Смекни!
smekni.com

Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права (стр. 29 из 41)

1 См.: Общая теория государства и права. Т. 2. С. 439.

160 Глава 4. Процессуально-правовой механизм

ческий факт — необходимая предпосылка правового отношения и не большее»1.

В противовес этому существует мнение, что юридические факты выполняют в механизме правового регулирования ряд самостоятельных задач. «Понимание юридических фактов лишь как предпосылки движения правоотношения, — считает С. И. Реутов, — обедняет их подлинное значение — важнейшей составной части МПР»2.

Самостоятельность юридических фактов в механизме правового регулирования, по мнению В. Б. Исакова, предопределяется тем, что юридические факты связаны не только с правоотношениями, но и с иными элементами МПР. Правильное закрепление юридических фактов в гипотезах юридических норм — одна из задач, стоящих перед правотворческими органами при разработке нормативно-правовых актов. Полное, точное и достоверное установление юридических фактов — необходимая предпосылка для применения правовых норм3.

Кроме того, роль юридических фактов в механизме правового регулирования, как будет показано ниже, не исчерпывается образованием, изменением и прекращением правоотношений. Поэтому полагаем, что установление видов жизненных фактов (или группы таких фактов), которым придается значение юридических фактов, является самостоятельным звеном в механизме правового регулирования.

Стадии реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощения их

1 Гревцов Ю. И. Указ. соч. С. 73.

2 Реутов С. И. Юридические факты в семейном праве: Авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1976. С. 5; Толстой Ю. К. К теории правоотношения. Л., 1959. С. 5—6; Матузов Н. И. Личность. Право. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 60.

3 См.: Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. С. 56.

4.1. Понятие процессуально-правового механизма 161

в конкретном фактическом поведении субъектов соответствует следующий элемент механизма правового регулирования — правовые отношения. Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются и воплощаются в жизнь их субъективные права и юридические обязанности. И именно здесь, в правоотношении, заканчивается нормативное действие механизма правового регулирования, обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя. Итак, представляется логически неоправданным выделение в качестве самостоятельного такого элемента МПР, как акты реализации прав и обязанностей. Если правоотношение понимать как единство юридической формы и фактического содержания (именно такого понимания мы придерживаемся), то этот элемент механизма правового регулирования будет включать как юридический элемент — наделение субъектов правами и обязанностями, так и фактический — акты реализации прав и обязанностей.

Таким образом, механизм правового регулирования включает следующие обязательные элементы: 1) нормы права; 2) юридические факты (фактическую систему); 3) правоотношения. Акты применения права, как уже указывалось, являются факультативным элементом МПР.

Полученные выводы возьмем за основу конструирования понятия механизма процессуального регулирования, он же процессуально-правовой механизм, — одна из новейших категорий в общей теории права, еще не получившая своего глубокого исследования. Лишь в работе В. Н. Протасова «Основы общеправовой процессуальной теории» обосновывается необходимость выделения такой катего-

162 Глава 4. Процессуально-правовой механизм

рии, формулируется понятие, показана структура процессуально-правового механизма, однако не характеризуются его элементы.

Процессуально-правовой механизм (ППМ) — это элемент общего механизма правового регулирования, относительно самостоятельная подсистема правовых средств. Он вступает в действие на некоторых этапах общего правового регулирования, в случаях возникновения препятствий нормальной реализации правовых норм и имеет охранительную направленность.

Данная правовая категория позволяет адекватно отразить одну из важнейших правовых подсистем, полнее выявить особенности процессуальных явлений, ибо они наиболее четко выражены в общем механизме их действия; глубже понять природу юридического процесса через изучение его взаимосвязей с другими процессуальными явлениями1.

Понятие «процессуально-правовой механизм» является основной обобщающей категорией в общеправовой процессуальной теории и охватывает, по мнению В. Н. Протасова, совокупность взаимосвязанных процессуальных средств отраслевого характера, необходимых и достаточных для выявления и реализации материального охранительного правоотношения2.

Основными элементами процессуально-правового механизма, считает автор, выступают основной процесс (процесс — правоотношение), предпроцесс (процесс — юридический факт) и нормативная основа их функционирования. Предпроцесс (процесс — юридический факт) — формирующаяся на базе норм процессуального права система процессуальных правоотношений — отличается от основного процесса сво-

1 См.: Протасов В. Н. Основы общеправовой процессуальной теории. С. 100.

2 Там же.

4.1. Понятие процессуально-правового механизма 163

ей целью. Если назначение последнего состоит в установлении действительного существования охранительного правоотношения и его последующей реализации, то цель предпроцесса — установить достаточность оснований для возникновения основного процесса1.

Указанные рассуждения автора, на наш взгляд, нуждаются в некоторых уточнениях. Во-первых, установление действительного существования охранительного правоотношения и его последующая реализация — это конечная цель (по мнению автора, высказанному ранее2, и по нашему мнению) всего юридического процесса, в том числе и предпроцесса.

Непосредственной же целью основного процесса является реализация норм процессуального права в фактическом поведении субъектов процесса. Во-вторых, целью предпроцесса (процесса — юридического факта) является установление достаточности оснований не только для возникновения, но и для развития основного процесса; или создания условий для реализации норм процессуального права путем установления оснований возникновения, изменения и прекращения процессуальных правоотношений.

Не отрицая существо идеи автора, используя сделанные ранее выводы об общем механизме правового регулирования и учитывая цели процессуального регулирования, определим понятие и структуру процессуально-правового механизма следующим образом.

Процессуально-правовой механизм — это динамическая система правовых средств, при помощи которой упорядочивается охранительная деятельность уполномоченных органов в области юрисдик-ционного правоприменения.

1 См.: Протасов В. Н. Основы общеправовой процессуальной теории. С. 101.

2 Там же. С. 62 и след.

164 Глава 4. Процессуально-правовой механизм

Основными элементами ППМ, т. е. явлениями, в которые процессуальное право «развертывается» каждый раз, когда возникает потребность в разрешении конкретного юридического дела, являются:

1) нормы процессуального права;

2) юридические факты, опосредующие процессуальные правоотношения, или процессуальная фактическая система;

3) процессуальные правоотношения (юридический процесс).

Все указанные элементы ППМ имеют сложное строение, обусловленное сложностью самого процессуально-правового регулирования. Совершенствование основных элементов механизма процессуального регулирования для ученых — задача номер один. Так, сложным является его нормативное звено. М. А. Гурвич писал о том, что процессуальное право применяется по каждому делу, как правило, в полном объеме и устанавливает для процесса «целостную абстрактную форму»1. Таким образом, важнейшим свойством процессуально-правовых норм является их системность. Системность — общее свойство правовых норм. Но в отношении процессуального права это качество проявляется наиболее ярко, в своем практически абсолютном варианте.

Действительно, юридический процесс, возникающий по конкретному делу, обслуживается не отдельными нормами, как это существует применительно к правоотношениям в материально-правовых отраслях, а по каждому случаю задействуется практически вся отрасль процессуального права и создается сложная и целостная нормативная основа функционирования данного юридического процесса2.

1 Гурвич М. А. Основные черты гражданского процессуального правоотношения // Советское государство и право. 1972. № 2. С. 31—33.

2 См.: Протасов В. Н. Основы общеправовой процессуальной теории. С. 101.

4.1. Понятие процессуально-правового механизма

165

Сложным является и следующий элемент ППМ — процессуальная фактическая система. Она относится к типу больших закрытых фактических систем1 — это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения и развития юридического процесса при разрешении конкретного юридического дела, перечень которых установлен в законодательстве исчерпывающе.