Смекни!
smekni.com

1. теоретический анализ литературы по проблеме роли игровых методов обучения в развитии у дошкольников мотивации к деятельности (стр. 7 из 11)

Она считает, что игра помогает учащимся развиться в личностном плане. Это и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять мнение других и т.д.

Итак, по результатам анкетирования и беседы с воспитателем средней группы детского сада мы пришли к выводу, что Зубрицкая В.И. имеет слабое представление об игровых приемах и методах, которые необходимо применять в воспитательно-образовательном процессе, хотя на занятии по изобразительному искусству она достаточно умело использовала игровые приемы.

В связи с этим мы считаем, что целесообразно формирование у воспитателей знаний и умений использования игровых методов вообще и как способов развития у дошкольников мотивации к деятельности, в частности. С этой целью, на наш взгляд, необходима специальная программа обучения воспитателей (семинары, консультации по вопросам назначения и применения в воспитательно-образовательном процессе игровых приемов и методов).

2.3. Описание формирующего этапа эксперимента

В ходе данного эксперимента на формирующем этапе нами целенаправленно и систематически в ходе воспитательно-образовательной деятельности применялись различные игровые приемы и методы.

В основу формирующего этапа эксперимента была положена технология, разработанная Дороновой Т.Н. и Якобсоном С.Г. Они справедливо полагают, что если у ребенка нет готовности и желания овладеть каким-то способом, все усилия воспитателей будут в значительной мере напрасными. Поэтому при усвоении способов решающей является проблема мотивации. В детском саду эта задача требует поиска универсальной мотивации, эффективной для большинства детей данного возраста. Одной из основ такой универсальной мотивации является потребность детей-дошкольников чувствовать свое превосходство и компетентность.

Поскольку самый безопасный партнер для демонстрации своего превосходства – игрушка, ими была разработана система так называемой игровой мотивации в двух вариантах: 1) для практических умений, требующих повторных упражнений; 2) для знаний, требующих однократного понимания.

Как известно, выполнение игровых действий детьми не нуждается в специальной мотивации. Дети охотно совершают их по первому предложению взрослого, так как удовольствие, получаемое от этих действий, является для них достаточным побудителем. Несколько иначе обстоит дело, если ребенку предлагается, например, научиться рисовать травку, прежде чем он будет «кормить» барашка. В подобных ситуациях требуется дополнительная мотивация игрового действия, желание совершить которое, в свою очередь, побуждает ребенка решать соответствующую задачу.

При создании дополнительной мотивации мы исходили из того, что игровое действие совершается большей частью с каким-либо игровым персонажем или в его интересах. Даже простое и короткое описание опасного или затруднительного положения, в которое попадает персонаж, вызывает уже у младших дошкольников сочувствие и готовность оказать ему помощь.

Взрослый рассказывает ребенку о персонаже, который попал в сложное положение (например, из-за отсутствия определенного предмета), вызывает у ребенка сочувствие персонажу, желание помочь ему – создает мотивацию игрового действия. Позиция помощника, защитника, в которой оказывается ребенок, отвечает его растущему стремлению к самостоятельности, активным отношениям с окружающими; вместе с тем реализация этой позиции имеет и большое воспитательное значение.

Создав у детей мотивацию, вызвав готовность помочь персонажу, взрослый ставит игровую задачу, в которой конкретизируется необходимая помощь («накормить», «сделать норку», «построить забор» и т.п.). Для решения этой задачи нужны соответствующие предметы, и взрослый предлагает детям научить их изготовлять эти предметы, т.е. ставит теперь учебную задачу и показывает приемы и способы ее решения.

Обязательной составляющей учебно-игровой деятельности, имеющей такую структуру, является игровое действие, которое ребенок совершает с созданным им предметом: вылепленные баранки и нарисованная трава должны быть «съедены», по вновь проложенной (нарисованной) дороге должна «проехать» машина и т.п.

Итак, первый вариант системы игровой мотивации основан на том, что игрушки (куклы, животные размером не более 3–5 см) приходят в группу с просьбой о помощи. Они нуждаются в самых разных предметах (дома, фрукты, железная дорога и т.п.), которые они не могут сделать сами, но которые наверняка сделают эти умные и добрые дети. Подчеркнем, что превосходство выражается в этом случае в реальной помощи, пусть даже игрушечным персонажам. Эта мотивация наиболее эффективна именно в группе, где искренняя готовность хотя бы части детей вовлекает в решение задачи и всех остальных. На фоне принятой цели воспитатель показывает, как именно сделать нужную вещь (нарисовать, слепить, построить), т.е. знакомит детей со способом достижения поставленной цели.

Следует также отметить, что важнейшим принципом данной технологии является предоставление детям свободы выбора, но в рамках предлагаемого способа. Так, если они должны учиться рисовать круглые формы, им говорят, что обратившиеся за помощью ежи хотят получить: одни – яблоки, другие – вишни, третьи – помидоры, четвертые – колеса для машин и т.д. Каждый может помочь именно тому, кто хочет получить круглый предмет, который привлекает данного ребенка.

Введение в процесс обучения подобных персонажей позволяет решить еще одну важную задачу: вывести объективную критическую оценку работы ребенка из сферы его взаимоотношений со взрослым. Известно, что дети весьма болезненно относятся к критике их «достижений», воспринимая ее как «плохое» отношение взрослого к ним самим. Но такая критика необходима для получения хороших результатов и для развития адекватной самооценки.

В рамках предлагаемой технологии эта критика осуществляется тем персонажем, для которого выполняется работа. Он просит сделать ему еще что-то, поправить или переделать уже сделанное и т.п. Взрослый же выступает в качестве посредника, который уговаривает ребенка выполнить просьбу, чтобы персонаж не «плакал», или уверяет персонажа, что ребенок сделал все хорошо или совмещает обе эти линии. При этом он всегда готов показать и объяснить ребенку, как улучшить свою работу.

В первом варианте каждый ребенок имеет своего персонального «клиента», просьбу которого он выполняет.

Второй вариант направлен на усвоение содержаний, требующих понимания. Он представляет собой объяснение одному или двум игрушечным персонажам принципов или правил, которые те не понимают. Например, кукла не может построить башню, потому что не понимает, что нельзя ставить большой кубик на меньший. «Глупая» кукла демонстрируется всей группе, члены которой в меру собственного понимания показывают и объясняют ей несколько раз, какого правила надо придерживаться в подобных случаях. Для общего понимания достаточно, если показывают и объясняют лишь некоторые дети, а остальные внимательно и заинтересованно слушают их [38, с.25-32].

Так как игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием и т.п., мы решили выявить влияние игровых методов обучения на мотивацию деятельности на примере занятия дошкольниками продуктивной деятельностью. Некоторые конспекты таких занятий представлены нами в приложении 4 к курсовой работе.

Деятельность ребенка, в основе которой лежит созидание, является продуктивной. Содержательная сторона продуктивной деятельности заключается в овладении детьми элементарными умениями и навыками при выполнении заданий, затем в овладении более сложными навыками в практических действиях с различными материалами, полуфабрикатами. Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную (лепка, рисование, аппликация) и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [30, с.245-249].

Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры. Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.
Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов [25, с.47].

Конструирование и лепка помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Эти виды игры тесно взаимосвязаны. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры. Но и сама сюжетно-ролевая игра нередко стимулирует продуктивную деятельность. Так, например, сначала дети построили корабль, а потом стали играть в моряков.