Смекни!
smekni.com

План: I. Введение: становление абсолютизма объединение французских земель под властью королевского домена Кризис абсолютизма в период религиозных войн (стр. 2 из 22)

Также происходит в это время усиление реформационного движения во Франции. Франциск I сперва относился довольно терпимо к распространению во Франции учения протестантов. Это объяснялось отчасти политическими соображениями, ведь в своей борьбе с Карлом V он опирался на протестантских князей Германии. Но со временем отношение к протестантизму стало меняться по мере того, как в нем стали усматривать угрозу для королевского абсолютизма. Протестантство начало приобретать все более боевой характер, в нем стали находить отражение своим идеям наиболее передовые слои буржуазии. Королевская власть перешла к преследованию новой религии. При Генрихе II была создана палата для борьбы с ересью – "огненная палата", названная так потому, что она выносила приговоры о сожжении на костре. Гугеноты преследовались не только как носители новой религии, но и как политические враги, ведь это была явная форма протеста против роста королевского абсолютизма. Недовольство королевской властью также наблюдалось в кругах мелкого дворянства, крестьян и ремесленников. К тому же крупные феодалы начала мечтать о восстановлении своей прежней власти. Они имели перед собой очень заразительный пример в виде германских княжеств.

В результате всех вышеперечисленных причин после смерти Генриха II начинается длительный период кризиса королевской власти, который получил название религиозных войн. Религиозные войны в основном шли под флагом феодальной реакции, раздробления Франции на ряд самостоятельных единиц. Протестантское течение в виде гугенотства явилось своего рода знаменем.

После смерти Генриха II на престол взошли один за другим три его сына. Все они представляли собой в сущности неспособных дегенератов. Они были последние из династии Валуа, которая прекратила свое существование со смертью последнего сына Генриха II Генриха III. Преемником Генриха II был Франциск II, который вступил на престол в 15 лет и был слабоумным. Он царствовал очень недолго, меньше года. При нем власть находилась фактически в руках феодального рода герцогов Гизов. Любая из боровшихся тогда партий, находясь у власти, была монархической, а как только ее оттесняла другая партия, она тотчас же переходила в оппозицию. Гизы стояли во главе католической партии, преследовали гугенотов, вождем которых был король Наваррский из династии Бурбонов. Франциску II наследовал его брат Карл IX (1560–1574), который взошел на престол в 10 лет и тоже особой силой ума не отличался и в еще меньшей степени отличался силой характера. Правление его было в руках его матери, Екатерины Медичи, старавшейся укрепить королевскую власть. В 1560 году в результате того критического положения, в котором оказалась Франция вследствие борьбы этих двух крупных партий, были созваны после семидесятипятилетнего перерыва Генеральные Штаты, но их созыв не поправил положения. Декрет 1562 года, предоставляющий протестантам свободу вероисповедания, только усилил гугенотскую партию. Гизы и Бурбоны стояли друг против друга, готовясь к войне.

С 1562 года начался долгий период религиозных войн, которые продлятся с незначительными перерывами около 30 лет, результатом которых было разорение и ослабление Франции. В эту внутреннюю борьбу, воспользовавшись положением, вмешались многие государства Европы. Таким образом этот период можно назвать периодом кризиса абсолютизма, ведь королевская власть стала игрушкой в руках двух враждующих партий. Среди вождей гугенотской партии к концу 60–х годов выделился адмирал Колиньи. Он мечтал о мире во Франции и предлагал начать военные действия против Испании, чтобы захватить испанские Нидерланды. Ему удалось увлечь своими планами Карла IX. Предполагалось, что примирение с гугенотами будет закреплено браком между сестрой короля, Маргаритой Валуа, и королем Наваррским, Генрихом Бурбоном. Но этот план вызвал яростные интриги со стороны католиков, которым удалось склонить на свою сторону Екатерину Медичи, имевшую большое влияние на своего слабовольного сына. В результате произошли события Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 года, которые отнюдь не положили конец войне, а напротив, вызвали еще большее ожесточение. Хотя гугеноты и лишились ряда вождей, они упорно продолжали борьбу.

В 1574 году умер Карл IX и на престол взошел Генрих III, бывший перед тем королем Польши. После прекращения династии Ягеллонов его выбрали польским королем, но, узнав о смерти брата, он предпочел занять французский престол. Генрих III (1574–1589) не был тем королем, который мог бы положить конец смуте. При нем развал Франции достиг высшего предела. В это время Франция распалась на ряд почти самостоятельных владений. Католические и гугенотские вожди заключали между собой договоры, делили Францию на самостоятельные территории. На юго-западе Франции мы видим своего рода гугенотскую республику, почти совершенно самостоятельное государство. Это не была сплошная территория, но ряд городов и сельских районов, объединенных между собой единой администрацией, особым судом, особой господствующей здесь религией и собственным войском. В противовес этой гугенотской республике католическая партия Священную католическую лигу, – особую политическую организацию, которая тоже являлась самостоятельным правительством в захваченных областях. Париж вел свою собственную политику и являлся в некотором роде самостоятельной политической единицей. Во главе города стоял выборный комитет 16–ти. Четвертым правительством являлось королевское. Таким образом Франция распалась на своего рода 4 государства, которые к тому же не имели определенных границ, и внутри которых также не было единства. Ко всему прочему надо прибавить политику иностранных держав субсидировали воюющие стороны и содействовали дальнейшему политическому развалу Франции. Попытки королевской власти ввести в стране единовластие лишь обостряли положение; в частности попытка Генриха III в мае 1588 года покончить с самостоятельностью Парижа привела к восстанию парижан, подстрекаемых вождями Католической лиги, Гизами. Решив, что от них нужно избавиться, Генрих заманил обоих братьев Гизов якобы для переговоров и предательски убил их с помощью своих сторонников. Это убийство не дало королю ничего, кроме нового взрыва вражды со стороны католической части Франции. Имея против себя враждебные Париж и Католическую лигу, Герних III вынужден был пойти на соглашение с гугенотами и Генрихом Наваррским. Их войска соединились для совместных действий против Лиги и Парижа и двинулись на столицу. Но накануне штурма города Генрих III был убит монахом Жаком Клеманом, подосланным католической Лигой (1589).

ФРАНЦУЗСКАЯ ДЕРЕВНЯ, БУРЖУАЗИЯ И ДВОРЯНСТВО НА РУБЕЖЕ XVI–XVII В.В.

Далее прежде чем речь пойдет о французском абсолютизме XVII века, нужно иметь ввиду некоторые особенности французской деревни и буржуазии и дворянства. Во французской деревни в XVI–XVII веках не наблюдается капиталистического перерождения, деревня остается феодальной. Дворянство хоть и представляла собой замкнутое сословие, тем не менее начиная с XVI века наблюдаются частные случаи получения дворянства буржуазией, разумеется, путем покупки его. Поскольку в области сельского хозяйства продолжали господствовать феодальные порядки, были слабо развиты торгово‑денежные отношения, то буржуазия, приобретая дворянство, сама феодализировалась и одворянивалась. Таким образом во Франции проникновение буржуазии в среду дворянства не создало типа нового дворянства.

Прежде всего мы видим во Франции развитие бюрократической монархии, которая не имела никакого дела с Генеральными штатами, и подавлением любого местного самоуправления. Королевская власть обычно продавала бюрократические места пожизненно, это делалось с целью пополнить казну. В результате этого чиновничество, бюрократия стало как бы особым сословием, независимым от монархии. Во Франции королевская власть ставила во главе управления в городах королевских чиновников, а в провинциях губернаторов. Это привело к образованию своеобразной знати – noblesse de robe – так называемого дворянства мантии, в отличие от дворянства шпаги noblesse d'épée. Это дворянство мантии рекрутировалось из буржуазии. Раздача крупных постов на королевской службе также служила для подкупа феодалов, еще не утративших своей власти, чтобы привлечь их на сторону короля, превратить непокорного, опасного феодала в королевского слугу. Был еще один метод подчинения дворянства абсолютизму – развитие придворной жизни. Придворная роскошь, пышность французского двора преследовали определенные политические цели. Она должна была служить приманкой для дворян, которые, порвав связи с родовыми имениями, превращались в придворных лакеев. Иначе трудно назвать ту придворную службу, которую они несли и которая заключалась в присутствии на парадных выходах короля, в сопровождении его во всяких церемониях. Эта система приносила свои плоды. Значительная часть дворянства так или иначе привлекалась ко двору, служба при котором являлась источником всякого рода милостей. Вертеться на глазах короля для дворянина становилось выгодным. Значительная часть тех средств, которые расходовались по бюджету того времени, это – расходы на содержание двора.

ПОЛИТИКА ГЕНРИХА IV

Чтобы изучить эпоху Людовика XIII и Людовика XIV – эпоху развития и высшего могущества абсолютизма, необходимо более подробно остановиться на политике Генриха IV. Ведь именно во время его правления обозначились основные черты будущей эпохи.