Часовня была возведена над могилой старицы Досифеи в 1908 году. (Сначала ее захоронение обозначили простым камнем, но в начале ХХ века над могилой соорудили часовню с неугасимой лампадой и образом ее небесной покровительницы – мученицы Досифеи). В недавнее время останки монахини Досифеи перенесены в подклет Спасо-Преображенского собора, где верующие могут испросить моливенной помощи старицы Досифеи. Уже более года сестры московского Иоанно-Предтеченского монастыря собирают свидетельства помощи княжны Таракановой людям и свидетельства ее почитания. Насельницы уже собрали десятки свидетельств того, что монахиня Досифея и после своей смерти помогает людям. Она многих утешает в скорби. От одного взгляда на открытку с изображением монахини Досифеи у людей становится тепло на душе, а возле ее могилы они ощущают благодать.
Крохотной и неприметной возле высокой семидесятиметровой надвратной колокольни, строившейся в 1759—1785 годах, выглядит маленькая часовня посвященная памяти монахини Досифеи. Эта более чем 70-ти метровая колокольня, которая видна довольно далеко отсюда, является главной вертикалью монастырского ансамбля Новоспасской обители. Давайте выйдем на монастырскую площадь, чтобы внимательно рассмотреть её и познакомиться с её историей.
Колокольня с храмом во имя Преп. Сергия Радонежского
Первая колокольня — та, которая впоследствии примыкала к храму Покрова,—была построена в конце XVI в., с шатровой крышей и боевыми часами в верхнем ярусе. В 1620 г. уже при патриархе Филарете ее перестроили. Тремя годами раньше для нее был отлит первый колокол, а в 1621 г. еще шесть колоколов.
При императоре Петре I в 1716 г. был вылит большой колокол, весом 1100 пудов, прозванный колоколом Петра Великого, который явился свидетелем особого внимания императора к Новоспасскому монастырю и памяти своих предков. Необходимо напомнить, что в это время была война со Швецией, и по указу царя, лишние колокола были переливаемы в пушки, а кроме того, царским же указом было "воспрещено затевать что-либо лишнее в монастырях".
Со времени герцога Бирона начался закат Новоспасского монастыря. Два пожара 1737 и 1747 года нанесли монастырю страшный урон. Государыня же Елизавета I (Петровна) старалась всячески поддержать обитель. При ней и начали возводить в 1758 году эту грандиозную колокольню по проекту архитектора Иоанна Жеребцова, которая должна была быть пятиярусной. У ее создателя были более благочестивые замыслы: изначально высота этой звонницы предполагалась второй после Ивана Великого – так было ознаменовано родовое погребение царствующего дома Романовых. Но после возведения первых двух ярусов денежные средства закончились.
Секуляризация Екатерины II, лишившая монастырь обширных владений, привела его в полный упадок, сократилось даже число иноков, а в 1771 году он и вовсе стал чумным карантином. Долго не хватало средств достроить эту чудную колокольню, пока на грандиозную звонницу не выделила 20 тысяч рублей посетившая монастырь императрица Екатерина II. Были достроены третий и четвертый ярус. Строительство завершилось в 1787 году, уже после смерти автора – Иоанна Жеребцова. Он погребён в первом ярусе построенной им колокольни 10 ноября 1787 года. Грандиозная звонница-свеча, высотой около 72 метров, несмотря на все трудности, была не только исполнена, но и чудом сохранилась до нашего времени. Главные Святые врата служили парадным входом в монастырь. Они были богато украшены, так как символически уподоблялись тесным вратам спасения, через которые «многие поищут войти, но не возмогут» (Лк. 13, 24).
Во втором ярусе величественной монастырской колокольни в 1787 устроен храм во имя св. Преподобного Сергия Радонежского чудотворца вскоре на средства купеческой вдовы Натальи Бабкиной (и освящен архимандритом Павлом в октябре того же года). Во время нашествия французов в церкви выгорело всё, что было деревянного, а каменные своды обрушились вследствие падения на них большого колокола Петра Великого, разбившегося вследствие падения. Свод восстановили через четыре года, тогда же в этой церкви поставили новый ампирный иконостас. (Ампи́р (от фр. empire — «империя») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века).
В годы правления безбожной власти куранты с колокольни сняли и увезли, колокола сняли и покололи прямо на месте. Но слава Богу - Русь встает из пепла, звоня во все колокола, безудержно радуясь своему воскрешению!
И каждый день звонят и здесь колокола, созывая братию и богомольцев к заутрене, обедне и вечерне вот в эти храмы. Давайте повернёмся к ним.
С правой стороны пред нами возвышается Спасо-Преображенский собор – один из самых больших в Москве. Его площадь около 900 кв. м., а высота от пола до центрального купола 32 м. Это четырёхстолпный, пятиглавый, трёхапсидный крестово-купольный храм. Основан в 1491 году при великом князе Иоанне III. (В 1497 году освящен всероссийским митрополитом Симоном). В XVII веке при Михаиле Феодоровиче первоначальный собор был разобран «до подошвы», и на этом же месте в 1645 году был заложен новый, больших размеров с тем, чтобы усыпальница царских предков оказалась под сводами храма. (19 сентября 1647 года Преображенский храм торжественно освящен патриархом Иоасафом в присутствие царя, при настоятеле архимандрите Никоне, по мысли и плану которого было устроено и все украшение собора). Патриарх Никон, особо благоволивший к обители, считал Спасо-Преображенский собор монастыря наиболее отвечающим православной традиции.
План собора представляет вид корабля - наиболее распространенный тип храмов древней Руси. Главный вход на паперть собора идет не прямо с уровня земли, как, например, в Московском Успенском соборе, а возвышается на 17 ступеней, вследствие того, что внизу находится усыпальница.
Величественный пятиярусный иконостас - типичный для древнерусских храмов; он имеет близкое сходство с иконостасами Московского Успенского собора и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры (на этой фотографии вы можете его увидеть). Все иконы, находящиеся в нем, древнего происхождения, но самый иконостас происхождение сравнительно недавнего. Старинный же иконостас XVII столетия, вследствие неблагоприятных обстоятельств, не сохранился до нашего времени. В нижнем ярусе находятся местные иконы, во втором - Апостолы и посередине Христос Спаситель в образе Вечного Архиерея, затем - 12 Великих праздников, еще выше - Пророки, и в середине - Богоматерь, в верхнем - Праотцы, и в середине их - Бог-Отец.
Все своды храма, стены и купола украшены настенной живописью (фресками) - священными изображениями событий преимущественно из земной жизни Христа Спасителя, связи с посвящением храма празднику Преображения Господня, а также великих праздников и святых Православной Церкви. Храм был расписан в 1680-е годы. Изображением на своде галереи родословного Древа русских великих князей и царей дома Рюриковичей, а на колонне в центральной части собора Царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, держащих икону Феодоровской Божией Матери, закрывающую собою изображение храма Преображения, заказчики росписи стремились выразить идею «Москва – третий Рим». Богоизбранность и святость русского Царя неоспорима и подтверждается известной византийской формулой: «Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя».
По стенам идут изображения Семи Вселенских Соборов, на которых было выработано Догматическое учение Церкви, а на западной стороне находится изображение Страшного Суда. Также обращают внимание изображения таинственных видений из 6-й и 9-й глав книги Апокалипсис.
Рассказ о росписи Спасо-Преображенского собора в случае возможности его посещения.
Грандиозная по масштабу роспись Спасо-Преображенского собора стала последней работой одного из крупнейших иконописцев XVII столетия жалованного мастера Оружейной палаты Феодора Зубова. Из надписи, идущей вдоль стен с внутренней стороны собора, мы видим, что дата окончания росписи – 14 сентября 1689 года, праздник Воздвижения Креста Господня, - практически совпала с подавлением стрелецкого бунта и арестом царевны Софьи. Жёсткое противостояние с Петром завершилось победой последнего.
Правление Петра I ознаменовалось наступлением совершенно новой эпохи в истории духовной и материальной культуры России, так что программу росписи Преображенского собора можно рассматривать как своеобразный итог двухсотлетнего периода, когда Россия утверждалась как преемница Византии. Идеи, которые стремились выразить заказчики росписи, кратко можно сформулировать так: Москва – третий Рим. Богоизбранность и святость русского Царя неоспорима и подтверждается известной византийской формулой: «Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя». И поскольку в 1589 году Русская Церковь получает самостоятельность, она теперь претендует на главенствующую роль во Вселенском Православии. Собор расписывается вскоре после возобновления росписей соборов Московского Кремля, где по личному распоряжению Алексея Михайловича новая роспись Архангельского собора должна была повторить старую, времён Иоанна IV. Это решение царя говорит о том, что с приходом к власти новой династии идеи Богоизбранного Православного Русского Царства были не только актуальны, но теперь уже не вызывали сомнений.