Занятия методом СПТ включают четыре этапа:
1. Создание единого психологического пространства и обратной связи.
2. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюирования для создания ситуации рефлексии.
3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, умениями и навыками, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.
4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Все методы СПТ ориентируются на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в сценарий занятия элементы сотворческого поиска. Наиболее распространены такие методы моделирования как групповая дискуссия и игровой метод.
3. Место социально-ролевой игры в психологическом тренинге.
Ролевая игра - есть позитивная и безопасная при работе с установками и чувствами. Во-первых, ролевая игра представляет установки и чувства способом, являющимся одновременно позитивным и безопасным: позитивным, потому что они признаются законным предметом обсуждения и анализа, а также потому, что сама ролевая игра дает возможность научиться контролировать эти чувства и эмоции; и безопасным, потому что личное поведение подростка не обсуждается — обсуждается поведение ученика, играющего роль. Какой бы тонкой ни была между ними грань, руководители всегда властны сами своим способом вести сессию заверяя подростков, что они ни в коем случае не будут выглядеть глупыми и не будут критиковаться за свои взгляды. У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира. Эти особенности должны учитываться при проведении социально-ролевых игр во время психологического тренинга.
Другим существенным преимуществом ролевой игры по сравнению с более традиционными методами является ее способность находиться в тесной связи с внешним миром. Коль скоро ролевая игра отражает поведенческие паттерны, которые могут реально понадобиться ученику по окончании курса тренинга, или в которых он будет нуждаться при общении с окружающими, игра позволяет ему приобрести практический опыт и отработать навыки, которые пригодятся ему в будущем. Практика ролевой игры доводит до сознания подростка тот факт, что некоторые аспекты поведения— такие, например, как развитие хороших отношений с людьми — требуют особого умения в той же степени, что и управление машиной или игра в футбол. Более того, она показывает, что с этими навыками не рождаются и им можно научиться. Ролевая игра требует от подростков действий, а не пустых разговоров о чем бы то ни было.
Главным достоинством ролевой игры, которое разделяют с ней все игровые и моделирующие упражнения, является то, что она в высокой степени мотивирует учеников и обеспечивает им простую, непосредственную и быструю обратную связь относительно последствий их действий. При хорошей организации и проведении ролевой игры она неизменно нравится участникам, так как они втягиваются в нее и долго о ней вспоминают, когда уже забыты многие другие знания, которые они приобрели иными способами. Мотивирующий аспект ролевой игры и моделирования является стержневым и отмечается всеми преподавателями, специалистами по тренингу и прочими пользователями.
Озабоченность вызывают три основных момента. Первое, что обычно приходит людям в голову, это влияние, которое практика ролевой игры может оказать на общую атмосферу и порядки, характерные для учебной аудитории.
Второй момент связан с точностью и уместностью содержания изучаемого урока и степенью, в которой преподаватель или руководитель тренингом должен контролировать это.
Третьим неблагоприятным моментом оказывается проблема ресурсов. Для ролевой игры нужно много времени, места, а иногда — людей. Во-первых, нельзя обойтись без разминки и приучения участников к самой идее ролевой игры. Это особенно касается новичков, но даже опытный практик обычно предпочтет провести кое-какие предварительные упражнения и только потом перейти к ролевой игре как таковой. Во-вторых, само развитие процесса требует времени; в третьих, нужно успеть обсудить происходившее. Поэтому, если наставник хочет воспользоваться ролевой игрой как частью учебной стратегии, он должен уделить ей достаточное время.
Использование ролевых игр наиболее очевидно там, где речь идет в первую очередь о различных аспектах коммуникации. Ролевая игра— высоко вербализированная процедура. Она, таким образом, идеально подходит к любой лингвистической деятельности — изучению языков, литературы и тренингу социальных навыков. В этом случае имеется серьезный стимул к ролевой игре, а языковые и прочие методы коммуникации используются в процессе игры так, что учеба становится неотъемлемой частью задачи.
Есть ряд предметов, а именно история, социология, литература, искусство, религия и политика, которые отчасти обращаются к образу жизни людей, влиянию, которое оказывают люди друг на друга и на окружающую среду. В этих случаях ролевую игру можно использовать, чтобы обрисовать картину жизни в прошлом или в различных обществах настоящего.
Подобным же образом можно использовать ролевую игру для демонстрации значимости тех сторон географии, науки и естествознания, которые пагубно влияют на жизнь людей; такое использование является особенно актуальным в условиях растущей озабоченности проблемами окружающей среды.
Чаще всего ролевая игра принимает форму интервью. Подобное упражнение заставляет игроков вообразить, что было бы, будь они А, Б или В.
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.)[4] Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у подростков активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т. п.
Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации следует исходить из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов.
Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры (Д.Б.Эльконин). Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.
II. Психологический тренинг. Социально-ролевая игра.
Описание проблемной ситуации.
Вступая во взаимодействие с существующими в физическом, социальном, культурном, временном пространствах жизни общественными ценностями, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. При возникновении несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами в самосознании ребенка формируются негативные отношения, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Ребенок начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации. Подростку ролевые игры также необходимы для приобретения навыков в построении адекватного поведения по отношению к окружающим его людям. Но игры детского возраста ему уже не интересны, для него это уже знакомые роли - он играет их в повседневной жизни. Подростку интересны ролевые игры, вскрывающие этические нормы взаимоотношений между людьми, игры, показывающие весь спектр социальных построений взрослого мира. Подросток с удовольствием пробует себя в любой роли, будь то роль нарушителя норм поведения или роль судьи. Через игру мы можем показать самому ребенку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для подростка форме, но не травмируя его личность.