Смекни!
smekni.com

Риа "Новости" (Москва), 11. 05. 2012, фсфр не считает целесообразным ужесточать регулирование микрофинансовых организаций 9 (стр. 7 из 13)

Нам необходимо развивать материально-техническую базу социальных учреждений, надо продолжить строительство новых корпусов там, где уже невозможно решить проблему больших очередей в стационары. При этом должны максимально жестко соблюдаться требования федерального закона «О безопасности зданий и сооружений». Это касается и новых, и, конечно, старых объектов. Мы все помним те трагедии, которые, к сожалению, были в целом ряде регионов, я имею в виду и Коми в 2009 году, и трагедию в Краснодарском крае, Тульской области. В общем, это абсолютно тяжёлые события, и наша задача – не допустить в дальнейшем подобного развития событий. Конечно, это потребует дополнительных ресурсов, давайте обсудим, какие финансовые источники здесь могут быть использованы. Здесь есть целый ряд проблем и предложений в то же время.

Конечно, нужно помнить, что самая современная инфраструктура не заменит людям элементарного тёплого, человеческого отношения. Люди наши очень отзывчивые. Мы сейчас несколько таких объектов посетили: конечно, элементарное внимание вызывает такую добрую эмоциональную реакцию - надо просто всем обязательно это внимание проявлять на любом уровне. Поэтому нам нужно уделить внимание подготовке и поощрению социальных работников. Я встречался с ними некоторое время назад, мы говорили о том, чтобы создать достойные условия для их очень нелёгкого труда. Такой ближе к подвижническому труду, но мы всё-таки в целом в силах поправить ситуацию. Речь в частности идёт не только о повышении зарплаты там, где это необходимо, но и о предоставлении в ряде случаев автотранспорта, мобильной связи и, конечно, о создании системы стимулирования для привлечения молодых специалистов в эту очень непростую отрасль. Вот проблематика сегодняшнего совещания. Я передаю слово Татьяне Алексеевне. Татьяна Алексеевна, пожалуйста.

Т.А.Голикова: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые участники совещания, я продолжу тему, которую во вступительном слове обозначил Дмитрий Анатольевич. Речь идёт о том поручении, которое было дано Правительству полтора года назад об обновлении законодательной основы социального обслуживания. Изначально сроки были более сжатые, чем те, в которых мы сейчас находимся, но то, что мы, может быть, где-то затянули эти сроки, – это в некотором смысле оправданно, потому что закон социально чувствительный и требует обсуждения со всеми участниками и потребителями социальных услуг. И я хочу сказать, Дмитрий Анатольевич, что за полуторалетний период, то есть период подготовки этого законопроекта, его размещения на официальных информационных ресурсах мы получили порядка 1100 постоянных респондентов, которые обсуждали этот законопроект, дано было более 1130 комментариев по этому законопроекту и, собственно говоря, тот законопроект, который был первоначально разработан, претерпел существенные изменения, в том числе концептуального характера. То, что Вы сегодня видите, – это уже результат совместной работы многих участников этого процесса, и на заключительном этапе, прямо в преддверии майских праздников, обсуждение прошло с участием представителей парламента, поскольку, как Вы справедливо сказали, очень скоро этот законопроект должен рассматриваться парламентом.

Прежде чем перейти к его основным положениям, я бы хотела предложить вашему вниманию некоторую короткую презентацию и обратить внимание еще на несколько существенных цифр, которые характеризуют ситуацию с социальным обслуживанием в Российской Федерации. В частности, на первом слайде, вот на экране это видно, по данным за 2011 год (и в принципе ежегодно) социальным обслуживанием охвачено порядка 19 млн наших граждан, причём в стационарных учреждениях получают социальные услуги порядка 370 тыс. человек, всё остальное – это нестационарные и полустационарные учреждения социального обслуживания, а также социальное обслуживание на дому – это где-то 1,4 млн наших граждан.

Всего в системе социального обслуживания, Вы сказали о стационарных учреждениях, их 5 тыс., а вообще 11 640 учреждений, которые включают полустационарные и нестационарные учреждения разного типа.

Что касается платности получения социальных услуг, то сегодня структура – это слайд третий: бесплатно получают услуги, по данным за 2011 год, 30% граждан, которые получали социальные услуги в том случае, если пенсия получателя меньше величины прожиточного минимума. На условиях частичной оплаты 52% получали социальные услуги, если размер пенсии составляет от 100 до 150% прожиточного минимума. И 18% получали за плату, в случае если их доход превышает 200% прожиточного минимума.

В системе социальной защиты (следующий слайд, пожалуйста) работает порядка 515 тыс. специалистов. При этом в той инфраструктуре, которая сегодня существует, недостаёт 33 550 штатных единиц, причём основное – это специалисты, которые относятся к категории среднего и младшего медицинского персонала, это основная часть, практически 14,2 тыс. человек. В значительной части это связано с не очень высокой заработной платой этой категории и, наверное, недостаточной подготовкой этих специалистов в системе сегодняшнего образования, потому что ориентация на соцработников пока у нас в системе высшего образования недостаточная. Здесь на слайде вы видите, что приведён разброс средней заработной платы: от Пензенской области 5,1 тыс. рублей в месяц, до Камчатского края – 23,8 тыс., и нам предстоит в рамках поручения, которое будет дано, поднять совместно с регионами заработную плату социальных работников. Очевидно, что это исходит из возможностей субъектов Российской Федерации, но тем не менее эта задача стоит. Что касается расходов непосредственно на разных уровнях социального обслуживания, то я хочу сказать, что стационарное социальное обслуживание сегодня, по данным за 2011 год, в 7,4 раза дороже, чем обслуживание на дому, которое по цифрам составляет следующие размеры: в стационарных учреждениях расход в среднем по России составляет 193 тыс. в год. Что касается места жительства, то в среднем где-то 26,1 тыс. рублей, при этом наиболее высокая величина расходов складывается в таких регионах, как Москва, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский автономный округа, по понятным причинам – это связано и с хорошей обеспеченностью, и высоким районным коэффициентом. А в таких регионах, как, скажем, Карачаево-Черкесская Республика, Пензенская область, Республика Чувашия, Кабардино-Балкарская Республика, вы видите, средний расход составляет в стационарных учреждениях от 14,2 тыс. в год до 73 тыс. рублей в год. Конечно, для стационарного учреждения это недостаточный объём.

Вы в своём вступительном слове охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию по действующему законодательству 1995 года. Это законодательство лишь в 2004 году претерпело косметические изменения, которые были связаны с изменением законодательства в связи с разграничением полномочий и не предполагали каких-то серьёзных изменений в части законодательного режима социального обслуживания.

Наверное, ключевыми проблемами, которые на сегодняшний день есть в действующем законодательстве, – это отсутствие исчерпывающего перечня конкретных оснований для получения социальных услуг. Права граждан определяются не через конкретные социальные услуги, а через описание неких видов социального обслуживания; и в принципе ряд норм не соответствует законодательству о положении социально ориентированных некоммерческих организаций. Мы часто говорим о необходимости их участия, но тем не менее пока в законодательстве о социальном обслуживании это не зафиксировано. Ну и как следствие – то, что Вы сказали: достаточно высокий уровень дифференциации по регионам Российской Федерации в уровне социального обслуживания и качестве предоставления такого рода услуг.

Что предполагает новый законопроект? Новый законопроект предполагает установление правовых, организационных, экономических основ социального обслуживания населения, конкретизирует конституционные права граждан в этой части и чётко устанавливает полномочия органов федеральной власти и органов субъектов с точки зрения нормативного регулирования.

Кроме того, существенным является закрепление понятийного аппарата, к которому я бы отнесла основные пять моментов: это поставщик и получатель социальной услуги, персональное сопровождение, трудная жизненная ситуация и индивидуальная нуждаемость.

Кроме того, этот законопроект уже впитывает в себя те законодательные изменения, которые произошли в системе организации бюджетных учреждений, которые связаны с государственным заказом, с функционированием, как я уже сказала, некоммерческих учреждений и так далее.

На сегодняшний день у нас семь категорий имеют право на социальное обслуживание. Законопроект дополняет эти семь категорий ещё четырьмя категориями – это граждане или семьи, признанные малоимущими в порядке, установленном вот этим законодательством о государственной и социальной помощи, даже семьи с наличием инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья, семьи с наличием ВИЧ-инфицированных членов семьи и членов семьи с устойчивой наркотической и алкогольной зависимостью и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Но, что важно, к тем принципам организации социального обслуживания, которые на сегодняшний день есть, добавляется, на наш взгляд, абсолютно существенный принцип – это направленность социального обслуживания на максимально возможное пребывание гражданина в привычной ему среде, это то, что я говорила о социальном обслуживании на дому. К сожалению, эта форма социального обслуживания… Вроде бы ею пользуются много, но она не достаточно организована в субъектах Российской Федерации в виду понятных причин – достаточно большой протяжённости, недостаточного финансового обеспечения и так далее.