Смекни!
smekni.com

Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права (стр. 25 из 41)

Трудовой процесс. Нарушение трудовых обязанностей влечет применение мер дисциплинарного воздействия. Для повышения эффективности указанного метода борьбы с трудовыми правонарушениями, а также для обеспечения законности в реализации этой разновидности мер государственного принуждения трудовое законодательство содержит некоторое количество процессуальных норм, регламентирующих порядок наложения дисциплинарных взысканий2.

Процессуальными нормами трудового права регламентируются также порядок рассмотрения и раз-

1 Перспективной и достаточно актуальной задачей является, по мнению А. Д. Бойкова и на наш взгляд, разработка процессуального кодекса конституционного судопроизводства. См.: Бойков А. Д. Конституционное судопроизводство как вид правосудия // ВКС РФ. 1997. № 3. С. 53.

2 См.: Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. М., 2000. С. 688.

3.2. Тенденции развития системы 137

решения трудовых споров (индивидуальных трудовых споров, коллективных трудовых споров).

Отдельные процессуальные нормы, касающиеся порядка принудительного исполнения решений судов по уголовным делам и осуществления иных мер государственного принуждения по отношению к лицам, отбывающим наказание, содержатся в уголовно-исполнительном праве.

Свойственные российскому праву процессы специализации повлекут, на наш взгляд, как возникновение новых правовых общностей в системе процессуального права, так и развитие уже имеющихся. Достаточно развитая система процессуального права свидетельствует о высокой степени становления самого российского права. Научная разработка важной и сложной проблемы системы процессуального права будет содействовать обеспечению неукоснительного соблюдения предписаний правовых норм, развитию демократичности правовой системы.

3.2. Основные тенденции развития системы процессуального права

Структурные изменения в экономических отношениях большинства государств современного мира, демократизация политических систем на постсоветском пространстве, а также мощные сдвиги в идеологической сфере, признание абсолютной ценности человеческой личности, ее прав и свобод обусловили важные изменения в праве, которые не могли не сказаться и на его структурных частях. В развитии российского процессуального права просматриваются следующие основные тенденции.

1. Влияние процессов глобализации. Одной из явных и неоспоримых тенденций развития права в современном мире и России является глобализация, что закономерно в свете глобализации всех социаль-

138 Глава 3. Система процессуального права

но-политических явлений. Борьба противоречивых тенденций глобализма и локализма правовых систем и культур, по всей видимости, пишет В. В. Бойцова, завершится победой первой. «Процессуалисты России устремили свои взоры за океан»1.

Казалось бы, процессуальное право в силу своей специфики (опосредованной связи с материальными условиями жизни) менее всего подвержено влиянию процессов глобализации, тем не менее они ощутимы. Особенно заметно воздействие глобализации сказалось на развитии уголовно-процессуального права, в котором с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса произошли качественные изменения, связанные с натурализацией многих, не свойственных ранее российскому уголовному процессу западных юридических концепций и конструкций. Так, впервые в отечественной практике предусмотрена судебная сделка о признании, которая действует во многих странах Запада: если обвиняемый не отказывается от совершения преступления, то возможно подписание ходатайства в присутствии адвоката о согласии с предъявленным обвинением, что освобождает обвиняемого от судебного разбирательства, и судья сразу же назначает ему наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление (гл. 40 УПК РФ). Новое уголовно-процессуальное законодательство вводит институт «мирового соглашения»: уголовное дело может быть прекращено, если обвиняемый договорился с потерпевшим (ст. 25 УПК РФ). Предусмотрен институт заочного производства по уголовному делу (ч. 4 ст. 247 УПК РФ), но лишь в случае ходатайства подсудимого.

1 Бойцова В. В. Перспективы развития российского права // Государство и право на рубеже веков. Материалы всероссийской конференции: Проблемы истории и теории. М., 2001. С. 21, 23.

3.2. Тенденции развития системы 139

Думается, что к универсальной унификации правовых систем отдельных государств следует подходить крайне осторожно, учитывая национальные правовые традиции и существующую юридическую практику. Полагаем, что вряд ли оправдано «бездумное копирование иностранных образцов»1. В частности, введение в России суда присяжных заседателей. Российское правосознание и правовая культура не готовы к столь глубоким преобразованиям, тем более к ним не готова и отечественная финансовая система, что тоже немаловажно. Практика работы судов с участием присяжных заседателей показала их излишний либерализм (суды присяжных выносят примерно 20% оправдательных приговоров), неспособность бороться с преступностью, что породило в конце 90-х гг. массовую волну публикаций с критикой этого института2. И она обоснованна, так как оправдание виновного в совершении преступления подрывает важнейший принцип уголовной политики — неотвратимость ответственности, а это, в свою очередь, развязывает руки преступности. Отсутствие у присяжных заседателей правовых знаний, необходимых для выводов о виновности или невиновности подсудимого, мотивов оправдания или осуждения в вердикте и приговоре может с достаточной вероятностью повлечь принятие судом решения, не соответствующего истине. Институт присяжных заседателей есть умирающее архаичное установление, от которого постепенно отказывается Запад (там число дел, рассматриваемых этим судом, составляет лишь 3—4%)3.

2. Гармонизация процессуального регулирования. В системе российского процессуального права

1 Бойков А. Д. Третья власть в России. М., 1997. С. 56.

2 См.: Кислое А. Присяжные оправдатели // Известия. 1998. 15 окт.; Зыков В. Суд присяжных не гарантирует законность // Известия. 1998. 31 окт.

3 См.: Бойков А. Д. Третья власть в России. С. 66, 80.

140 Глава 3. Система процессуального права

сегодня явственно просматривается тенденция рассогласованного, диспропорционального развития, причем как в межсистемном, так и во внутриструк-турном измерениях. Прошедшие годы показали, что в сложившихся условиях российской действительности материальное право обновляется значительно быстрее и легче. Принято более тысячи законов материального характера. Что же касается процессуального права, то на этом направлении нерешенных проблем хоть отбавляй1. Процессуальная деятельность регулируется законами, часто не вполне соответствующими Конституции РФ. Не решают проблемы и многочисленные изменения и дополнения, вносимые в процессуальные законы, которые приводят к противоречивости и нарушению столь важной для процессуального регулирования системности правовых норм. Большую роль в развитии процессуального права в настоящее время играет Конституционный Суд РФ, который признал не соответствующими Конституции РФ многие положения, содержащиеся в ГПК, в прежних АПК, УПК и КоАП.

Определенные успехи в связи с принятием новых кодексов достигнуты в административном процессе, а также в уголовно-процессуальном праве, однако уже и здесь ученые обращают внимание на отдельные противоречия2.

Поэтому чрезвычайно важной и необходимой представляется кропотливая работа законодателя, направленная на сбалансированность как отдельных элементов системы процессуального права, так и всей правовой структуры России.

3. Демократизация и гуманизация процесса. Очевидно, что охватившие Россию процессы приоб-

1 См.: Топорнин Б. Н. Развитие судебной власти в России // Судебная реформа: проблемы и перспективы. М., 2001. С. 61.

2 См.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной принятию Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. М., 2002.

3.2. Тенденции развития системы

141

щения к достижениям и ценностям человеческой цивилизации (свобода, справедливость, равенство, собственность и др.), хотя и преимущественно в идеологической сфере, не могут не сказаться на содержании процессуального права. В частности, это выразилось в усилении защиты прав граждан в уголовном процессе как в ходе предварительного расследования, так и в ходе судебного следствия: вводится институт обжалования в суде всех действий и решений органов предварительного расследования, а также судебного санкционирования некоторых следственных действий, чем, соответственно, существенно ограничиваются полномочия прокуратуры. Усиливается линия конституционного принципа состязательности и равноправия сторон во всех видах процессов. Это связано, например, с переменами в процессе доказывания в гражданском и арбитражном процессах (1992 г.), где роль суда теперь ограничивается лишь беспристрастной оценкой представленных сторонами доказательств. Демократизация процесса выразилась также во введении институтов присяжных заседателей в уголовном (1993 г.) и арбитражных заседателей в арбитражном (2001 г.) процессах. (Нами, впрочем, уже были высказаны критические соображения о целесообразности введения в России суда присяжных заседателей.)

Вместе с тем тенденция демократизации и гуманизации процессуального права должна реализовы-ваться и далее. В существенном реформировании и приведении в соответствие с принципом состязательности нуждаются институт участия прокурора в гражданском процессе, институт обжалования и опротестования решений гражданских и арбитражных судов и др.

4. Изменение сферы процессуального регулирования. Изменение сферы правового регулирования представляет собой сложный диалектический про-