Смекни!
smekni.com

«Карикатура и реклама: поиск взаимосвязей» (стр. 3 из 8)

Основной проблемой для советского общества, скрытого от мира идеологическим ореолом, было показать, что «капитализм глуп и смешон» со своими жалкими попытками переплюнуть великий и нерушимый Советский Союз.

Благодаря карикатурному воздействию образ мира, в первую очередь западной его части, для значительной доли советского общества приобретал явно выраженные карикатурные, гротескные черты. Конечно, это в полной мере осознавалось и использовалось теми, кто занимался формированием у советских людей соответствующей картины мира

«В этой борьбе смехом мы имеем право изображать врага карикатурно. Ведь никто не удивляется, когда Ефимов или кто-нибудь другой из карикатуристов ставит Макдональда в самые неожиданные положения, в которых тот в действительности никогда не был. Мы очень хорошо знаем, что это большая правда, чем лучшая фотография Макдональда, потому что этим искусственным положением, неправдоподобным положением карикатура выясняет внутреннюю правду ярче и острее, чем какой бы то ни было другой прием», — говорил А.В. Луначарский. [10]

Оставляя в стороне многие нюансы, карикатура формирует упрощенную картину реальности, в свою очередь, опираясь при этом на уже существующие стереотипы, что во многом упрощает понимание и переносит нужную проблематику на более привычную почву. Для этого советскими редакторами постепенно вырабатывались некие маячки, благодаря которым на любом изображении зарубежного «диктатора» даже самый простой и недалёкий человек мог узнать того или иного персонажа (подбородок Муссолини, монокль Остина Чемберлена, конфедератка и усы Пилсудского, пилотка с кисточкой и характерный профиль Франко).

PR- аналитики подчёркивают, что основной проблематикой карикатурного творчества во многом стали внешние проблемы: враги, капиталисты и т.д. О внутренних же проблемах говорить в таких изданиях было запрещено, а если пытались, то их не печатали, и «хоронили» в камерном кругу любителей.

Сатира в этот период становится частью государственной машины и пользуется её немалой поддержкой, в том числе финансовой. Но это происходило в случае безропотной поддержки, если же появлялись оппозиционные нотки, то издание безжалостно прикрывали.

Более или менее стабильными оказались (среди столичных) московские журналы «Смехач» (1924—1928) и сменивший его «Чудак» (1928—1930), ленинградские — «Бегемот» (1924—1928), «Пушка» (1926—1929) и «Ревизор» (1929—1930. В Ленинграде с 1930 г. сатирических журналов практически не издавалось; было два или три журнала в республиках, на языках титульных наций, сохранившихся до войны. Особняком стоят специализированные журналы «Лапоть» (1924—1933), предназначенный для крестьян, и «Безбожник» (1923—1941). Политические карикатуры регулярно печатались также в «Правде», «Известиях», «Труде» (в последней газете в основном с 1939 г.), выходили в виде альбомов.

Наиболее же известным и долгожителем, конечно, является журнал «Крокодил». Он просуществовал с 1922 по 2000 и издавался с периодичностью 3 раза в месяц.

В преддверии второй Мировой войны и послевоенный период ведущим политическими карикатуристами-обозревателями считались Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов (работавшие совместно и получившие название "Кукрыниксы") а также Бродэти, Елисеев и Ганф.

Наиболее популярными так и остались внешнеполитические темы, на передний план выходит тематика распространения фашизма и итальяно-германские отношения. Фамилии главных поработителей Европы знала теперь вся Россия - Гитлер и Муссолини.

Это выглядело приблизительно так:

… тевтон Гитлер и римлянин Муссолини «на потребу богу войны» куют ось для колесницы Марса. На другой — проект статуи германо-итальянской дружбы, изображающей Гитлера в роли всадника, а Муссолини, соответственно, лошади. И наконец, оба союзника изображены голодными волками на европейской дороге (Муссолини, впрочем, опять не повезло — ему, по аналогии с античной легендой, досталась роль волчицы, хотя и капитолийской) …

Вот так государство готовило советский народ к возможности войны и формировало у людей определённые стереотипы.

В период же Великой Отечественной Войны был разработан специальный «план военной пропаганды», согласно которому художники-карикатуристы помимо карикатур на врага, имеющих целью повышение боевого духа внутри армии, должны были бороться с врагом, по-своему, на литературном фронте. Один из известнейших карикатуристов военного периода – Борис Ефимов создал тогда знаменитый картун «Гитлер – ариец?»

"Истинный ариец должен быть блондином, как Гитлер, стройным, как Геринг, красивым, как Геббельс",

…за которую гитлеровцы публично пообещали Борису Ефимову после взятия Москвы повесить его на площади, рядом с, как они выразились, "жидовско-большевистским комиссаром".


Ваши карикатуры не только смешат, но усиливают ненависть и презрение к гитлеровским извергам, рисуйте их чертей ещё смешливее, а мы будем веселее нажимать на спусковой крючок, сильнее драться и приближать день, когда мы увидим на немецкой ёлке повешенными главарей гитлеровского рейха.

Дукельский Илья. Полевая почта

Если говорить о времени более близком к сегодняшнему дню, то в России серебряный век отечественной карикатуры начался во время президентства Горбачёва и Ельцина. Цензура, бесспорно, процветала, но сатирики (так называли в ту пору у карикатуристов) говорили в основном общими фразами без конкретики и их власти не притесняли. Если говорить о карикатуре на попечении властных структур, то мы вспомним государственного карикатуриста Михаила Златковского. Его история крайне проста. Во время пребывания Михаила Горбачева в Париже на презентации его проекта « социализма с человеческим лицом» многие журналисты, избалованные европейским либерализмом, высказали сомнение по поводу отсутствия цензуры в СССР. А это, как мы все теперь знаем, формальный признак, необходимый для признания на зарубежном уровне. Один из самых смелых высказал предположение о неправдивости лидера ввиду отсутствия карикатур в советских изданиях. А для Запада это и есть показатель свободы слова и мысли. В экстренном порядке были найдены профессиональные художники и по всей европейской прессе разослали карикатуры на любимого президента

Я нарисовал Горбачева, который через бедро бросает борцовским приемом огромного медведя, вооруженного до зубов, одетого в советскую маршальскую форму. Это означало противостояние Михаила Сергеевича военщине.[11]

На подобном примере мы можем увидеть, что карикатура в рекламе, служит не только для создания негативного образа, но и для белого пиар - продвижения, создания иллюзии чего-то.

…для Запада он был олицетворением всего нового, прекрасного, светлого, что только может быть в постсоветской стране…

После этого Горбачев стал мягче относится к сатирикам, а его знаменитая кампания в поддержку Сухого закона вошла в историю. Конечно, в результате из этой затеи властных структур ничего не вышло, но агитпром действовал оригинально.

Преемник Горбачева, Борис Николаевич Ельцин также терпимо относился к карикатурным проискам оппонентов. Его пиар-команда дала понять немолодому политику, что мир движется вперёд, и даже подобный пиар теперь только пойдёт ему на пользу.

Период его власти на Западе ностальгически вспоминают как золотое время демократии и свободы прессы, хотя многие недостатки частенько затушёвывались. В действительности местные и федеральные СМИ широко использовались для обслуживания интересов бизнеса и олигархов, а в 1996 году пресса и ТВ согласились играть по кремлевским правилам, чтобы добиться переизбрания Ельцина и отразить коммунистическую угрозу. И все же нельзя отрицать, что в 1990-е годы у сатиры и юмора было намного больше возможностей.

"Сатирикам следовало бы поставить памятник Ельцину, – говорит Златковский. – Конечно, в те времена было много дурного, но по сравнению с сегодняшним днем это был золотой век".

Причины же популярности назвать несложно. Карикатура - это творчества народа, и создано оно для блага народа, и народ её любит. Вот такой стереотип.

II глава.

2.1 Карикатура сегодня. Нужна ли она народу?

Вполне естественно и не является большим откровением, что представления населения о партиях и кандидатах формируются, главным образом, через информацию и оценки событий, получаемые из СМИ и тиражируемые, в какой-то мере, «из уст в уста» под воздействием увиденного, услышанного и прочитанного. Таким образом, как я уже сказала, карикатура могла бы стать одним из таких средств распространения, потехи и развлечения для электората.

В России же ввиду закрытости, замкнутости и нежелании идти на прямую коммуникацию с народом властные структуры всячески пытаются задавить распространение подобных изображений. Однако адекватного законодательства для регулирования у нас не разработано и карикатура за неимением поддержки сверху, за страхом её использования снизу, постепенно чахнет. И возникает вопрос, нужна ли она вообще российскому народу?

В 2007 году на радио «Эхо Москвы» в программе Виты Рамм, Льва Гулько, Ксении Басилашвили «Культурный шок» произошёл разговор на тему: Политическая карикатура: может ли власть быть смешной? И нужна ли России карикатура? Гостями программы были художник Дмитрий Врубель и художник Михаил Златковский – политический обозреватель газеты «Новые известия». По словам Д. Врубеля, в нашей стране на протяжении советской истории публичный смех среди государственных деятелей и вообще политиков неофициально считался чем-то неприличным. Люди в Думе занимаются серьёзными делами, «державу строят», а не «в куколки играют». Патриархальная культура, которую с молоком матери впитал каждый россиянин, предполагает животный страх перед вышестоящими властями, и даже если талантливая карикатура появляется, её всячески пытаются удалить из печати. Это делают не непосредственно доверенные лица кандидата, а редакторы, которые боятся последствий. Именно поэтому карикатуры на президентских и думских выборах бывает крайне мало, потому что редакции попросту не пропускают.