Уоллис Бадж считает, что верования содержащиеся в" Книге
мертвых" были переняты задолго до династического периода у за-
воевателей, пришедших из Азии. Сначала завоеватели переняли
какие-то общие традиции местных, а затем изменили их в соот-
ветствии со своими представлениями.
Согласно данным раскопок существует два вида захоронений.
При первом - тела разрубались, руки и ноги складывались вмес-
те, голову отрубали. При втором виде захоронений тела не раз-
рубали, клали на левый бок головой на юг. Позже умерших стали
сжигать. Оба вида захоронений осуществлялись отдельно.
Бадж выдвигает гипотезу, что существовали два народа (или
слоя). Но и у того и у другого можно заметить вполне сформиро-
вавшиеся представления о жизни после смерти. Мумификация сог-
ласно исследованиям доктора Фуке производилась на самом низ-
ком уровне.
В могилах додинастического периода нет никаких надписей,
скорее жрец местной общины читал какую-нибудь формулу, спе-
циально для этих случаев. Поэтому многие заклинания Гелиопо-
лисской версии (IV и V династии) уходят корнями в древнейшую
додинастическую эпоху. В основном они направлены на то, чтобы
оградить мертвого от змей, скорпионов и других рептилий. При-
чем они записаны в 3 000 г. до н.э. с большим количеством оши-
бок, это показывает, что писцы не понимали что переписывают.
Возможно это относится к далекому прошлому, когда северный
Нил имел леса, как на юге и кишел земноводными.
Позже в могилах стали появляться каменные вазы и бронзовое
оружие, взамен кремневого. Вероятно металл был взят у завое-
ваетелей, пришедших с востока (семитов, что потверждается
грамматикой надписей того времени, или шумеров). Они смеша-
лись с местным населением. Наряду с металлом они принесли свои
обряды и литературу. Это оказало влияние на вид погребений,
теперь могила представляет из себя грубое сооружение из кирпи-
ча на склонах холмов.
Тела усопших не разрубались и на смену шкурам и циновкам
пришли слои специальной материи, тщательно обматываемой вок-
руг тела; мертвых стали класть в саркофаги. Подношения стали
делать в глинянной посуде, сделанной на гончарном круге.Появи-
лись новые виды оружия в гробницах.
Установить хронорамки этого периода не удалось, из - за нез-
нания его длительности.
Местное население отказалось от разрубания и сжигания (ошпа-
ривания) тел. Иммигранты убедили аборигенов, в том что тело
можно защитить с помощью магических имен, слов обрядов. Но на-
ряду с наличием в Книге мертвых высоконравственных и высокоду-
ховных верований существуют и полудикие идеи и понятия северо
- африканского происхождения.
Таким образом можно предположить, что Книга мертвых ис-
пользовалась до первой династии.
Сначала количество молитв, гимнов было небольшим, потом их
стало больше, их стали записывать, иногда субъективно, в зави-
симости от мнения писца.
Согласно папирусу Ну в котором приводится в двух версиях 64
главы, самая первая Книга мертвых появилась во времена I ди-
настии - первая версия, и более длинная версия появилась во
времена IV династии.
Первая версия найдена в фундаменте усыпальницы Хенну во вре-
мена Семити (или Хесепти), а вторая в городе Кхеменну (Гермо-
полис, город Тота) на железной плите, привезенной с юга, кото-
рая была инкрустирована буквами из настоящего лазурита во вре-
мена правления Менкаура (IV династия).
В эпоху V и VI династии происходит огромный скачок в разви-
тии похоронных обрядов. Унас, Тета, Пепи I покрывали огромные
площади внутренних комнат, коридоров и прочих помещений своих
гробниц - пирамид, избранными текстами из самой ранней дошед-
шей до нас версии Книги мертвых.
В нашем распоряжении 5 подборок текстов из этой версии кото-
рая отражает представления жрецов школы Анну или Гелиополиса,
поэтому получила название Гелиополисской версии.
До XVIII династии новых версий создано не было. В Фивах най-
дено огромное количество папирусов с текстами Книги мертвых.
Так как там процветал культ Амона Ра, то и влияние на тексты
он оказал значительное. Поэтому название этой версии дали в
честь Фив - Фивская версия. Она была популярна вплоть до XXII
династии включительно. В этой версии получает широкое распрос-
транение изображение ярких и красочных виньеток. Писцы совер-
шенно не ограничены в перемещении глав и рисунков. Папирусы в
этой версии имеют размеры : длиною от 15 до 90 футов, ширина
от 12 до 18 дюймов.
С XXII до XXVI династии - период потрясений, жречество не
смогло удержаться у власти, народ потерял к нему доверие. В
некоторый момент переписка Книги мертвых была полностью прек-
ращена.
Во времена XXVI династии храмы восстанавливаются, тексты пы-
таются систематизировать и дополнить ( часто иностранными сло-
вами). В гробницы и саркофаги стали класть только самые необ-
ходимые тексты, пропуская хвалебные гимны и обращения к богам.
В греко - римский период большую популярность получает "
Книга дыхания", выражая суть всех представлений и верований
людей относительно бессмертия и счастья души усопшего и его
мертвого тела, с этой точки зрения она не содержит ни одного
лишнего слова.
В римскую эпоху в могилы клали небольшие свитки с восхвале-
нием благодеяний усопшего.
В первые века христианской эры знания о древних версиях
Книги мертвых продолжали существовать, поскольку в гробе II
века н.э. найдены копии текстов из пирамид в Саккаре.
Итак существовало 3 версии :
1. Гелиополисская версия: а) использовалась во времена V и
VI династии и была найдена в виде иероглифических текстов, на-
чертанных на стенах внутри помещений пирамид в Саккаре; б)пи-
салась упрощенными иероглифами на саркофагах XI и XII династий.
2. Фивская версия: а) писалась иероглифами на папирусах и
саркофагах в период с XVIII по XXII династии; б) писалась ие-
ратическими символами на папирусах XXI и XXII династий.
3. Саитская (Саисская) версия : писалась на папирусах, сар-
кофагах и т.д., иероглифичекими, иератическими и демотически-
ми символами во времена XXVI и последующих династий. Именно
эта версия была наиболее распространенным вариантом Книги мер-
твых в эпоху Птолемеев и может считаться ее последней версией.
В греко - римский и римский периоды в захоронения клали от-
рывок из последней версии, написанный на крошечном кусочке па-
пируса.
С первой до последней копии Книги мертвых в ней не упоми-
нается ни одного имени автора или редактора какой бы то ни бы-
ло части, за исключением царей Семти, Менкаура и Херута-тафа,
сына Кхуфу.
Некоторые главы могут отнести отпечаток культа города в ко-
тором переписаны. Вообще - то считалось,что Книга мертвых на-
писана богом Тотом - помощником Осириса.
Копии Книги мертвых и работы схожего содержания клались ли-
бо в саркофаг умершего, либо в какое-то место главного зала,
гробницы или комнаты мумии в специально вырубленной нише.
В саркофаг клали произвольно, но чаще его помещали между ног
усопшего чуть выше лодыжек или в районе верхней части бедер
еще до пеленания мумии. В эпоху XXI династии стали вкладывать
в пустотелые деревянные фигурки бога Озириса, оставлявшиеся в
гробнице.
Позднее, когда папирусы стали меньше их стали вкладывать в
ниши постаментов этих фигурок. Постепенно эти фигурки стали
олицетворять кроме Озириса и триединого бога Птаха - Секера -
Азара, бога воскресения, соотвествующие изменения вносились и
в тексты.
_ Содержание Книги Мертвых
В данной работе не преследуется цель досконально осветить
все разделы Книги Мертвых, автор считает необходимым выделить
только самое главное из этого источника. Под самым главным
подразумевается сцена Суда, ибо Суд в Дуате был тем испыта-
нием за которым следовало либо наказание, либо награда за пра-
ведную жизнь в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными.
Глава с изображением процедуры Суда шла обычно после двух
первых гимнов и предваряла "Главы о Восхождении к Свету". Она
обязательно сопровождалась виньеткой с изображением Осири-
са, наблюдающего за процедурой взвешивания сердца и большого
сборища богов, которых убеждал в своей праведной жизни умерший.
Хотя виньетки с Судом из разных источников различаются в дета-
лях, общее направление заметно во всех:"Только сердце решит
все!"
Египтяне считали, что зал Суда это вся ширь Небес, и на Су-
де обязательно присутствовало три Совета богов, ведущее поло-
жение в иерархии погребального совета занимал Осирис как его
глава, а в последствии он стал единоличным судьей усопших.
Суд над каждым усопшим в отдельности проходил сразу же пос-
ле его смерти. Вступив в зал умерший заявлял, что не совершал
грехи, отрицания которых он подробно перечислял. Согласно его
признанию, он:
1. не творил зла ;
2. не грабил ближнего своего;
3. не относился жестоко [ни к одному человеку];
4. не занимался воровством;
5. не убивал ни мужчин, ни женщин;
6. не не убавлял веса от бушеля;
7. не не пользовался обманом;
8. не похищал того, что принадлежит богу;
9. не произносил лжи;
10. не крал чужую пищу;
11. не произносил дурных слов;
12. не нападал со злым умыслом ни на одного человека;
13. не убивал животных,[принадлежащих богу];
14. в делах своих не пользовался обманом;
15. не оставлял в запустении вспаханную землю;
16. никогда не вмешивался в чужие дела [и не причинял никому
страданий];
17. не говорил дурного [ни про одного человека];
18. никому не позволял гневаться на себя без повода;
19. ни разу не обесчестил жены ближнего своего;
20. ни разу не согрешил против чистоты;