Генуя, сначала занимавшая по сравнению с Венецией менее выгодное положение, вступила в союз Михаилом Палеологом. В восстановленной в 1261 г. Византийской империи, из ненависти к венецианцам, императоры династии Палеологов предоставили Генуе более широкие привилегии: кроме чисто экономических преимуществ, она вскоре приобрела владения на берегах Малой Азии и прибрежных островах[50]. Генуя получила контроль над Босфором[51]. Михаил Палеолог уступил ей Галату, при входе в Золотой Рог, напротив Константинополя. Генуя превратила ее в мощную крепость и крупный порт. Генуэзцы получили право беспошлинной торговли во всех подвластных империи землях[52]. Генуэзская республика добилась разрешения иметь свои кварталы в наиболее значительных торговых центрах империи: в Константинополе, Фессалонике, Смирне, на островах Крите, Эвбее, Лесбосе, Хиосе[53]. Венеция временно была вытеснена из Причерноморья и Эгеиды. В Причерноморье генуэзцы завладели Кафой, ставшей одним из важнейших центров транзитной торговли между Западом и Востоком[54].
Однако Венеция предпринимает попытки вытеснить из территорий, ранее контролируемых венецианцами, своего главного конкурента – Геную. Тем не менее, влияние и мощь генуэзцев в Восточном Средиземноморье возрастает. Острая конкуренция приводит к первым вооруженным столкновениям и войне 1294-1298[55] гг.
XIII век характерен стремительным экономическим ростом городов-республик – Генуи и Венеции. В этом столетии, не без участия Византии, они расширяют зону торговли, основывая множество факторий на берегах Средиземного моря. Во второй половине XIII в. начинается открытая война между Генуей и Венецией. Главной причиной борьбы, как уже говорилось выше, является конкуренция. Конкуренция, как в торговле, так и в территориальных притязаниях. Борьба за контроль над Средиземным и Чёрным морями в XIV – XV веках является следствием развития Генуи и Венеции в XIIIв. - как торговых морских республик, и стремлением вытеснить конкурентов из подконтрольных областей. Византийская политика способствовала эскалации конфликта и послужила одной из причин усиления рассматриваемых держав.
Глава II
Борьба за господство Генуи и Венеции в Восточном Средиземноморье (XIV – первая половина XV вв.)
В этот период противостояние достигло своего апогея. В борьбу были втянуты многие государства Причерноморья и Восточного Средиземноморья. Однако, в первой половине XV в. борьба постепенно теряет остроту и отходит на второй план перед угрозой со стороны османов.
§1. Борьба Генуи и Венеции в Причерноморье и Восточном Средиземноморье в XIV веке.
В конце XIII века конфликт между Генуей и Венецией перерос в открытую войну 1294 – 1298 гг. Дальнейшая эскалация конфликта связана, в основном, с расширением торговой экспансии в Чёрном и Азовском морях. Во второй половине XIII и начале XIV веков происходит изменение торговых путей на Леванте, возрастает значение черноморских портов[56]. С падением последних опорных пунктов крестоносцев в Сирии и с изданием в 1291 г. папского запрета для всех христиан торговать с мамлюкским Египтом, значение южной средиземноморской торговли упало[57]. Значение черноморской торговли возрастает после разгрома монголами во второй половине XIII века Багдадского Халифата, когда торговые пути по Тигру и Евфрату теряют своё значение[58].
Поскольку внешняя политика Генуи и Венеции диктовалась торговыми интересами, усиление конкуренции в Восточном Средиземноморье и Причерноморье привело к обострению их отношений и новой войне в 1350 – 1355 гг., которая велась за контроль над рынками Византии и Причерноморья[59]. Отношения Генуи и Венеции обостряются по всему бассейну Средиземного моря, но на первом месте стоит борьба за овладение черноморскими рынками. В это время значение причерноморской торговли возрастает в связи с изменением системы трансазиатских путей из-за распада монгольских улусов. Трапезунд становится важным торговым центром, соединяющим Восток и Запад. О проблемах связанных с осложнением торговли есть сведения во многих источниках[60].
В XIV веке Венеция проводит внешнюю политику, направленную на то, чтобы обеспечить максимально лёгкий доступ к портам, являвшимся источниками поступления дорогих восточных товаров и открывавшим путь на восточные рынки[61]. Например, галеи отправлявшиеся в Трапезунд находились под усиленной охраной, для защиты от нападений османов и генуэзцев[62]. Венеция пыталась создать наиболее благоприятные условия для пребывания там своих купцов. Такие порты захватывались или приобретались по договору с местными правителями. Так, в 1332 г. венецианцы заключили договор с татарами, в результате которого возникла фактория Тана[63]. В случае сопротивления властей венецианцы использовали торговую блокаду портов[64], прекращая ввоз и вывоз товаров. Впервые Венеция воспользовалась подобными методами давления ещё летом 1228 г., при столкновением с эпирским правителем Феодором Ангелом[65]. Венеция стремилась обезопасить торговые пути, создавая опорные пункты на всём пути следования[66]. Торговая политика венецианцев, в отличие от генуэзцев, была централизованной и способствовала созданию колониального домена[67].
Внешняя политика Генуи в XIV веке во многом похожа на проводимую Венецией. Борьбу с конкурентами регламентирует генуэзский устав, принятый в 1316 г.[68] Также создавалась система крепостей для защиты торговых путей, но они характеризовались большей автономией. Так, в конце XIII – начале XIV века были основаны фактории на западном побережье Чёрного моря – в Вичине, Килие[69], в Восточном Средизеиноморье – на о-вах Самос, Лесбос, Хиос и др. Во многих из них оформился консулат с прямым или косвенным подчинением более крупным факториям[70]. В бассейне Чёрного моря главным портом и административным центром стала Кафа, что видно по документам из Секретного Архива Генуи[71]. Главы генуэзских поселений в Причерноморье находились в подчинении консула Кафы, а он, в свою очередь, подчинялся напрямую Генуи. Пера и Галата были важны для контроля над проливами. Генуэзские колонии были автономны. Например правитель Митилены (Лесбоса), Фасоса, Лемноса и других островов в Эгейском море Гаттилузи имел, как говорит С.П. Карпов, полунезависимый статус[72]. Гаттилузи проводил свою политику и имел договора с Византией. Например, договор о монополии на вывоз квасцов[73]. Главным отличием генуэзской колонизации от венецианской, является укрепление факторий и открытие новых рынков, а не создание колониального домена[74]. Ориентация на торговлю как предметами роскоши, ценными транзитными товарами, так и товарами широкого потребления ведёт к цели монополизировать не только отдельные категории товаров и торговые маршруты, но и все коммерческие операции в различных областях Средиземного и Чёрного морей. Не смотря на развитую систему факторий, генуэзская торговля не была столь чётко организована, как венецианская.
Стремление к монополии торговцами республик св. Георгия и св. Марка приводило к множеству столкновений. Генуя и Венеция втягивали в свою борьбу государства Южного Причерноморья и Понтуса[75], страны арабского Востока[76], татар[77]. Византия, Трапезундская империя и татары выступали на той или иной стороне. Пик борьбы пришелся на 40 – 60-е гг. XIV века. Однако в 40 - х годах возникает опасность татарских и турецких набегов. В 1343 году венецианцы были вытеснены татарами из Таны[78], что отразилось не только на венецианской, но и на генуэзской торговле. 18 июля 1344 г. был заключен договор о совместных действиях против татар, а также об урегулировании совместных претензий[79]. Когда стороны начали решать проблемы со строительством укреплений в Трапезунде венецианцы отошли от положений договора. Также, в обход договора с Генуей, Венеция пыталась наладить сепаратные отношения с татарами. Генуэзцы в свою очередь, пытались вытеснить венецианцев из акватории Чёрного моря. На примере этих событий видны причины обострения конфликта в 40 – 60-е годы XIV века.
В 1348 – 1349 гг. генуэзцы напали на Трапезундскую империю и Византию. Великие Комнины потерпели поражение и вынуждены были подписать невыгодный мирный договор[80]. В 1348 – 1349 гг. Византия вела безуспешную войну с генуэзской Галатой[81]. Война с Иоанном VI (1341–1354) началась с нападения генуэзской Перы на Византию в 1349 г. Так начался широкомасштабный конфликт с вовлечением Венеции, Арагона и турков на стороне Византии. Конфликт перерос в генуэзско-венецианскую войну 1350 – 1355 гг. В ряду ее главнейших причин была политика Генуи, направленная на установление полного контроля над черноморской торговлей, обложение налогом, по своему усмотрению, венецианских купцов. Середина ХIV в., по определению генуэзского дожа Р. Адорно, была началом "генуэзской опеки" над Причерноморьем[82]. Нападения на венецианцев в генуэзских факториях, захват их в плен в Каффе, попытки не пускать венецианские суда в Азовское море, нарушившие навигацию конвоев вооруженных галей "линии", отмечены в конце 1349—1350 гг[83]. 6 августа 1350 г. венецианский Сенат объявил войну Генуе. Она началась отправкой флота в 35 галей под командой Марко Рудзини в Эгеиду и к Пере[84]. Эскадра Рудзини захватывала там генуэзские суда с товарами. В водах Босфора 13 февраля 1352 г. произошла битва между венецианцами и генуэзцами. После этого сражения Византия вышла из войны, подписав с Генуей 6 мая 1352 г. выгодный для Лигурийской республики договор. В 1354 г. произошла морская битва, в которой победу одержали венецианцы. Как видим, ни та, ни другая сторона не могла захватить стратегическую инициативу в войне. Она завершилась шатким мирным договором, подписанным в Милане в 1355 году[85].