Унификация процессуального регулирования в процессе выработки единого кодифицированного акта необходима также в конституционно-процессуальном праве, где уже давно ставится вопрос о разработке и принятии процессуального кодекса конституционного судопроизводства1.
Важное значение унификация нормативного регулирования приобретает в связи с устранением некачественности, дублирования законодательства. В отношении некоторых составов административных правонарушений и преступлений наблюдается отсутствие четкого разграничения (например, ст. 8.6 КоАП РФ и ст. 254 УК РФ), что порождает серьезные трудности в правоприменении. Аналогичные проблемы просматриваются в таможенном и валютном законодательстве2. Очевидно, что одним из направлений решения указанных проблем станет унификация нормативного регулирования.
Следующим важным направлением на пути совершенствования процессуального регулирования с помощью унификации является необходимость решить в законодательстве вопрос о «конкуренции» различных процессуальных форм. Так, в частности,
1 См.: Бойков А. Д. Конституционное судопроизводство как вид правосудия. С. 53.
2 См.: Ефремов А. Ф. Принципы законности и проблемы их реализации. Тольятти, 2000. С. 149.
154 Глава 3. Система процессуального права
следует более четко разграничить компетенцию между арбитражными судами и судами общей юрисдикции (это происходит как в результате нечеткого определения субъектного состава участников спора, так и в результате трудности определения характера спора); между судами общей юрисдикции и органами, рассматривающими административные правонарушения (КоАП РФ и УК РФ, как указывалось, в некоторых случаях не проводят четкого разграничения административных правонарушений и преступлений). С принятием федерального закона «Об административных судах» может возникнуть вопрос о «конкуренции» компетенции арбитражных и административных судов, создание которых предусматривается указанным законом.
Таковы, полагаем, основные тенденции развития российского процессуального права на современном этапе правовой реформы. Изучение основных тенденций развития права позволит нам увидеть, а следовательно, и спрогнозировать направление объективных изменений в его системе. Прогнозы в этой области, как известно, имеют исключительно важное значение. Прогнозирование будет содействовать планированию разработки и принятия нормативно-правовых актов, позволит нам избежать скачков и перепадов и обеспечит поступательность и преемственность в правовом регулировании общественных отношений.
* * *
Итак, система процессуального права — один из правовых блоков в системе российского права — включает четыре отрасли процессуального права: уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, исполнительное право, подотрасль административного права — административно-процессуальное право, подотрасль
3.2. Тенденции развития системы
155
конституционного права — судебный конституционный процесс (конституционно-процессуальное право), подотрасль налогового права — налогово-про-цессуальное право, процессуальные институты, включенные в содержание некоторых материальных отраслей права (трудовой дисциплинарный процесс, процессуальные нормы в системе уголовно-исполнительного права).
В современном развитии системы российского процессуального права наблюдаются следующие тенденции. Это влияние процессов глобализации и как ее следствие демократизация и гуманизация юридического процесса, необходимость в согласовании и гармонизации его нормативной регламентации. В процессуальном регулировании прослеживаются также тенденции изменения сферы правового регулирования, его дифференциации и интеграции, пре-эладающими среди которых являются процессы щференциации и специализации юридического процecca.
Глава 4 ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ
4.1. Понятие процессуально-правового механизма и его элементы
Всесторонность исследования роли и назначения процессуального права, его совершенствование возможны лишь на основе системно-функционального подхода, суть которого заключается, во-первых, в необходимости исследовать все процессуальные правовые явления, как, впрочем, и другие правовые явления, в их системной и неразрывной связи, во-вторых, в их назначении (роли) относительно друг друга и целого. Одним из направлений системно-функционального подхода в праве явилась разработка понятия механизма правового регулирования. В рамках проводимого исследования хотелось бы обратить внимание на необходимость разработки и изучения в общей теории права категории «механизм процессуального регулирования».
Одна из задач теории права — обеспечение синтеза юридических знаний. Именно синтез знаний позволяет сделать следующий шаг в познании, перейти от статической картины явления к динамической1. Поэтому накопленные знания об отдельных элементах процессуальной формы необходимо интегрировать и показать общее взаимодействие этих элементов в процессе функционирования процессуаль-
1 См.: Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. С. 310.
4.1. Понятие процессуально-правового механизма 157
ной формы. Другой важной задачей общей теории права является повышение эффективности действия правовых норм (материальных и процессуальных). Реализация этой задачи также связана с необходимостью изучения механизма процессуального регулирования.
Первоначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Н. Г. Александров. В работе «Право и законность в период развернутого строительства коммунизма» им был сделан набросок основных направлений правового воздействия на условия общественной жизни. Определенные теоретические обобщения по данной проблеме в этот период были проведены Л. С. Явичем, а несколько позднее В. М. Горшеневым1.
По мнению Н. Г. Александрова, звеньями механизма правового регулирования (МПР) являются: 1) установление правового статуса лица; 2) придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов; 3) установление моделей правоотношений; 4) установление мер правовой охраны и юридической ответственности2.
Определенный вклад в разработку вопросов механизма правового регулирования внесли П. Е. Нед-байло, А. С. Пиголкин, М. П. Лебедев, Н. И. Мату-зов и ряд других ученых-юристов.
Но свои развернутое обоснование и законченный вид идея МПР приобрела в работах С. С. Алексеева, в частности в работе «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве». Предложенная им конструкция МПР в последующем ис-
1 См.: Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961; Горшенев В. М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. М., 1963.
2 См.: Теория государства и права / Под ред. Н. Г. Александрова. М., 1974. С. 542—545.
П-1307
158 Глава 4. Процессуально-правовой механизм
пользовании не претерпела, по существу, никаких изменений.
С. С. Алексеев характеризует механизм правового регулирования как взятую в единстве систему правовых средств1, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. При этом он полагает, что эта важная общетеоретическая категория позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности, связанные с решением жизненных ситуаций, и обрисовать их как целостность, но и представить их в работающем, системно воздействующем виде2. Указанная категория выработана для отображения момента движения, функционирования правовой формы.
В соответствии со стадиями правового регулирования С. С. Алексеев выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования: 1) юридические нормы; 2) правовые отношения; 3) акты реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом являются акты применения права3.
Изложенное представление о структуре МПР широко распространено, но не является единственным, существуют иные точки зрения на проблему (в част-
1 Правовые средства — такие институционные образования (формы, установления), реальное функционирование, использование которых приводит к практическому осуществлению объективного и субъективного права, его претворению в жизнь, достижению конечного социально-экономического результата. См.: Сапун В. А. Механизм реализации советского права // Правоведение. 1988. № 1. С. 5. По содержанию, функциям правовые средства подразделяются на регулятивные и охранительные. Охранительные правовые средства вступают в действие в случаях, когда регулятивные средства не обеспечивают надлежащей реализации права. К ним относятся, например, юридические санкции и акты их реализации, притязания, выраженные в виде жалобы, заявления, иска и т. п.
2 См.: Алексеев С. С. Право. С. 364.
3 Там же. С. 364—365.
4.1. Понятие процессуально-правового механизма 159
ности, указанная ранее позиция Н. Г. Александрова). Попробуем сформулировать одну из них. Общеизвестно, что правовое регулирование состоит из следующих стадий:
1) издания нормы права и ее общего воздействия (регламентация общественных отношений);
2) возникновения субъективных прав и юридических обязанностей;
3) реализации субъективных прав и юридических обязанностей, воплощения их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения;
4) применения права (эта стадия правового регулирования является факультативной и существует между первой и второй или второй и третьей стадиями)1.
Бесспорно, что первым элементом механизма правового регулирования является норма права — это исходная юридическая база для правового регулирования, в ней заложена модель нужного поведения. Для того чтобы заложенная в правовой норме модель поведения воплотилась в реальной действительности, необходимо наступление специальных условий — юридических фактов. Юридические факты (фактический состав, фактическая система) являются, таким образом, вторым элементом механизма правового регулирования. Однако некоторые ученые не признают за юридическими фактами статуса самостоятельного элемента в МПР, полагая, что значение юридических фактов сводится к тому, чтобы обеспечить переход от одной стадии правового регулирования к другой. «Сам по себе юридический факт, — пишет, например, Ю. И. Гревцов, — является жизненным обстоятельством, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Следовательно, юриди-