Предмет исследования: эффективность применения социально-ролевой игры в психологическом тренинге для формирования коммуникационных навыков у подростков 12 – 15 лет.
Цель исследования: выявить, каким образом социально-ролевая игра влияет на развитие навыков эффективной коммуникации у подростков 12-15 лет.
Задачи исследования:
- провести психологический тренинг, включающий серию социально-ролевых игр в двух группах подростков, причем группа А опередит группу Б на три занятия;
- проанализировать итоги игры в каждой из групп;
-провести сравнительный анализ и сделать выводы.
Гипотеза: Участвуя в психологическом тренинге с использованием социально-ролевых игр, подросток получает навыки эффективного общения.
Отчет.
1 этап. Проведение в группе А было двух занятий, в ходе которых подросткам были предложены социально-ролевые игры (см. Приложения). В процессе игр участникам было позволено использовать в качестве крайнего средства при полной невозможности договориться устранение соперника.
2 этап. Проведение третьего занятия в группе А совпало с первым занятием в группе Б. (Примечание - занятия проводились в разных школах, подростки не общались между собой.) В обеих группах участникам тренинга была предложена социально-ролевая игра «Ссора». Результаты игры приведены в Таблицах 1 и 2. Эта игра также предусматривает, кроме возможности договориться мирным путем, устранение соперника, вывод его из игры.
Можно натолкнуться на ссору почти везде, где есть люди. Причин для ссоры много, зачастую она возникает из-за того, что люди не осознают путей возникновения ссор. Вместо того, чтобы просто разрешить возникший конфликт, обе стороны начинают "заводить" друг друга и обострять ссору. Например, если один человек просит у другого что-то, шансы получить это выше, если он обращается приветливо, нежели, чем когда он обращается агрессивно. В этом случае возможно, что вторая сторона ответит также агрессивно, и разовьется ссора. В то же время, когда человек обижается на поведение своего товарища, у него есть две возможности: он может отреагировать агрессивно, продемонстрировать сердитость, и в результате дело раздуется до солидной ссоры. Иначе, он может по-доброму рассказать оппоненту о том, что он задет его поведением и возможно, что весь конфликт легко разрешится: может быть, тот извинится, объяснит причины своего поведения, а может, выяснится, что он прав, в любом случае, дело будет закрыто очень быстро.
Хотя не всегда так легко предотвратить жестокую и грубую ссору, но если отдавать себе отчет в происходящем между нами и нашими близкими, товарищами, соседями, то шансы избежать ссор растут.
Цель ролевой игры — обратить внимание подростков на пути развития конфликтов и ссор и на то, что каждый из нас имеет множество возможностей разрешить ситуацию или развить ее.
Ход игры:
1. Описание конфликтной ситуации и раздача ролей.
Блочная девятиэтажка. Первый час ночи. В одной из квартир слишком громко отмечают какое – то событие.
Роли:
1. Соседка - молодая мама с полугодовалым ребенком. Ребенок капризничает, не может уснуть. Муж в командировке.
2. Трое друзей, встретившихся впервые спустя несколько лет после совместного прохождения срочной службы в рядах российской армии.
3. Сосед – тихоня, вызвавший наряд милиции.
4. Наряд милиции – два милиционера ППС.
Соответственно каждой роли были розданы характеристики. Подробных рекомендаций, как вести себя, они не включают, носят скорее описательный характер.
Игра начинается, когда соседка снизу поднимается и просит сделать музыку потише.
Таблица 1.
Результаты социально-ролевой игры «ссора». Группа А.
№ | Роль | Пол | Хар-ка поведения | Итог (остался-выбыл) |
1 | Соседка | Жен. | Холодное, официальное | Осталась в игре |
2 | Первый друг | Жен. | Спокойное, доброжелательное | Остался в игре |
3 | Второй друг | Муж. | Агрессивное | Выбыл к концу игры |
4 | Третий друг | Муж. | Агрессивное, вызывающее. | Остался в игре |
5 | Сосед | Жен. | Вызывающее | Остался в игре |
6 | Первый милиционер | Муж. | Агрессивное | Остался в игре |
7 | Второй милиционер | Жен. | Агрессивное | Выбыл. |
Результаты игры группы А наглядно представляет следующая диаграмма:
Рисунок 1. Результаты социально-ролевой игры «ссора». Группа А.
Таблица 2.
Результаты социально-ролевой игры «ссора». Группа Б.
№ | Роль | Пол | Хар-ка поведения | Итог (остался-выбыл) |
1 | Соседка | Жен. | Агрессивное | Осталась в игре |
2 | Первый друг | Жен. | Агрессивное | Остался в игре |
3 | Второй друг | Муж. | Спокойное | Выбыл |
4 | Третий друг | Жен. | Агрессивное, | Выбыл |
5 | Сосед | Жен. | Спокойное | Выбыл |
6 | Первый милиционер | Муж. | Агрессивное, вызывающее | Остался в игре |
7 | Второй милиционер | Муж. | Агрессивное | Выбыл. |
Результаты игры группы А наглядно представляет следующая диаграмма:
Рисунок 1. Результаты социально-ролевой игры «ссора». Группа Б.
По завершении игры было проведено обсуждение по поводу того, что было самым трудным. При этом подчеркивалось: трудно найти устраивающее всех решение, но это — единственный путь избежать конфликта.
В заключительной части осуществлялась отработка личной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Обсуждалось, например, как свести к минимуму конфликтную ситуацию; какие конфликты являются наиболее неприятными и как из них выйти при помощи компромисса.
Осмысление полученного опыта. «Аукцион идей». Классная доска была поделена на две части. В первой части значилось: «Я иду на конфликт, так как…»; во второй:«Я стараюсь избегать конфликта потому, что».
Следует также упомянуть о том, что подростков весьма впечатлили результаты следующего упражнения. Участникам было предложено разделиться на две команды и встать друг напротив друга.. Первой команде нужно было крепко сжать кулаки. Второй команде – любыми способами (кроме нанесения физического вреда) сделать так, чтобы стоящий напротив кулаки разжал. Показательно то, что подростки пытались напугать, рассмешить, угрожать, разжать кулаки силой, и никому не пришло в голову просто сказать: «Пожалуйста, разожми кулаки».
Домашнее задание. Подросткам было дано домашнее задание - проанализировать любую конфликтную ситуацию и подумать, как можно было бы ее избежать при помощи компромисса
Выводы.
Малые игры моделируют микросоциум. Играя в них, подросток научается ценить личность, жизнь окружающих. В процессе игры подросток понимает, что для того, чтобы добиться каких-то результатов, необходимо уметь договариваться с окружающими людьми. Хотя в представленных в данной работе играх есть и игровое оружие, средства уничтожения, игроки очень быстро понимают, что убийство, агрессия не является действенным способом решения проблемы. В игре ярко ощущается, что с уходом каждого игрока исчезает и часть информации, необходимой для дальнейшей деятельности. Среди ребят, играющих впервые (группа Б), к концу игры осталось "в живых" три человека, но уже во второй, а тем более в третьей игре (группа Б) хорошо видно, как подростки приобретают навыки совместного существования, стараются не "убрать" конкурента, а взаимовыгодно договориться с ним, что полностью подтверждает гипотезу о том, что участвуя в психологическом тренинге с использованием социально-ролевых игр, подросток получает навыки эффективного общения.
Ролевые игры в последнее время пользуются все большой популярностью. Это неудивительно, так как настоящая форма одновременно может содержать в себе, как досуговую, так и развивающую направляющие, и наиболее популярные игры построены на их балансе. Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В процессе развивающей игры игрок получает информацию, развивает определенные умения, и вырабатывает определенные навыки; в идеальном случае осваивает новую для него область знаний.