Смекни!
smekni.com

Н. С. Лесков «Многое мною написанное мне действительно неприятно, но лжи там нет нигде, я всегда и везде был прям и искренен…» (стр. 6 из 10)

Автор антинигилистических романов поставил задачу выявить источник и смысл конфликта человека и общества, возникающего на основе стремления человека к свободе. Анализ идей Лескова показывает, что стремление к свободе он основывает на естественном желании человека обрести утраченный мир и покой в своей душе. В результате Лесков делает вывод о том, что причина возникновения конфликтных отношений человека с обществом состоит в нарушении гармонических отношений человека с самим собой.

Дисгармония как новая черта сознания личности второй половины XIX века, глубоко проанализированная П.И. Новгородцевым выражала идею противостояния человека обществу, что создавало неизбежность конфликта, преодоление которого может идти, согласно Лескову, двумя путями: либо открытый вызов человека обществу, борьба с ним, попытка разрушить старое с целью возведения нового; либо уход от мира, отъединение, создание своего собственного мира, независимого и свободного от законов общественного развития.

Одна из героинь - Лиза Бахарева, выбирает второй путь: вместе с единомышленниками она на свои деньги покупает дом, который будет назван Домом согласия, который является своеобразной моделью “нового мира”, такого, какой собирались построить “новые люди”. Этот мир мыслился ими справедливым, обеспечивающим равенство и свободу. Основой этого социального мира должны были стать новые экономические отношения, воплощающие принципы коммунистической теории: “неимущий считал себя вправе пожить за счет имущего, и это все не из одолжения, не из-за содействия, а по принципу, “по гражданской обязанности”.

Лесков развенчивает этот идеал: “Таким образом, на долю каждого более или менее работающего человека приходилось по крайней мере по одному человеку, ничего не работающему, но постоянно собирающемуся работать”. Нежизнеспособность этого Дома, а, значит, и подобной модели мира, проявилась в том, что очень скоро Дом из мира предполагаемого согласия превратился в свою противоположность - в Дом раздора, из которого главная героиня уходит так же, как ранее ушла из своего родного дома. Подчеркивая чистоту идеалов, духовность и высокую нравственность своих героев, писатель раскрывает суть этой социальной проблемы, показывая, что бегство от общества означает бегство от себя.

“Два внутренних мира”- это не только два разных типа отношений человека с обществом, но и наличие “двух миров в одной душе”. Бегство от себя означает таким образом неизбежный поиск себя. Принимая как положительное начало в человеке стремление к идеальному, он считает, что общество равенства и справедливости может существовать только при условии существования высоких нравственных начал в каждом человеке, то есть социальная структура цивилизации определяется специфической культурной матрицей.

Таким образом, автор предполагает, что в совершенствовании мира главную роль играет духовное и нравственное совершенствование человека, находящегося в гармоническом согласии с обществом и с самим собой.

Именно в свете этой идеи гибель героев романа имеет символическое значение: противопоставление человека обществу, конфликт с обществом или уход от него губительны в равной степени, а революционный путь неизбежно связан с разрушением социальной природы человека.

Лесков убежден в необходимости сохранения традиционных норм и устоев жизни, ценность которой в сосуществовании человека, семьи и государства. Причем сосуществование это должно быть мирным, на основах любви и идеала деятельного добра.

Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что модель поведения героев выглядит следующим образом:

конфликт с обществом уход от общества

гармоническое сосуществование человека и общества

Характеризуя взгляд Лескова на структуру общества и на взаимообусловленность отношения человека с обществом, можно выделить последовательную систему причинно-следственных связей: человек - семья - общество.

Н.С. Лесков отвергал революцию как путь общественного развития, так как социальный прогресс всецело зависит от духовно-нравственной природы человека, которую разрушением социальной формации изменить невозможно. Путь нравственно-духовного совершенствования человека - это путь праведника, принимающего жизнь такою, как она есть, живущего по законам жизни “не для себя”, а “для других”, способного любить “любовью совершенной”, то есть, такой, которая “ничего для себя не требует”, и следующего в жизни “идеалу деятельного добра”.

Революционная демократия расценила «Некуда» как пасквиль, зака­занный полицией. В советском литературоведении книга считалась реакционной и долгое время не переиздавалась. Между тем позиция писателя в идейных спорах той эпохи не имела ничего общего с доносительством и представляет немалый инте­рес и сегодня.

В «Некуда» затронут обширный круг нравствен­ных, социальных и политических вопросов, и все они связаны с распространением в России револю­ционных, коммунистических идей. Впервые в рус­ской литературе предметом изображения стал не только психологический тип нигилиста (как у Тур­генева в «Отцах и детях»), но и нигилизм как явле­ние общественной и духовной жизни страны. Пла­нам революционной ломки общества писатель про­тивопоставляет концепцию нравственной личности как основы любых социальных преобразований.

Лесков предугадал, что революционная ситуация 1859-1861 гг. действительно разрешится половинчатой реформой и широкого крестьянского движения не возникнет: крестьянская революция в России не состоялась. Именно поэтому первая "Земля и воля" 60-х годов около 1864 г. практически самоликвидировалась, а заговорщицкие кружки и конспиративные организации ишутинского типа, замкнутые в собственной среде и лишенные связи с движением "низов", были исторически обречены на неудачу и привели к таким формам архиреволюционного авантюризма, как Нечаевское дело.

Лесков предвидел эти ближайшие перспективы развития благодаря тому, что близко знал жизнь русской деревни предреформенной поры и в годы реформы. Как справедливо отмечал Горький, "он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженным не книжным, а подлинным знанием народной жизни; в частности - знанием того, что русский крестьянин вовсе не склонен ни к какому "общинному" социализму, а потому - "через купца не перескочишь", как это формулировано еще в рассказе "Овцебык", написанном незадолго до романа "Некуда». Впервые в русской литературе, философии, общественной мысли Лесков связыва­ет появление нигилистического мировоззрения с проблемой религиозного сознания. Нигилизм он рассматривает как всеобъемлющую систему взгля­дов, определяющую всю жизнь человека в целом, а не только его политическую активность.

3.2. История публикации романа

Роман был опубликован в журнале «Библиотека для чтения»(1864, №№ 1—5, 7, 8, 10-12) с эпиграфом «На тихеньких Бог нанесет, а резвенький сам набежит. Пословица», который был снят писателем во втором изда­нии, под псевдонимом «М. Стебницкий». При жизни автора переиздавался в 1865, 1867, 1879, 1887, 1889 годах.

«Роман этот,— замечал Лесков,— писан весь наскоро и печатался прямо с клочков, нередко написанных карандашом в типографии. Успех его был очень большой. Первое издание его разошлось в три месяца, и последние экземпляры его продавались по 8 и даже по 10 р. «Некуда» вина моей скромной известности и бездны самых тяжких для меня оскорблений. Противники мои писали и до сих пор готовы повторять, что роман этот сочинен по заказу III Отделения (все это видно из моих парижских писем). На самом же деле цен­зура не душила ни одной книги с таким остервенением, как «Некуда» <...>.

Роман <...> признаю честнейшим делом моей жизни, но успех его отношу не к искусству моему, а к верности понятия времени и людей «комической эпохи». Покойный Аполлон Григорьев впрочем восхищался тремя лицами: 1) игуменьей Агнией, 2) стариком Бахаревым и 3) студентом Помадой. Шелгунов и Цебрикова восхваляют до днесь Лизу, говоря, что я, «желая унизить этот тип, не унизил его и один написал «новую женщину» лучше друзей этого направле­ния». Поистине я никогда не хотел ее унижать, а писал только правду дня, и если она вышла лучше, чем у других мастеров, то ато потому, что я дал в ней место великой силе преданий и тра­диций христианской, или по крайней мере доброй семьи...».

В статьях и письмах разных лет писатель неоднократно упоминал о цензурных искажениях в тексте романа. Он писал, что «Некуда» испытало «цензурные затруднения, не имевшие себе равных и по­добных. Роман марали и вычеркивали не один цензор (Де-Роберти), но три цензора друг за другом, и наконец окончательно сокращал его Михаил Николаевич Трунов, стоявший тогда во главе цензурного учреждения в Петербурге»; что роман не только не пользовался «ни­какою поддержкою и покровительством властей, но он даже подвергал­ся сугубой строгости», притом единственный и, к сожалению, неполный экземпляр, собранный «из корректурных листов, может свидетель­ствовать, что роман «Некуда» выходил из рук четырех цензуровав­ших его чиновников совершенно искалеченным <...> Там вымары­вались не места, а целые главы, и притом часто самые важные...» .Эти слова подтверждаются пропусками в нумерации глав журнальной публикации «Некуда». В последующих изданиях Лесков, насколько известно, не пытался восстановить искаженный цензурой текст, ви­димо, не желая давать нового повода для обвинений в «подыгрыва­нии» «нетерпеливцам» (т. е. революционерам.— В. Т.) или же их про­тивникам. Между тем много лет спустя после первой публикации «Некуда» в письме от 23 декабря 1891 г. к М. А. Протопопову он писал по поводу своей рукописи: «...Вольф при втором издании так обошелся, что хотел восстановить вымарки, но вместо, того поте­рял или, может быть, даже скрыл от меня мой единственный экзем­пляр, собранный из корректурных полос».