В XII - XIII веках на христианском Западе появились секты, выступавшие с критикой господствующей Церкви. Большинство из них, однако, просуществовало недолго, но две превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров (т.е. «чистых»; отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» - еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя Пьера Вальдо. Их появление во многом предопределило отношение Церкви к колдовству и послужило толчком к началу охоты на ведьм.
Сразу же после жестокого подавления катаров в 1231 - 1232 гг. папа Григорий IX создал главную церковную комиссию для защиты истинной веры - папскую инквизицию. Латинское слово inquisitio означает «розыск». Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков[3]. Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Имена свидетелей сохранялись в тайне. До судебного разбирательства защитники не допускались. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. Отныне незыблемой становилась формула: «еретик = колдун», «колдун = еретик». Так называемая «сделка с Дьяволом» глубоко оскорбительна для Бога. Поэтому все колдуны суть предатели христианской веры и должны быть наказаны как еретики. Это учение касалось также и суеверий, бытовавших среди простолюдинов. Так, верно, что демоны способны принимать обличье женщин и в виде так называемых суккубов вступать в связь с колдунами, или же являться в образе мужском, в виде инкубов, и соединяться с колдуньями. Кроме того, с помощью демонов колдуны умеют создавать новые тела путем сочетания разнообразных элементов, например, из ила порождать лягушек, змей и червей. Демоны также учат их вызывать бури, грозы и град. Это семя попало на благодатную почву инквизиции, которая отыскивала в ученых трудах схоластов все новые поводы для обвинений, в которых под пытками жертвы вынуждены были «признаваться».
1.2 Процессы над ведьмами и их этапы
Ворожеи не оставляй вживых.
Библия, Исход, 20:18
Ведовские процессы – инквизиционные процессы в Западной Европе 14-17вв, проводившиеся по обвинению в преступлениях против веры и христианского сообщества людей, якобы одержимых демонами. Ранее дела по обвинению в ведовской порче рассматривались в частном уголовном порядке. Булла папы Иннокентия VIII «С величайшим рвением» (1484г), направленная против колдуний, провозгласила неверие в колдовство величайшей ересью и призвала к искоренению ведовства. Папа также потребовал от властей Германии помощи странствующим по этой стране в поисках ведьм инквизиторам - Генриху Инститорису и Якову Шпренгеру. Папское внимание воодушевило названных "ведьмоискателей". Через три года Инститорис и Шпренгер нанесли "служанкам сатаны" решающий удар. Они опубликовали знаменитое сочинение "Молот против ведьм" ("Молот ведьм"), которое стало "настольной книгой" для организаторов судебных процессов о ведовстве. Для начала судебного разбирательства не требуется доказательств, достаточно голословного обвинения в ведовстве, например жалобы соседей на вред, якобы причинённый колдовскими приёмами некоего лица. Болезнь или смерть ребёнка, пропажа молока у коровы, неурожай, исчезновение в хозяйстве какой-либо вещи, даже недобрый взгляд из-за соседнего забора или красота - всё это и многое другое могло вызвать роковой навет. Судьи заранее располагали многочисленными вопросами к "ведьме". Сбить с толку перепуганную до смерти женщину, выудить у неё признание в невероятных преступлениях большого труда не составляло.
Процедуру духовного и светского судьи в процессах против ведьм «Молот ведьм» делит на три главных этапа:
1) как надо начать такой процесс;
2) как надо его вести;
3) как надо закончить процесс и произнести приговор.
Этап первый. Арест. Процесс может начаться по трем причинам:
1. Если кто‑либо предъявит перед судьёй кому‑либо обвинение в совершении преступления ереси или в покровительстве еретикам. При этом такой обвинитель обязан быть готовым к представлению доказательств. Если он таких доказательств не сможет представить, то он может претерпеть наказание за ложные сведения.[4]
2. Если обвинение предъявляется денунциантом (доносителем), который не ручается за достоверность своих показаний и не берётся их доказывать. Он утверждает лишь, что доносит на еретика, движимый рвением к вере или, желая избегнуть отлучения за сокрытие ереси или наказания, которым грозит светский судья.[5]
3. Если до слуха инквизиторов дошла молва, что в таком и таком-то городе имеются ведьмы, занимающиеся тем-то и тем-то. Это – обвинение путём инквизиции. В этом случае инквизитор начинает действовать не по указанию какого-либо обвинителя, а по своему собственному почину.[6]
Надо сказать, что начало процесса по первому пункту, в основном, не употреблялось в делах против ведьм. К тому же открытый обвинитель опасается наказания, если ему не удастся доказать достоверность своего обвинения.
Судья начинал процесс путем денунциации (с общего вызова свидетелей, вывешенного на дверях церквей или ратуши). Светский судья в своём вызове свидетелей укажет, что никто не должен считать себя подсудным, если его доказательства при доносе недостаточны. Духовный же судья обязан при этом сказать, что свидетелю не нужно приводить доказательств виновности подозреваемых, ему нужно только указать последние. Явившиеся свидетели или же обвинители дают свои показания судье в присутствии нотариуса и двух понятых. Свидетель приводится к присяге на четырех Евангелиях или на кресте. Присягающий поднимает правую руку с тремя вытянутыми и двумя согнутыми пальцами. Это – символ святой троицы и символ проклятия тела и души, если свидетель скажет неправду. После присяги судья спрашивает, откуда свидетель знает о случившемся и видел ли он сам всё это. Если он говорит, что он сам видел, что, например, подозреваемый в таком-то месте и в такое-то время произвёл грозу или дотронулся до скота, который после этого пострадал от порчи, то судья расспрашивает, кто ещё это видел. Если свидетель говорит, что сам он этого не видел, но слышал от других, то судья обязан спросить, от кого получено это сведение и в чьём присутствии. Наконец его спрашивают, не донёс ли он по злой воле или из ненависти и не скрыл ли он чего-нибудь из чувства расположения к подозреваемому. Вслед за тем ему предписывается хранить обо всём полное молчание. Опираясь на слухи, многие фанатики привлекали в качестве свидетелей обвинения даже детей, преступников и душевнобольных.
Третий вид возбуждения процесса является самым обычным и наиболее распространённым и происходит без вызова свидетелей или обвинителей. Для этого достаточно того, чтобы до инквизитора достиг упорный слух о колдовских деяниях какой-либо ведьмы.
Обычным поводом для подозрений в сговоре с дьяволом была обычная зависть, злость или страх соседей, родственников или просто людей, окружающих человека. Очень часто для начала расследований хватало одних только слухов, однако, встречались также случаи доноса на подозреваемого[7]. Надо заметить, что донос осуществлялся по принципу «если я не донесу на кого-то, то донесут на меня», т.е. по большинству своему только из страха стать подозреваемым в колдовстве. Доносительство всемерно поощрялось церковью, доносчики приравнивались к мученикам за веру, они получали отпущения грехов, денежные вознаграждения[8]. Для доказательства вины необходимо одно из трех:
1) Очевидность проступка.
2) Закономерные доказательства свидетелей.
3) Личное признание вины
Если судьи укреплялись в своих подозрениях, следовал арест. При аресте необходимо было соблюдать осторожность, дабы ведьма не сумела призвать на помощь дьявола и исчезнуть, например, после того как ведьма будет схвачена, её предписывалось непременно усадить в корзину и нести в тюрьму, считалось, что если ведьма ступит на землю, то она сможет овладеть совею силою и разметать стражей и немедленно скрыться. Также считалось, что как только лица, представляющие правосудие налагали на ведьму руку, она немедленно лишалась своей силы, предполагалось, что это было божественное произволение,[9] колдуньи не могут вредить инквизиторам и другим должностным лицам потому, что последние отправляют обязанности по общественному правосудию. При взятии ведьмы под стражу не надобно давать ей времени оставаться одной в комнате. Этим она лишается возможности принять известные колдовские снадобья, дающие ей возможность молчать и не сознаваться, несмотря на пытки[10]. Не мешает при этом произвести самый тщательный обыск в том доме, где живет обвиняемая. Если она – известная ведьма, то у нее, без сомнения, найдутся многие орудия колдовства, в случае захвата ее врасплох. Если у нее имеется служанка или есть подруги, то и их полезно подвергнуть лишению свободы даже в случае отсутствия доноса на них. Арест повергал обвиняемого в настоящий ужас, так как тюрьмы в те времена представляли собой ужасное зрелище, особенно тяжело приходилось женщинам: они были абсолютно беспомощны перед домогательствами своих надзирателей и нередко подвергались насилию. Большинство судей сознательно пользовались этим тюремным террором, чтобы еще до начала процесса сломить волю обвиняемых и лишить их сил.