СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКОВЫХ СТИЛЕЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СМИ………………………………………………………..6
1.1. Понятие языкового стиля. Основания классификации языковых
стилей………………………………………………………………………….6
1.2. Лингвистические особенности современной прессы………………….8
1.3. Подходы к определению языка СМИ………………………………….10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВЫХ СТИЛЕЙ В МОЛОЖЕЖНЫХ ЖУРНАЛАХ………………………………………………………………………..18
2.1. Специфика языка СМИ…………………………………………………18
2.2. Употребление сленга в молодежных журналах………………………21
2.3. Особенности художественного стиля в текстах молодежных
журналов……………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….29
ВВЕДЕНИЕ
В конце ХХ - начале ХХI века складывается такая система массовой коммуникации, которая позволяет распространять информацию на практически неограниченную аудиторию. Поэтому СМИ становятся реальной силой, оказывающей значительное влияние на жизнь общества. СМИ влияют на сохранение единства общества и на формирование общественного мнения; на сознание людей и на систему духовных ценностей; на национальную культуру и на речевую практику социума.
В связи с этим язык СМИ становится объектом многих исследований – социолингвистических, психологических, культурологических, философских. Эти исследования особенно интересны в связи с тем, что система отечественных СМИ в последние годы претерпела существенные изменения, равно как изменились и ее функции в обществе, и те тексты, которые СМИ вольно или невольно предлагают обществу в качестве образца. В настоящее время СМИ не всегда поддерживают те нормы речеупотребления, которые предлагает система образования. Нормативные отклонения могут быть обусловлены самыми разными причинами: иногда в целях большей выразительности, яркости текста, иногда для развлечения публики, иногда для того, чтобы больше соответствовать вкусам и возможностям аудитории. Поэтому задачу рассмотрения текстов современных СМИ, в частности молодежных журналов, с точки зрения базовых представлений о языковых нормах можно считать весьма интересной и плодотворной.
Актуальность исследования определяется использованием комплексного подхода к изучению языковых стилей молодежных журналов, который во многом определяет современные представления о качественной речи. Трансформация представлений о норме, изменение системы функциональных стилей, новые условия существования молодежной прессы приводят к изменению нормативных образцов и затрагивают как основы культуры речи, так и всю систему языка. Невозможно переоценить роль средств массовой информации в образовании стереотипов, формирующих общественное и языковое сознание.
Впервые за всю историю существования средств массовой информации в медиа-текстах стали появляться слова, выражения и конструкции, присущие разговорной и профессиональной речи, жаргонам и диалектам. Используя эти приемы обновления публицистического текста, СМИ, с одной стороны, «легализуют» подобные «внутренние заимствования» (по В.Г.Костомарову), влияют на закрепление в узусе того или иного языкового новшества; с другой стороны – расшатывают литературную норму русского языка. Эти процессы уже нашли свое отражение при составлении «Толкового словаря русского языка начала ХХI века (Актуальная лексика)» под редакцией Г.Н.Скляревской [27]: при ориентации на тексты СМИ в качестве источника облик современного литературного языка предстает весьма далеким от канонического. Языковая игра, интерстилевое тонирование, создание авторских окказионализмов, трансформация устойчивых выражений, активное использование прецедентных текстов – все эти приемы, присущие современному речетворчеству, построены в ряде случаев на нарушении принятых речевых норм. Оппозитивность по отношению к нормативности в разных аспектах ее проявления (лексическом, фразеологическом, словообразовательном, грамматическом, стилистическом, этическом) является одной из характерных черт современного медийного дискурса.
Данная курсовая работа представляет собой исследование, посвященное изучению языковых стилей современных молодежных журналов, когда произошли существенные изменения как их состава, так и роли языка СМИ в современном обществе.
Объектом настоящего исследования является языковые стили современного русского языка.
Предметом исследования использование различных языковых стилей на страницах молодежных журналов.
Целью исследования является изучение языковых стилей современных молодежных журналов.
Исходя из этой цели, в работе были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать сущность понятия языкового стиля;
2. изучить основную классификацию языковых стилей и их основные характеристики;
3. исследовать систему стилей современных молодежных журналов и особенностей отдельных ее элементов;
4. установить основные характеристики языка современных молодежных журналов и тенденции его дальнейшего развития.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные в исследовании данные уточняют представление о параметрах функционально-стилистической системы литературного языка, определяют особенности реализации языка молодежных журналов и его значение для литературного языка в целом, определяют потенциально возможные проблемы и сложности, дают рекомендации по оптимизации языка средств массовой коммуникации.
Материал исследования составляют тексты современных печатных молодежных журналов «YES!», «ELLE GIRL», «Молоток», «Ты-Лидер».
Практическая значимость работы позволяет использовать ее в качестве основы для составления учебных курсов по стилистике современного русского языка, предлагаемый материал можно использовать в курсе «Общего языкознания» при рассмотрении теории языковой нормы в контексте культуры речи и теории функциональных стилей.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКОВЫХ СТИЛЕЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СМИ
1.1. Понятие языкового стиля. Основания
классификации языковых стилей
Языковой (или функциональный) стиль - это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка (его подсистема), функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфической организацией [24].
Понятие о стиле (или слоге) как особом качестве речи зародилось в античной поэтике и риторике (греч. stylos - заостренная с одного конца палочка, которой писали на восковых дощечках; другой конец палочки имел форму лопатки - им разравнивали воск, стирая написанное). Древние говорили: «Поворачивай стило!», что означало в прямом смысле «стирай написанное», а в переносном - «работай над слогом, обдумывай написанное» [18, с.11]. С развитием науки о языке представления ученых о том, что такое стиль, менялись. Противоречивые мнения по данному вопросу высказываются современными учеными. Однако общим является признание функциональной природы стилей, их связи с определенной сферой речевого общения и видами человеческой деятельности, понимание стиля как исторически сложившейся и общественно осознанной совокупности приемов употребления, отбора и сочетания единиц языка.
Т.П. Плещенко и соавторы отмечают, что в основе классификации стилей лежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения [18, с.11]. Сферы применения языка соотносятся с видами деятельности человека, соответствующими формам общественного сознания (наука, право, политика, искусство). Традиционными и социально значимыми сферами деятельности считаются: научная, деловая (административно-правовая), общественно-политическая, художественная. Соответственно им выделяются и стили официальной речи (книжные): научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный (художественный). Им противопоставлен стиль неофициальной речи - разговорно-бытовой - разговорный), экстралингвистической основой которого является сфера бытовых отношений и общения (быт как область отношений людей вне их непосредственной производственной и общественно-политической деятельности).
Сферы применения языка в значительной мере влияют на тематику и содержание высказывания. Каждая из них имеет свои актуальные темы. Например, в научной сфере обсуждаются прежде всего проблемы научного познания мира, в сфере бытовых отношений - бытовые вопросы. Однако в разных сферах может обсуждаться одна и та же тема, но цели преследуются неодинаковые, вследствие чего высказывания различаются по содержанию.
Нередко классификацию функциональных стилей связывают с функциями языка, понимаемыми как определенные цели коммуникации. Так, известна классификация стилей на основе трех функций языка: общения, сообщения и воздействия. Функции общения наиболее соответствует разговорный стиль, сообщения - научный и официально-деловой, воздействия - публицистический и литературно-художественный [5, с.22]. Однако при такой классификации отсутствует дифференцирующее основание, позволяющее разграничить научный и официально-деловой, публицистический и литературно-художественный стили. Функции языка характеризуют его в целом и присущи в той или иной степени любому стилю. В речевой действительности указанные функции перекрещиваются и взаимодействуют друг с другом, конкретное высказывание выполняет обычно не одну, а несколько функций. Поэтому функции языка при классификации стилей можно рассматривать лишь в сочетании с другими факторами.
Сфера применения языка, тематика и цели высказывания определяют существенные признаки стиля, его основные стилеобразующие черты. Для научного стиля - это обобщенно-отвлеченный характер изложения и подчеркнутая логичность, для официально-делового - предписующе-долженствующий характер речи и точность, не допускающая разночтения, для разговорного - непринужденность, непосредственность и неподготовленность общения и т.д.