Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Степень и глубина взаимонепонимания обычно не совпадают, поэтому в рамках этого типа политической культуры выделяются и своеобразные подтипы. Например, можно говорить о фрагментированных (сегментированных) политических культурах, в рамках которых, в отличие от отношений внутри поляризованной политической культуры, существует определенный общественный консенсус по поводу самых основных – национальных – ценностей. В то же время, как подчеркивает В. Розенбаум (и как уже отмечалось ранее), здесь местная лояльность нередко превалирует над национальной, слаба действенность правовых, легитимных процедур, распространено острое недоверие социальных групп друг к другу, и поэтому приходящие к власти правительства нестабильны и недолговечны.
Наличие сегментированных политических культур весьма типично для переходных обществ или тех, в которых идет процесс формирования титульной нации. В этих условиях велика доля апатичных и отчужденных от власти слоев населения, ведутся острые политические дискуссии относительно целей и способов общественных преобразований.
Учитывая особую роль государства и других политических институтов в воспроизводстве образцов политического мышления и поведения, в науке различают также официальную, поддерживаемую институтами государства, и реальную политическую культуру, воплощающую ценности и соответствующие им формы практического поведения большинства или значительной части населения. Так, в ряде стран Восточной Европы, где идеи социализма в значительной мере внедрялись под давлением государства, при первых же демократических преобразованиях («бархатных революциях») они уступили место официальных показателей приверженности этих стран марксизму-ленинизму реальным ориентирам и ценностям граждан.
В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить самые универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Например, можно говорить о рыночной политической культуре, в которой политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан, и этатистской, которая характеризуется главенствующей ролью государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида (Э. Баталов). [5, 262-263 с.]
В содержательном отношении существуют и более общие критерии типологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров – Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире типов политической культуры.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
3.1 Проблемы формирования украинской политической культуры
Становление независимого правового демократического государства в Украине связано с формированием украинской политической культуры, которая по своему смыслу является культурой угнетенного общества, которое старается избавиться тоталитаризма и расстроить правовое, демократическое государство. Это обозначается на всех структурных компонентах государственного устройства и политической системы. Одновременно с этим, используя терминологию известного американского исследователя Г.Алмонда, тип политической культуры Украины можно также определить как континентально-европейский, наиболее яркой особенностью которого является высокая фрагментарность, которая обусловлена прежде всего неодинаковым уровнем политического развития отдельных регионов страны.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Современные процессы формирования демократической политической культуры является составной частью национального возрождения Украины. Существует двусторонняя взаимосвязь между ростом национального и исторического сознания и политической культуры народа. Национальное сознание, так же, как и национальный характер, в значительной мере формируются под влиянием политических отношений прошлого. Продолжительное пребывание под колониальным гнетом послужило причиной формирования в части народа уныния в возможности развития самостоятельной Украины. Продолжительное господство тоталитаризма настолько деформировало представление о демократии, которая часто возникает угроза возникновения нового тоталитаризма, поставленного уже на службу национальной идее. Необходимый продолжительный опыт успешной деятельности демократических институтов, чтобы в национальном характере утвердились такие черты демократии, как терпимость, готовность к сотрудничеству с людьми, которые имеют другие политические и идейные взгляды, уважение прав лица и меньшинств. [10]
3.2 Политическая культура молодежи
Значение молодежи в развитии человеческого сообщества тяжело переоценить, так как все его наилучшие ожидания непременно связывались с молодежью, грядущими поколениями. Можно гордиться молодежью, порицать ее или вообще не замечать ее существования.
Однако нельзя не считаться с молодежью, с ее потенциалом, идеалами, интересами, ожиданиями, с ее радикализмом и нетерпимостью ко всему обманчивому и ошибочному, с ее откровенностью и прямотой, с ее безапелляционностью и неумением часто внимательно прислушиваться к старшим.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
К сожалению, и сегодня мало что изменилось: разница разве что в том, что предполагается влиять не на саму молодежь, а на условия ее политической социализации в разных сферах ее жизнедеятельности, поддерживать ее гарантиями, привилегиями и льготами. С этим тяжело согласиться, так как, во-первых, эти гарантии, привилегии и льготы государством лишь провозглашаются на уровне государственного закона, но не существует реального механизма практической реализации этих положений, воплощения их в жизнь. Во-вторых, то основное, что объединяет молодежь в определенное социально-демографическое и политико-культурное сообщество и отличает ее от других социальных сообществ, - это ее потребности, интересы, ценности и нормы.
Поэтому реализация молодежной политики и оптимизация процессов управления формированием новой политической культуры наших юношей и девушек должна предусматривать поиск эффективных путей преодоления противоречий между интересами, потребностями, ценностями общества и молодого поколения. Игнорирование интересов молодежи или манипулирование ее сознанием повлекли за собой низкую эффективность молодежной политики, которая часто не достигала своей цели и превращалась в фарс, а процессы и мероприятия по формированию политической культуры юношей и девушек приобретали абстрактные, оторванные от реальной жизни значения.
Поэтому для нас сегодня не только интересным, но и довольно принципиальным является вопрос о том, что собой представляет политическая культура украинской молодежи.
Еще одна проблема состоит в том, что довольно тяжело определить, кого в нашем обществе ныне больше: интерналов (людей, которые считают, что все зависит от них самих и от их деятельности); экстерналов (тех, кто во всем обвиняют внешние обстоятельства) или же амбивалентов (тех, кто не может определить, от кого зависит их судьба). Понятно одно - желательно иметь общество, где преобладают именно интерналы, люди сильные, мужественные, имеющие активную жизненную позицию.
Конечно, огромное значение имеет то, занимают ли такую позицию именно молодые люди. Беспокоясь о формировании национального самосознания граждан, не следует упрощенно считать, что для этого достаточно лишь более активно заниматься вопросами языка, традиций, культуры, обычаев, которые присущи украинцам как нации. Самосознание базируется на определенном ценностном пространстве, которое состоит из таких фундаментальных для каждого человека ценностей как здоровье, семья, личная безопасность, хорошие отношения с другими, материальное состояние, интересная работа, справедливая оплата труда, сильная власть (законность и порядок), хорошее образование. Вот какими являются для наших молодых соотечественников первые приоритеты, а уже потом идут те, которые базируются на них, - свобода совести и мысли, возрождение и развитие национальной культуры, бесплатное образование, медицина, жилье и т.п.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Понятно, что без расширения границ доступа молодежи к политической власти, надеяться на существенные сдвиги в Украине на пути к демократическому обществу довольно тяжело. Молодежь, кстати, как и другие социальные слои населения, любит и уважает власть (властные структуры в государстве) лишь при условии, если эта власть действительно моральная, этическая, правовая. Здесь важно акцентировать внимание и на том, что молодежи вовсе не безразлично, есть ли в государстве собственная молодежная политика и в какой мере она реализуется.[8]
Политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.