Смекни!
smekni.com

Н. К. Кирсанова Научный (стр. 4 из 7)

Глава 6. Опасности, подстерегающие душу при рождении и смерти

Погребальный обряд всегда был обрядом, связанным с многочисленными трудностями. Акт рождения и смерти всегда были священными у многих народов. Рождение – приход души в этот мир – должно быть тщательно защищено от злых духов, стремящихся погубить младенца и забрать его душу. Фрезер пишет: «Альфуры на Целебесе перед началом родов, чтобы душа младенца при рождении не выскользнула и не потерялась, стараются заткнуть все отверстия в доме, даже замочную скважину, трещины и щели в стенах. В то же время затыкают рты всем животным внутри и вне дома из опасения, чтобы ни одно из них не проглотило душу ребенка. По той же причине все присутствующие в доме люди, включая роженицу, обязаны во время родов держать свои рты закрытыми. На вопрос, почему они не закрывают и свои носы, альфуры ответили, что через ноздри воздух втягивается и выпускается и душа будет вытолкнута наружу до того, как успеет там поселиться. Простонародные выражения в языках цивилизованных наций, такие, как "держать сердце во рту" или "иметь душу на губах или в носу", показывают, насколько естественной является мысль о том, что жизнь (или душа) может выскользнуть через рот или через ноздри»11.

Во многих других народов деторождение было опутано целой сетью табу, направленных на сохранение души.

Уход души из тела был также затабуированным. Если вспомнить шаманскую теорию трех миров – загробного, мира людей и мир духов, то там мы найдем своеобразный круговорот души в этих трех мирах. И цель многочисленных табу при смерти человека был связана с тем, чтобы обеспечить переход души из нашего мира в загробный мир.

Душу можно сравнить тут с ценным грузом, который везет вооруженный кордон и на одном пути своей длинной дороги останавливается, чтобы оставить груз в банке. Приход груза – это рождение, приход души в этот мир. Пока груз в банке, можно сравнить с пребыванием души в этом мире. И, наконец, груз берет другой кордон и увозит в другой банк. Так и душа уходит из нашего мира, чтобы уйти в иной мир. Разумеется, что акты получения/отдачи груза будут всячески охраняемы, чтобы груз не украли и не разбили. Тоже и с душой – необходимо обеспечить ей максимальную безопасность. Но что случается, когда внезапно акт погребения человека, то есть «переправка» души в загробный мир, не может состоится, или была проведена с ошибкой? Тогда душа остается в нашем мире, что очень и очень плохо, так как, по древним верованиям, душа будет мстить. Именно поэтому воины у некоторых племен подвергаются многочисленным табу, пока они находятся на пути домой от места сражения. Фрезер пишет: «Басуты "по возвращении с поля битвы совершают специальное омовение. Совершенно необходимо, чтобы воины как можно скорее очистились от пролитой ими крови, иначе тени жертв будут непрестанно преследовать их и нарушать их сон. В полном вооружении воины строем направляются к ближайшему источнику. Когда они входят в воду, колдун, расположившись на возвышении, кидает в поток очищающие вещества. В последнем нет, однако, такой уж необходимости. Омовению подлежат также копья и боевые топоры". [20]

У негров-багешу (Восточная Африка) убивший не может возвратиться в свой дом в день совершения убийства, но он имеет право войти в селение и провести ночь в доме друга. Он убивает овцу и вымазывает грудь, правую руку и голову внутренностями животного. К нему приводят его детей, и он то же проделывает с ними. Затем внутренностями и кишками овцы он вымазывает дверь с обеих сторон, а остатки их забрасывает на крышу дома. В течение всего дня он не смеет притрагиваться к пище руками, а переправляет ее в рот двумя палочками. На жену эти запреты не распространяются. Она может, если ей того хочется, даже оплакать человека, которого убил ее муж. Воины живущего на севере

Замбези племени ангонов, убившие в походе врагов, вымазывают свое тело и лицо золой, надевают на себя одежду своих жертв и обвязывают вокруг шеи веревки, так чтобы концы их свисали на плечи или на грудь. Это одеяние они носят на протяжении трех дней после своего возвращения с похода. Поднимаясь на рассвете, они бегают по деревне и, чтобы отогнать души убитых, испускают истошные вопли. Ведь если эти души не выгнать из домов, они могут принести живым болезнь и несчастье». [21]

Итак, мы получаем человеческую душу, не имеющая возможности покинуть этот мир, и скитающаяся, как привыкли ее изображать древние люди, в образе птицы. При этом душа будет стремиться отомстить обидчику, человеку, который лишил жизни ее физическое воплощение и не обеспечил ей уход в другой мир, или же нерадивого человека, не сумевшего правильно провести погребальный обряд.

Остается выяснить, для чего душе нужна кровь? Почему она скитается по этому миру, и единственное желание ее - это пить кровь? И вообще, что значит кровь для мистических воззрений древних людей? Этому вопросу я и посвящу следующую главу.

Глава 7. Оккультное значение крови

Рудольф Штайнер в своей работе «оккультное значение крови» пишет: «Кровяные сосуды, вместе с сердцем есть выражение трансформированного эфирного тела, таким же образом, которым спинной мозг и мозг выражают астральное тело.

Так же, как посредством мозга внешний мир переживается внутренне, так же посредством крови этот внутренний мир трансформируется во внешнее выражение в теле человека. Я буду вынужден говорить в подобиях, чтобы описать вам сложные процессы, которые должны быть учтены;….. Был бы человек только обеспечен мозгом, он только был бы способен воспроизвести образы внешнего мира внутри себя и переживать их внутри себя; он был бы только способен тогда сказать: "Внешний мир отражается во мне как в зеркале". Если, однако, он способен образовать новую форму этого отражения внешнего мира, эта форма не есть более отраженный внешний мир, это есть "Я".

Существо, обладающее спинным мозгом и мозгом воспринимает отражение как свою внутреннюю жизнь. Однако когда существо обладает кровью, оно переживает свою внутреннюю жизнь, как свою собственную форму. Посредством крови, поддерживаемой кислородом внешнего мира, индивидуальное тело формируется соответственно образам внутренней жизни.

Такая формация выражается как восприятие "Я"». [22]

Обратимся к Фрезеру: «Некоторые из племен индейцев Северной Америки по причине жесткой религиозной санкции строжайшим образом воздерживаются от употребления в пищу крови любого животного, потому что в ней заключена его жизнь и душа. Охотники-иудеи выпускали из убитой добычи кровь и присыпали ее пылью. Они не прикасались к крови в уверенности, что она содержит в себе душу или жизнь животного…. Распространено предписание, согласно которому не должна проливаться на землю кровь верховного правителя.

Поэтому, когда надлежит предать смерти самого правителя или кого-то из членов его семьи, изобретают такой способ казни, при котором царская кровь не попала бы на землю…. Боязнь пролить кровь на землю, в общем, объясняется верой в то, что в ней пребывает душа и что в силу этого земля, на которую попадает кровь, с необходимостью становится табуированной, или священной».[23]

В западной Африке, если кровь упала на Землю, землю стоит посыпать пеплом, утрамбовать и вообще всячески замести. И дело тут не только в том, что попадание крови на что либо обозначало принадлежность этого предмета человеку, пролившему эту кровь… В крови заключена душа, и злой колдун мог захватит эту кровь, чтобы потом вредить человеку.

В представлениях народов Сибири мы видим, что человек делится на три тела: собственно физическое тело, духовное тело, или разум, и астральное тело, или душа, или, другими словами, ту часть человека, которая заключала в себе Я, Эго человека. И именно эта самая важная часть человека, считалось, содержалась в крови. Когда один человек случайно резался, то он стремился как можно скорее завязать рану не боясь потери крови, а боясь потери души.

Итак, мы узнали, что кровь – важнейшая часть человеческого организма, так как в ней, по представлениям древних людей, заключена душа.

Глава 8. Абстрактная природа вампира

Вера в бессмертие души и переходы ее в другие миры порождает целый комплекс родовых/погребальных табу. Именно эта вера позволяет существовать вере в существовании некоторых души, волею случая не сумевших перейти в иной мир. Такие души, верили люди, будут мстить своим обидчикам. И появляется образ крылатой, вездесущей души, рыщущей в поисках своего врага и высасывающего из него кровь.

Но не надо понимать это буквально! Ведь люди, когда говорили о душе, приравнивали ее к крови. И вполне возможно, что человек, говорящий «он высосал мою кровь» говорит о том, что кто - то, якобы, украл часть его души! а кто может украсть душу? Мы выяснили, что душу украсть могут двое: колдун и мстящая душа. Именно поэтому Даль в своем толковом словаре дает определение упырю как «кровосос, упырь; ведмак». Вампира в образе колдуна находим мы и в Африке. Работая среди племен дельты реки Нигер, Артур Глеи Леонард обнаружил легенду о том, что колдуньи оставляют свои дома по ночам для встреч с демонами, на этих встречах и подготавливаются заговоры об умерщвлении соседей. Умерщвление осуществлялось «постепенным высасыванием крови жертвы какими-то невидимыми сверхъестественными средствами, воздействие которых на жертву было незаметно для окружающих». Среди народности ибо было поверье, что процесс высасывания крови происходит настолько умело, что жертва чувствует боль, но не может установить физическую причину этого, даже на грани фатального исхода. Леонард верил, что колдовство было в действительности утонченной системой отравления (такое же колдовство имело место в средневековой Европе).