Смекни!
smekni.com

работа студентки 2 курса (стр. 2 из 5)


Глава 1. Мужской костюм знатного сословия

1.1 Мужской костюм. Нижнее платье.

Нижняя рубаха, как правило, называлась кота или котт. Рассматривая миниатюры других источников более раннего периода можно заметить, что некоторые элементы нижней одежды (нижней рубахи) постепенно менялись. В частности, менялся вырез горловины, форма рукавов. Однако наиболее наглядным является изменение длины коты. На изображениях можно видеть как рубахи выше колен, так и доходящие до щиколотки. Но при этом основной фасон затронут не был: обычная рубаха, типа туники, различной длины.

На миниатюрах кодекса Манессе чаще встречается нижнее платье длинное, до щиколотки. Иногда котт делали такой длины, что приходилось подбирать ее с боков для удобства, тогда платье подпоясывалось[3]. Короткие же котты присутствуют только на миниатюрах с изображением сцен охоты (илл.1, 2), игры в мяч (илл.3), боев на мечах (илл.4, 5), а также на изображениях подданных и слуг за своей работой (илл.6). Однако одежда слуг могла быть и длинной, заметно приближаясь по форме к одежде знатных сословий. В остальных случаях длина котт объясняется в первую очередь практичностью, т.к. длинные платья были бы не удобны.

Цвета котт были самыми разнообразными: чаще всего красный, а также синий, зеленый, реже желтый. Желтый цвет, как правило, носили мужчины, и встречался он редко, т. к. краситель был очень дорогим.[4] На всех изображениях в кодексе на нижнем платье показаны обработанные рукава и вырез горловины. Как правило, это желтые широкие манжеты и широкая желтая кайма по линии выреза. Часто они еще обработаны по самому краю красной или белой тонкой тесьмой. Вырез горловины на всех миниатюрах круглый. Собственно рукава были широкими у плеч и сужались от локтя до кисти. Их делали длиннее, чем требовалось по размеру, поэтому у локтя образовывалась большая складка. Это создавало впечатление, что поверх котты одето еще одно платье с широким рукавом. На некоторых миниатюрах на рукавах и на грудной части заметны ряды пуговиц (от 5 до 7 штук, илл.7, 8, 9, 10, 11).

Также в кодексе встречаются изображения, где видна подкладка котт. Так в сцене боя мужчин (илл.4) можно увидеть, что подкладка контрастна основному цвету котты: котт синий – подкладка красная, сиреневая котта – зеленая подкладка, синяя кота – зеленая подкладка (илл.12). На других миниатюрах подкладка чаще белая (илл.13, 14). Встречается и разноцветная подкладка: голубые клинья на белом фоне (илл.15).

Также в сцене боя можно заметить разрезы спереди коты. Эти разрезы делались специально для боевых костюмов для легкости передвижения. Вообще же коты с разрезами посередине и сзади на миниатюрах в кодексе встречаются только в единичных случаях (илл.12).

У рыцарей или просто людей, облаченных в военные одежды, вместо котты одето что-то типа подкольчужника: стеганая одежда с высоким воротником и узкими рукавами (илл.16). Под нее для удобства также одевался котт, который в данном случае использовался в качестве нижнего белья.

1.2 Верхнее платье.

Верхнее платье, как правило, было более разнообразное, чем котт.

Верхнее платье называлось сюрко (surkott – “поверх котты”). Это, как правило, широкое длинное платье разнообразных цветов (синий, красный, зеленый, иногда разноцветные) с рукавами, разной длинны, обычно ¾ (илл.17, 18) или до кисти (илл.19, 20), или вообще без рукавов (илл.21, 8). В первом случае они широкие, во втором зауженные. Рукава всегда обшивались каймой желтого цвета (как манжеты), если рукавов не было, то вырезы для рук также обрабатывались желтой тесьмой. Эти вырезы, как правило, были очень широкими. На некоторых миниатюрах изображены сюрко с рукавами –“обманками”, т.е рукава есть как таковые, но они не одеваются, а просто свисают (илл.22). В таком случае в сюрко предусмотрены специальные разрезы, в которые можно было продеть руки. Но рукава все равно украшались широкой тесьмой.

Вырез горловины тоже обрабатывался тесьмой. Иногда к сюрко пришивался откидной капюшон, который нередко отличался по цвету от самого сюрко (илл.19, 17). У капюшона также была цветная подкладка, а все его края обшивались тесьмой, которая в свою очередь еще обшивалась тонкой красной или белой каймой. Капюшон могли и не пришивать к сюрко, а одевать или снимать по необходимости.

На избражениях видна подкладка сюрко. Видимо, ее пришивали всегда. Чаще всего она была белой, синей, зеленой, желтой (но всегда контрастна основному цвету сюрко). Иногда с внутренней стороны сюрко пришивали мех, что служило не только утеплителем, но и показателем богатства человека, который носил эту одежду (илл.19, 21, 14).

У сюрко, в отличие от котты, разрезы встречаются гораздо чаще (илл.19, 14, 23). Обычно их делали с переди от линии талии. Как видно на миниатюре через эти разрезы была видна дорогая подкладка. Возможно, это делалось специально, чтобы ее показать. Если сюрко одевали поверх кольчуги, то оно имело также разрезы по бокам (илл.7). Все разрезы обрабатывались тонкой тесьмой.

Вырез горловины мог быть круглым (илл.15), V-образным неглубоким (илл.21), тогда он обшивался по краям широкой тесьмой, или V-образным глубоким (илл.18, 20), в этом случае тесьмой он не обшивался. Иногда от горловины шел ряд пуговиц (илл.8). На некоторых миниатюрах изображены откидные воротники (илл.3, 24). Тогда на одной стороне был ряд пуговиц (6-7шт.), на которые застегивался ворот. Если вырез украшался тесьмой, то его могли украсить рядом бусин (илл.25). В отличие от котт сюрко не подпоясывали.

В сценах охоты изображены сюрко, которые отличались от повседневных. Прежде всего цветом платья (илл.2). Здесь впервые можно увидеть разноцветное сюрко на представителе имущего класса. На предыдущих миниатюрах подобные вещи можно было заметить только на менестрелях и на слугах. Учитывая отношения подчинения, вассалы должны были носить цвета своих господ, но вскоре, видимо, эта одежда была перенята даже самыми высшими сословиями. Как правило, такой вид одежды изготавливали, путем сшивания разных цветных полос одна у другой. Помимо этого в верхнем платье для охоты предусматривались дополнительные разрезы, для удобной езды верхом.

1.3 Плащи.

К XIII в. отделка плаща стала роскошнее, а длина его увеличивалась соответственно положению и средствам лица, которому он принадлежал[5]. Обычно плащи шились из шелка и бархата.

Плащ сохранял традиционную форму полукруглой широкой накидки. На миниатюрах кодекса можно заметить, что плащи носили на обоих плечах, полностью закрывая спину и плечи (илл.26). Это было новой привычкой, потому что ранее (до XII в.) плащи носили по примеру римских: только на левом плече[6]. Спереди плащ могли завязывать тесьмой (илл.27). Иногда для этого использовался аграф, специальная застежка (илл.28), которая постепенно становилась самостоятельным украшением. Ее могли делать из благородных металлов и украшать драгоценными камнями или резьбой.[7]

С внутренней стороны к плащу обязательно пришивалась подкладка. она могла быть самой разнообразной, но чаще меховой (илл.26, 27, 29).

Также встречаются плащи с рукавами. Но, как правило, это рукава-“обманки”, упомянутые уже, когда речь шла о сюрко (илл.11). Только в данном случае рукава очень длинные, обшитые тесьмой. Для рук предусмотрены специальные проймы, также украшенные каймой. Иногда рукавов не было, а плащ закрывал не только спину, но и все переднюю часть (грудь, живот). В таких случаях для рук делались разрезы (илл.30). На этой же миниатюре (а также на илл.11) можно заметить откидной капюшон, который одевался по необходимости. Иногда разрезы были по всей длине рукавов, т.е. в данном случае отсутствовал осноснов рукавный шов (илл.31). Также в кодексе встречаются кугели – капюшоны с пелериной из шерстяной ткани, которые часто заменяли плащи и хорошо защищали от стужи[8] (илл.32). Хотя носили их чаще простые горожане и крестьяне.

Плащи также украшатли рядами пуговиц спереди (илл.11, 30).

Иногда плащи шились с большим откидным воротом, наподобие пелерины (илл. 28), который пришивался отдельно. В таком случае очень хорошо была видна меховая подкладка плаща.

Особо следует упомянуть плащи, которые одевались на охоту. Это была короткая, открытая с боков накидка, которая защищала грудь и спину. Такой плащ можно увидеть на илл.1. С изнаночной стороны подшивали меховую подкладку.

1.4 Головные уборы. Прически.

В кодексе головные уборы встречаются не очень часто. Акцент делается на прически. На миниатюрах, как правило, изображены мужчины с завитыми волосами длиной до плеч с короткой челкой (илл.14). Такая прическа называлась “пейзанской стрижкой”[9]. Проборы мужчины не делали, а просто зачесывали волосы назад (илл.12). Бороды на миниатюрах встречаются редко (илл.33, 34, 35). Глядя на изображения, можно сделать вывод, что бороды носили представители самых знатных сословий или короли (илл.36, 17, 7) в качестве отличия от просто почетного рыцарства, горожан и других.

Из головных уборов чаще всего встречаются обручи шапели (shapel) – матерчатые или металлические обручи или венки из натуральных или искусственных цветов (илл.8, 13, 15). Они могли делаться из позолоченного серебра иногда даже из золота, украшаться драгоценными камнями и жемчугом (илл.8).

Достаточно распространен был чепчик кале или каль (илл.10, 20). Первоначально он выполнял функции подшлемника (головной убор, который рыцари одевали под шлем) и шили из достаточно плотной ткани (шерсти или неотбеленного льна). Однако постепенно кале стали носить и в повседневной жизни. Он закрывал верхнюю часть головы и уши и завязывался под подбородком. В манускрипте встречаются кале только белого цвета, хотя они могли быть красного, зеленого цветов, а иногда и разноцветными[10]. На изображениях видно, что чепчики обрабатывались узкой обшивкой, что делалось для украшения. Иногда кале могли шить из прозрачной ткани и украшать вышивкой (в манускрипте таких изображений нет). При выходе на улицу поверх кале надевали различного вида шапки.[11]