На кораблях Хамза-бея, находившихся в Мраморном море, тоже заметили сигналы и отправили к стенам десантные партии. В районе Студиона и Псамафии, видимо, никакого сопротивления им оказано не было. Защитники здесь немедленно сдались в надежде сохранить свои дома и церкви от грабежа. Слева от них сражался принц Орхан со своими турками, зная, какая участь ожидает их, если они попадут в руки султана. С таким же упорством возле Старого императорского дворца сражались каталонцы, пока все они не были либо захвачены в плен, либо убиты. Командующий обороной в районе Акрополя кардинал Исидор счел благоразумным покинуть свой пост. Изменив свою внешность, он попытался скрыться. Турецкие матросы бросились грабить город, поэтому не препятствовали генуэзским и венецианским судам выйти из Золотого Рога с беженцами[254].
В городе еще оставался один небольшой очаг сопротивления. Критские матросы, засевшие в трех башнях недалеко от входа в залив Золотой Рог, все еще держались, и выбить их оттуда никак не удавалось. К полудню, видя, что они остались совершенно одни, моряки скрепя сердце сдались султанским офицерам под условием сохранения их жизни и имущества. Два их судна стояли вытащенными на берег у башен. Без всяких препятствий со стороны турок, чье восхищение они завоевали, моряки спустили их на воду и отплыли на родину. Это был последний очаг сопротивления и город оказался в руках Мехмеда. После 54 дней осады Константинополь был взят. Тело императора с трудом отыскали среди трупов. Янычар Сарилес отрубил ему голову и преподнёс султану[255].
В соответствии с законом шариата[256], султан отдал город на разграбление своим войскам. Мехмед II Завоеватель (Фатих) вступил в покорённый Константинополь через три дня[257] (по другим данным – вечером 29 мая[258]). Он приказал прекратить грабежи, храм св. Софии, в знак победы над "неверными", превратить в мечеть[259]. В день своего вступления в Константинополь, Мехмед II провёл в этом храме хутбу – молитву, посвященную своим предкам и, в особенности отцу, Мураду II, сделавшему наибольший вклад в создание непобедимой армии[260].
Падение Константинополя означало гибель Византии и создание Османской империи. Безусловно, нововведения в турецкой армии значительно увеличили шансы на победу, но пушки были ещё слишком несовершенны, чтобы пробить стены Константинополя. Бомбарды эффективнее других типов осадных орудий того времени, однако трёхуровневые стены Константинополя вполне заслуженно считались эталоном фортификационных сооружений на протяжении всего Средневековья. Османская армия была наиболее передовым в Европе войском, но в противоборстве с традиционными оборонительными сооружениями она ещё выглядела неубедительно. Победе турки обязаны случаю – оплошности обороняющихся, которые не закрыли Керкопорту после очередной вылазки, и бегству раненого Джустиниани, воспринятое итальянцами как сигнал к отступлению. Ключевую роль сыграла нехватка воинов у защитников Константинополя, а не передовые технологии турецкого войска.
Глава IV. Значение захвата турками - османами Константинополя в 1453 г. Город в правление Мехмеда II.
Гибель Византии и падение Константинополя является условным рубежом европейской истории, началом эпохи Возрождения, которая характеризуется возвращением античных ценностей в Европу. Греки, бежавшие из Византии являются носителями античной культуры, так как Византийская империя была непосредственной культурной наследницей Римской империи. Важно выяснить, насколько велика роль византийских беженцев в распространении культурного наследия Византии.
Необходимо также проследить судьбу Константинополя при правлении Мехмеда II, так как город не был уничтожен, но был представлен в новом виде – столицы исламской Османской империи..
§1. Значение битвы для византийцев.
Жители, у которых была такая возможность, бежали в более безопасные страны Западной Европы или в русские княжества[261]. Они несли с собой знания погибшей Византийской империи (которая была наследницей Римской империи) и распространяли их на новых землях[262]. Процесс эмиграции византийцев начался задолго до падения Константинополя. Ещё в конце XIV в., после наиболее обширных завоеваний турецких султанов этот процесс приобрёл массовый характер. Поначалу бежали в более благополучные районы империи – из Анатолии во Фракию, на Пелопоннес в Морейский деспотат[263]. Тимур в 1402 г. временно остановил османское нашествие, и процесс эмиграции несколько замедлился. Однако при Мехмеде I, который восстановил мощь турок, население снова стало бежать от границ. Ко времени захвата Константинополя часть Фракии, которая была под контролем византийского императора, оказалась обезлюдевшей. В Константинополе тогда насчитывалось, по самым оптимистическим подсчётам, около 40 тыс. человек[264]. После 29 мая 1453 г. население ещё более сократилось.
Мехмед II издал ряд указов, способствующих притоку населения в опустевший город[265]. Были снижены налоги. Беглые крестьяне не преследовались, если селились в городе, многие дома были восстановлены (по турецкому образцу)[266]. Многие беженцы вернулись в свои дома. По приказу султана в Константинию, как тогда называли город в официальных турецких документах, в 1453 г. были переселены турки из Аксарая, армяне из Бурсы, а также греки из Мореи и с островов Эгейского моря[267]. Начался приток населения, но это были преимущественно мусульмане. Тем не менее, до конца столетия в городе преобладало христианское население[268].
После падения Константинополя, под турецким владычеством, религия и религиозные учреждения греков сохранились. Несмотря на отдельные акты насилия турецкого правительства и мусульманского населения против представителей Греческой церкви и православного населения, надо признать, что при Мехмеде II и его ближайших преемниках дарованные христианам религиозные права соблюдались довольно строго[269]. Личности патриарха, епископов и священников признавались неприкосновенными. Все духовные лица считались свободными от подати, в то время как весь греческий народ был обязан платить ежегодную подать (харадж)[270]. При этом православное население считалось "охраняемым" (зимми). Давление ощущалось только в виде дополнительных налогов – джизия, баш хараджи, "налог кровью" (девширме) и пр[271].
В Константинополе некоторые из этих налогов не действовали или были урезаны (при правлении Мехмеда II)[272]. Налоги не платили те, кто поступал на службу и духовенство. Половина столичных церквей должна была быть обращена в мечети, а другая – остаться в пользовании христиан. Церковные каноны сохраняли свою силу во всех делах по внутреннему церковному управлению, которое, будучи осуществляемо патриархом и епископами, пользовалось самостоятельностью. При патриархе существовал Священный Синод. Все религиозные действия могли отправляться свободно. Православное духовенство получило не только право на сбор налогов, но и в определенной степени исполнительную и полицейскую власть над подданными греческого происхождения. Во всех городах и деревнях разрешалось торжественное празднование Пасхи и т.д. Эта религиозная терпимость сохранялась в Турции до наших дней, хотя с течением времени случаи нарушения религиозных прав христиан со стороны турок участились, и положение христианского населения временами было очень тяжелым[273].
Первый Константинопольский патриарх при новом владычестве был избран духовенством вскоре после взятия города и затем признан султаном. Выбор пал на образованного полемиста и разностороннего писателя Геннадия (в миру Георгия) Схолария. Он сопровождал Иоанна VIII на собор в Феррару и Флоренцию. Тогда он был сторонником унии, ко времени же своего патриаршества он превратился в ее противника и ревностного защитника православия. С его избранием в 1453 г. греко-римская уния полностью прекратила свое существование[274].
Константинополь во второй половине XV в. становился мусульманским культурным центром. Город начинал новую жизнь, уже как столица исламского государства.
Необходимо описать и деятельность византийцев бежавших в Западную Европу и на Русь. Среди беглецов было много священников, строителей, ремесленников. Они были хорошо встречены в западных университетах и при дворах правителей. Некоторые исследователи считают, что именно бежавшим из Византии грекам удалось положить начало явлению, названному, впоследствии, Ренессансом[275]. Учитывая, что из Византии бежали в течение столетия (вторая половина XIV –первая половина XV вв.), можно с ними согласится. Греки привнесли, а точнее, вернули в западноевропейскую культуру античных авторов и интерес ко всему греческому[276].
Особенно радушно греки были приняты в славянских монастырях. Византийские зодчие упоминаются при строительстве многих церквей в Московской Руси[277].
Как видим, Византия погибла, но носители византийской культуры остались живы и расселились по всей Европе, распространяя знания погибшей империи.
§2. Значение захвата Константинополя для турок-османов