Смекни!
smekni.com

"Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян" (стр. 3 из 6)

21. никогда не порождал страх [в других людях];

22. не нарушал [священных сроков и времен];

23. не был вспыльчивым человеком;

24. никогда не оставался глух к словам правды и истины;

25. никогда не становился причиной раздоров;

26. [никого] ни разу не заставил пролить слезы;

27. не совершал греховных поступков;

28. не съедал сердца своего (т.е не выходил из себя и не впа-

дал в гнев);

29. не оскорбил [других людей] и не относился к ним жестоко;

30. в деяниях своих не прибегал к насилию;

31. не принимал необдуманных решений;

32. не пытался отомстить богу;

34. никогда не болтал сверх меры;

35. не поносил и не оскорблял [царя];

36. не осквернял воду;

37. не произносил заносчивых речей;

38. не богохульствовал и не поносил бога своего;

39. никогда не вел себя дерзко;

40. никогда не сравнивал себя с другими;

41. не умножал богатства своего нечестными путями и брал

только то, что [по праву] принадлежало мне;

42. не порицал в мыслях своих бога своего города.

Это признание относится к записям, сделанным при XVIII ди-

настии и показывает нравы того времени.

Количество богов тоже, как и признаний в праведности было

сорок два. Иногда усопший каждое из своих оправданий говорил

определенному богу из совета, как бы ответственному за провер-

ку этого вида оправданий.

В конце главы успешно прошедшему испытание давали возмож-

ность помочь своим родственникам и сохранить в мире живых дол-

гую память о себе, если он нарисует на плитке чистой земли

сцену Суда.

Тех кто не прошел испытание бросали в пасть Аммат - чудови-

щу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пас-

тью крокодила.

Но даже успешно прошедшему испытание грозила опасность быть

убитым, так как в Дуате периодически происходили "чистки". На

этот случай мертвого снабжали амулетами и заклинаниями.

Следует, также отметить, что львиную долю текстов занимают

многочисленнные имена богов, предметов и животных с заклина-

ниями для их подчинения умершему и отождествления с ним. Су-

ществовали даже заклинания, чтобы пищу на ладье доставляли

умершему боги.

_ Значение Книги Мертвых

Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось огромным,

для знания текстов необходимо было умение читать, а тексты,

хотя бы маленькую часть должен был знать каждый. Некоторые

главы вместо текста содержат только потрясающие своей красо-

той виньетки, это указывает на то, с какой убежденностью об-

щество верило в загробную жизнь, и для захоронения использова-

лись самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта.

§3. "Души" человека

Одной из важнейших составных частей представлений о загроб-

ной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, о

чем уже упоминалось ранее, эта вера зафиксирована многократно

зафиксирована в текстах и рисунках.

Автор попытался максимально полно привести в этой работе ин-

формацию об этом элементе верований, связанном не только с ре-

лигией, но и магией.

Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ (

душа не точное, но единственное определение). Причем каждая из

этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию,

поэтому о каждой " душе" заботились,что отражалось в погре-

бальном обряде.

Краткая характеристика каждой "души":

1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую абстрактную ин-

дивидуальность или личность, обладающую внешностью и качества-

ми человека,которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в

гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из

нее; Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и

жить в любой его оболочке.

Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому

египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений.

Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и

поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопусти-

мым грехом для семьи умершего.

2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым ( в котором)

она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда в неко-

торых текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осири-

сом на небесах. Ба приписывали способность свободно перехо-

дить из материальной формы в духовную и обратно.

3) Аб - сердце, было тесно связано с душой и считалось ис-

точником как животной жизни, так и добра и зла в человеке.

Сохранению сердца человека придавалось огромное значение,ведь

во время Суда это единственная часть тела, которая подвергает-

ся специальной проверке; здесь, однако сердце рассматривается

как центр духовной жизни человека и его мышления, а также ор-

ган, в котором проявляются его пороки и добродетели и оно оли-

цетворяло все, что для нас сегодня слово " совесть".

4) Кхаибит (Шуит) - тень, была тесно связана с Ба и счита-

лась неотьемлимой частью человека. Подобно Ка питалось подно-

шениями и передвигалась где ей вздумается.

5) Кху - душа духа, часто упоминается вместе с Ба; по - ви-

димому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той са-

мой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоя-

тельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека.

6) Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной энергии

человека, Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах

упоминается вместе с душой и духом.

7) Рен - имя, ради сохранения которого египтяне принимали

чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали что без

имени человек и его душа исчезают.

8) Саху - духовное тело, которое служило обиталищем души.

Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ри-

туалов исполняемых у могилы или в каком либо другом месте,

должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое

дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению.

Все ментальные и духовные атрибуты физического тела объеди-

нялись в нем в новые силы совершенно иного рода.

Все верования относительно этих частей духовного и мате-

риального тел появились не одновременно, т.к. даже египтяне

иногда не понимали назначений некоторых из " душ " ( судя по

противоречиям в текстах), что говорит об их древнем происхож-

дении.

Из приведенного в этом параграфе материала вытекает вывод о

вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в то

же время общается с богами. Следовательно живые могут благоп-

риятно повлиять на мнение богов о себе через души своих род-

ственников, вознося им жертвы.

Это обуславливало столь трепетное отношение к "душам" и име-

ни умершего.

В данной главе автор рассмотрел духовную сторону представле-

ний египтян о загробном существовании. Теперь же необходимо

ознакомиться с материальными достижениями, направленными на

счастливое существование египтянина в жизни после смерти.

II Глава. Смерть и погребение.

§1. Смерть и обряд погребения.

Забота о сохранении тела и души.

Египтянина покинул Ба. Человек умер. Через 70 дней его из

бальзамировочной мастерской перенесут в вечное жилище. Он уда-

лится в Дуат и станет Осирисом ( до XVII - XVI вв. до н.э.

только фараонов отождествляли с Осирисом, лишь позже любого

египтянина). Но это будет через 70 дней, т.к. Исида, Нефтида и

Анубис столько времени собирали части тела Осириса.

Древние египтяне видя появление Сириуса через 70 дней после

его захода отождествляли со " слезой Исиды".

Пока что родственники облачались в траурные одежды и оплаки-

вали его. Сын умершего " становился" Гором, а жена и сестра -

Исидой и Нефтидой.

После оплакивания мертвое тело на погребальной ладье перево-

зили на западный берег Нила в Дом Золота - мастерскую бальза-

мировщиков.

Бальзамировщиков было пятеро: Анубис - жрец в маске шака-

ла, ему помогали Хапи, имеющий голову павиана, Дуамутеф -

имеющий голову шакала, Кебехсенуф с головой сокола и Имсет с

человеческой головой.

Сперва они омывали тело нильской водой, при этом оно стано-

вилось Саху - священной частью необходимой для дальнейшего

воскресения. Затем парасхит (наемник для вскрывания тел)

вскрывал кремневым ножом Саху и изгонялся из Дома Золота. За-

тем боги извлекали внутренности и опускали их в канопы( свя-

щенные сосуды, заполненные снадобьями и отварами). Канопы де-

лались в виде статуэток Хапи,Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета.

Закрыв канопы, боги-бальзамировщики обрабатывали тело Саху

снадобьями из трав и благовоний и туго пеленали матерчатыми

бинтами.

Родные и близкие умершего должны были бдительно проследить,

чтобы все обряды были соблюдены, иначе Ка за пренебрежение к

себе мог мстить им и их потомкам.

Бедняка клали в простой деревянный гроб, написав изнутри

имена богов, которые воскресят умершего и проводят в Дуат, а

на крышке мольба к Осирису: " О ты, Уннефер (пребывающий в

состоянии благости ),благой бог! Дай же этому человеку в твоем

Царстве тысячу хлебов, тысячу быков,тысячу кружек пива!"

Гроб богача роскошно отделывался и украшался росписями. Че-

рез 70 дней погребальная процессия, оглашая Западный берег Ни-

ла плачем и стонами, проходила к гробнице. Гробницу умерший

обычно покупал много лет назад, обустраивал и нанимал за высо-

кую плату камнетесов,писцов, скульпторов и художников, кото-

рые украшали стены рельефами и надписями, создавали статуи по-

койного и охранявших саркофаг богов, и всякую утварь - все что

понадобится в Дуате: амулеты, одежды,оружие, кресла, папирусы

со священными заклинаниями.

У входа в гробницу погребальную процессию ждали боги Дуата.

Деревянный гроб опускали на землю, и над мумией совершали пос-

ледний обряд - " отверзание уст"