помещена фамильная усыпальница графов Шереметьевых. Под Знаменским храмом погребены также князья: Лобановы-Ростовские, Черкасские, Сицкие и Урусовы. Вблизи входа в храм в 1903 году был погребён епископ Анатолий, настоятель монастыря с 1894 по 1898 год.
В первые годы Советской власти, а именно в 1918 году монахов выдворили из родной обители, монастырь был превращен в женскую тюрьму, затем здесь был "исправительно-трудовой лагерь" для уголовников и политических заключенных. Храм Знамения Пресвятой Богородицы был густонаселенным тюремным бараком. В 30-ые годы - период новой волны репрессий - часть обреченных на смерть людей привозили якобы для санобработки в Знаменский храм, и здесь расстреливали. Трупы по ночам выносили через западные ворота и хоронили у монастырских стен в насыпи со стороны Москвы-реки. Сведения о расстрелах на территории Новоспасского монастыря нашли подтверждение в начале 1990-х гг. При ремонте коммуникаций были обнаружены на склоне холма (с западной стороны от монастырской стены) многочисленные захоронения расстрелянных.
В те суровые годы богоборчества новоспасские настоятели засвидетельствовали верность Христу и своей пастве не только жизнью, но и смертью. В 1918 году принял мученическую кончину выдающийся проповедник и церковный деятель настоятель монастыря с 1909 по 1914 год епископ Макарий (Гневушев). Покрыта неизвестностью кончина настоятеля монастыря с 1914 по 1918 год епископа Евфимия (Елиева). Назначенный после его смерти в 1919 году епископ Палладий (Добронравов) в этом же году был арестован и осужден на пять лет. Скончался от астмы в 1922 году.