Вся совокупность юридических черт отрасли в целом определяется как юридический режим. Под ним следует понимать особую целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования — особым порядком возникновения, формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на эту совокупность норм1. Хотя уровень специфики отраслевых режимов может быть различным (они могут быть генеральными, видовыми, специальными), каждая отрасль права с юридической стороны отличается в правовой системе именно режимом регулирования.
Итак, отрасли права — это центральные звенья структуры права. В современных юридических системах отрасли права подразделяются на профилирующие (базовые), специальные и комплексные. Рассмотрим понятия профилирующих и специальных
1 См.: Алексеев С. С. Теория права. Харьков, 1994. С. 105.
53
отраслей (вопрос этот будет иметь значение при характеристике системы процессуального права). Профилирующие (базовые) отрасли охватывают главные правовые режимы (конституционное, гражданское, административное, уголовное право и соответствующие им процессуальные отрасли). Как отмечает С. С. Алексеев, фундаментальные базовые отрасли отличаются юридической чистотой, яркой контрастностью, юридической несовместимостью друг с другом, что исключает возможность взаимного субсидиарного применения входящих в данные отрасли норм, являются юридически первичными, т. е. содержат исходный правовой материал, который затем используется при формировании других отраслей1.
Развитие общественных отношений и накопление большого нормативного материала в ряде случаев приводит к тому, что на базе основных (профилирующих, «вечных») отраслей возникают так называемые специальные отрасли права — это трудовое, семейное, земельное, финансовое право, право социального обеспечения, уголовно-исполнительное право. Специальные отрасли формируются и функционируют в соответствии с профилирующими (базовыми) отраслями, на базе собственных «предметов», с модифицированными применительно к особым сферам жизни общества правовыми режимами.
В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Подотрасль права — это относительно самостоятельный, внутренне и внешне единый комплекс нескольких институтов одной и той же отрасли. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам этой отрасли2.
1 См.: Алексеев С. С. Право. С. 373.
2 См.: Общая теория государства и права. Т. 2. С. 232.
54
Разделение права на отрасли, институты, иные структурные элементы по предмету и методу регулирования представляет собой основную главную юридическую структуру предметной дифференциации права1. Вместе с тем право — это полиструктурная регулятивная система. Ассоциации нормативных предписаний, комплексные институты и отрасли, семьи отраслей относятся ко вторичным комплексным структурным образованиям.
В таких комплексных объединениях правовых норм главным является не выделение особых, юридически дифференцированных отраслей права, а, наоборот, интеграция специальных для той или иной сферы деятельности (отрасли хозяйства, управления, культуры, образования, здравоохранения и т. п.) разнородных норм права, т. е. норм, различных по первоначальной дифференциации2.
В отличие от первичной структуры права, в основу которой положен признак предмета правового регулирования, вторичные комплексные образования как бы наслаиваются, надстраиваются над его главной структурой, объективируясь при этом во вне в гораздо меньшей степени. Правовые нормы, входящие во вторичные структурные образования, объединены не по предметному, а по функциональному назначению (или фактору целеполагания) и имеют уже две плоскости своего объективного обособления. Вторичная структура права дополняет основную отраслевую дифференциацию и не должна ей противоречить.
Думается, что названными подразделениями структура права не исчерпывается. Среди вторичных комплексных структурных образований следует выделить правовой блок.
Правовой блок — это совокупность юридических норм, которые имеют предметом комплекс об-
1 См.: Мицкевич А. В. Система права и система законодательства // Проблемы общей теории права и государства. М., 1999. С. 329.
2 Там же. С. 330.
55
щественных отношений, объединяемых близостью своих объективных свойств и особенностей методов правового регулирования, единством целей, задач и функций в структуре права. Такими правовыми блоками в структуре права являются материальное и процессуальное право.
Второй ступенью изучения структуры права предполагается выявление свойств и связей между элементами структуры права. На этом этапе исследования вырисовывается устойчивая упорядоченность его элементов, свойственные им взаимоотношения и структурные связи (системообразующие и системоприобретенные).
Остановимся на характеристике структурных связей права на макроуровне. В литературе приводится следующая схема иерархической (субординационной) структуры права на этом уровне.
1. Интегрирующие и предметные отрасли. К первым относятся международное и конституционное право. Ко вторым — все другие отрасли, корреспондирующие первым.
2. Фундаментальные (генетически первоначальные) и специализированные отрасли права.
3. Материальное и процессуальное право.
4. Позитивно-регулятивное и охранительное право.
5. Публичное и частное право1.
Представляется, что иерархическую (субординационную) структуру составляют лишь первые два уровня структурированности, тогда как материальное и процессуальное, регулятивное и охранительное, публичное и частное право представляют собой уровни функциональной (горизонтальной) структуры права. Вместе с тем это не означает, что между правовыми нормами, входящими в данные правовые массивы, отсутствуют субординационные связи, но они не являются определяющими. Подробнее этот вопрос рассмотрим ниже, раскрывая взаимосвязь
1 См.: Общая теория государства и права. Т. 2. С. 240.
56
между правовыми блоками — материальным и процессуальным правом.
Материальное и процессуальное право — это такие совокупности правовых норм, институтов, отраслей — правовые блоки, — предметы правового регулирования которых составляют комплексы общественных отношений, объединяемые близостью своих объективных свойств, и в основу системообразования которых положены такие признаки, как функциональная направленность, задачи, цели правового регулирования и некоторые юридические особенности.
С общетеоретических позиций выделение в структуре права материального и процессуального права определялось главным образом наличием законодательно обособленных отраслей гражданского процессуального и уголовно-процессуального права, т. е. законодательной данностью. Так, М. С. Шака-рян и А. К. Сергун пишут: «Существование какого-то всеобъемлющего глобального процессуального права, «процессуального права вообще», и деление советского права на две части — материальную и процессуальную — дается авторами как само собой разумеющееся положение, как исходный постулат, и задача только в том, чтобы выработать его систему. Но до сих пор в теории права существовало совсем другое деление. Советское право делилось на ряд отраслей, из которых только две называются процессуальными — уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное. Соответственно, процессуальными нормами признаются нормы этих отраслей. Понятие «материальной отрасли права» в системе права вообще не фигурирует. О материальном праве, материальной норме, материальном правоотношении говорят только тогда, когда надо отделить и не смешивать их с процессуальным правом, процессуальной нормой, процессуальным правоотношением. Гражданское право само по себе никто не называет «материальным», не называют «матери-
57
альным» само по себе колхозное, трудовое, земельное и другие отрасли права. Такого наименования нет ни в одном из существующих изложений системы нашего права, нет его и в заглавиях учебников по соответствующим отраслям права, нет его в законодательных актах. Необходимость в дополнительном эпитете «материальное» появляется только при обращении к процессу»1.
Действительно, следует согласиться с авторами, в теории права пока отсутствуют четкие общеправовые признаки материального и процессуального права.
«Материальное право, — по мнению авторов юридического энциклопедического словаря, — это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т. д. Объектом материального права выступают, таким образом, хозяйственные, имущественные, трудовые, семейные и иные отношения. Фактическое (материальное) содержание данных отношений составляет объективную основу, применительно к которой нормы материального права определяют взаимные права и обязанности их участников»2.