птурные изображения голов: "Воин-Орел", "Голова мертвого", "Пе-
чальный индеец". Особенно выразительны небольшие каменные или ке-
рамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На ряде
архитектурных памятников сохранились остатки стенных росписей с
изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски вы-
полняли украшения из перьев, полихромную керамику, мозаику из
камня и раковин, вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.
Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена в результа-
те испанского завоевания 1519-21 г.г.
2. ПИСЬМЕННОСТЬ АЦТЕКОВ.
Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым
пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма
служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы.
Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они
могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустро-
федон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий
пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности: знаки для
передачи фонетического облика слова, для чего использовался так
называемый ребусный метод (например,для написания имени Itzcoatl
изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифи-
ческого характера, передающие определенные понятия; собственно
фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К
моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ац-
текской письменности, все эти системы существовали параллельно,
их употребление не было упорядочено.
3. ЦАРСТВО АЦТЕКОВ.
Государственное образование ацтеков в Мексике в 14 - начале
16 вв с центром в г.Теночтитлан (современный Мехико) до 1348 на-
ходилось в зависимости от правителей г.Кулуакан в 1348-1427 г.г.
- от "тиранов" г. Ацкапоцалько. В конце 20-х годов 15 века прави-
тель ацтеков Ицкоатль возглавил "союз трех городов" - Теночтитла-
на, Тескоко, Тлакопана(Такуба) и нанес поражение правителям Ацко-
поцалько. В результате завоевательных войн, которые вели Ицкоатль
и его преемники (Моктесума I Гневный, правил в Ауицотль 1440-1469
г.г.; Ашаякатль 1469-1486 г.г.; Ауицотль 1486-1503 г.г. ), в
состав Ацтекского царства вошла не только долина реки Мехико, но
и вся Центральная Мексика. Наивысшего расцвета Ацтекское царство
достигло при Моктесуме II (1503-1519 г.г. ). В 15 -нач.16 вв. бы-
ло значительно развито рабство. Главный правитель Ацтекского
царства (тлакатекутли) формально являлся выборным вождем, факти-
чески же его власть была наследственной. Формирование основных
классов общества не было завершено (положение члена общества оп-
ределялось его принадлежностью не только к классу, но и к касте,
которых в Ацтекском царстве насчитывалось свыше 10). К 1521 году
Ацтекское царство было завоевано испанцами.
4. АЦТЕКСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Камень Солнца (Piedra del Sol). "Ацтекский календарь", памят-
ник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый
диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обознача-
ющими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога
Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное
воплощение представления ацтеков о времени. Камень Солнца найден
в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее антропологии
(рис 3).
Ацтекский календарь (calendario azteca) - система лето-
исчисления у ацтеков, имел черты,сходные с календарем майя. Осно-
ву ацтекского календаря составлял 52-летний цикл - сочетание
260-дневной ритуальной последовательности (так называемого свя-
щенного периода или тональпоуалли), состоявшей из комбинации не-
дельного (13 дней) и месячного (20 дней,обозначались иероглифами
и числами) циклов, с солнечным или 365-дневным годом (18-20-днев-
ных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней). Ацтекский ка-
лендарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя,
дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам.
Большое ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершаю-
щийся по истечении 52-летних циклов.
5. ЯЗЫК АЦТЕКОВ.
Язык науатль (nahuatl) входит в семью макронауа юто-ац-
текской ветви таньо-ацтекской филии.Существуют и другие классифи-
кации (например, американский ученый Н.Мак-Куаун включает язык
ацтеков в коранскую подгруппу юто-ацтекской ветви).Распространен
в Мексике (предположительно с 6 века), число говорящих около 1,3
млн на 1977 год. С 14 века известна письменность, с 16 века - на
основе латинской графики.
В грамматической структуре ацтекского языка отмечаются черты
агглютинации и умеренного полисинтетизма. Формы словоизменения и
словообразования образуются : путем присоединения аффиксов, глав-
ным образом суффиксов, к неизменяемому корню, например: icxatl -
"овца", icxacame - "овцы" (tl - суффикс немаркированной формы су-
ществительного); редупликацией (удвоением) начального слога кор-
ня: teotl - "бог", teteotl - "боги"; позиционно:tepostli - "желе-
зо",mecatl - "цепь", teposmecatl - "железная цепь"; объединением
целых слов в едином словокомплексе: totolin - "курица",tell- "ка-
мень", axcalli- "хлеб", totoltetl- " яйцо", totoltetlaxcalli-
"яичница" (буквально курица-камень-хлеб). Для выражения прост-
ранственных и временных отношений широко используются послеслоги.
Фонологическая система ацтекского языка обнаруживает черты
так называемого тихоокеанского типа: вокализм развит относительно
слабо (i:e:a:o),для консонантизма характерно противопоставление
нелабиализованных - лабиализированных задних (k:k ), наличие афф-
рикат (c,c,te) и гортанной смычки (?). В ацтекском языке самая
богатая в юто-ацтекской семье серия взрывных согласных. Современ-
ный ацтекский язык испытал большое влияние испанского языка, осо-
бенно в лексике. Ацтекский язык используется в начальной школе,на
нем издаются учебники, специальная литература для чтения (хресто-
матии, сборники фольклора и др).
6.Р Е З Ю М Е
В заключении проделанной работы по изучению народа ацтеков
хотелось бы дать оценку раскрытого материала и показать сохраняю-
щуюся актуальность данной темы. Изучая ацтеков и их культуру,
становится понятным и видимым богатство их традиций и монолит-
ность накопленного ими опыта за период своего существования.
И все-таки стоит глубоко задуматься над тем,кто такие ацте-
ки ? Опираясь на то, что ученые мира не могут дать ясный ответ на
многие явления этой древней цивилизации, а главное, не могут дать
объяснение уровню ее развития в те времена. На самом деле удиви-
тельно то, что в эпоху, когда Европа только мечтала о многих отк-
рытиях в области разных наук, там, на Американском континенте,
уже существовали такие цивилизации, которые давно уже перешагнули
через барьер многих научных достижений и развивались гораздо бо-
лее быстрыми темпами, чем это делала Европа. Примечателен и тот
факт, что в мире древних цивилизаций Америки первобытность нравов
граничила с необычайной осведомленностью во множестве наук, появ-
ление многих из которых в обществе такого типа вообще не уклады-
валось в сознании умов тогдашних европейцев, да впрочем и сейчас
нам еще сложнее понять этот парадокс древних цивилизаций.
Актуальность этой темы возникает сама собой потому, что че-
ловека всегда движет чувство недостаточности знаний и он никогда
не остановится в исследовании различных явлений, если осталось
хоть одна капля непонятного. Видимо такова природа человеческого
разума.
Недостаточность реальных свидетельств и объяснений тех или
иных явлений древней культуры сама собой порождает все новые и
новые исследовательские поиски в сторону предмета изучения, ведь
иначе и быть не может. Мне бы, в свою очередь, хотелось подчерк-
нуть актуальность того, что я, достаточно долго соприкасаясь с
культурой испаноговорящих стран, постепенно начинаю познавать
истоки возникновения этой культуры и ее исторической трансформа-
ции. Для меня стало интересным понять существование многих слов
местного происхождения, употребляемых в разговорной речи и лите-
ратуре наряду с чистыми языковыми формами. Особенно интересно
разнообразие диалектов и его корней в истории. Порой своебразие
диалектов напрямую связано с древним языком, превалировавшим на
данной территории в период ее освоения колонизаторами, но этим
занимается другая очень интересная наука - лингвистика.
Древняя цивилизация Америки остается кладовой знаний для
всех областей научного мира. Этнографы находят для себя массу ма-
ло изученных или не изученных вообще племен и народов, проживаю-
щих в труднодоступных районах бассейна реки Амазонка. Историки и
археологи посредством археологических находок и других свиде-
тельств открывают для себя и для мира неизвестные эпизоды истории
древнего мира Америки. Свидетельством этого может служить факт
внимания ученых и поломничества туристов в города Мачу-Пикчу и
Куско, древнюю столицу империи инков.
Литература.
1. Народы Америки т.2, М.,1959
2. Вайян Дж., История ацтеков, пер.с англ., М., 1949
3. Кинжалов Р.В. Искусство древней Америки,М., 1962
4. Латинская Америка: энциклопедический справочник, т.I - М.,
Советская энциклопедия,1979
5. Максаковский В.П., Географическая карта мира: 230 "каналов
углубления" к курсу "Экономическая и социальная география
мира", Ярославль, 1995
.
.